Инновационный педагогический менеджмент
Залогом развития человеческого капитала и основной движущей силой экономического роста и рыночной эффективности является образование, совершенствование профессиональных навыков и генерация новых идей....
Залогом развития человеческого капитала и основной движущей силой экономического роста и рыночной эффективности является образование, совершенствование профессиональных навыков и генерация новых идей. От уровня знаний и технологий во всех странах зависит развитие глобального инновационного общества. По мере глобализации науки, техники и экономики международного сотрудничества, подготовка высококвалифицированных кадров и накопление знаний становится необходимым условием для ответа на глобальные вызовы.
Отсюда вытекает главная задача российской образовательной политики — обеспечение высокого качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. Концептуальные основы повышения качества образования заложены в государственной образовательной политике.
Базой реализации концептуальных основ повышения качества образования является внутриколледжная система менеджмента качества, формируемая в соответствии с требованиями и рекомендациями международных и российских стандартов по менеджменту качества, а также Государственных стандартов образования и показателей лицензирования и аккредитации образовательных учреждений.
Универсальный подход для построения системы менеджмента качества, ориентированный на гарантирование удовлетворения запросов потребителей и всех заинтересованных сторон, предлагает стандарт ISO 9001:2008 и его российский аналог ГОСТ Р ИСО 9001-2008, который характеризуется процессным подходом и позволяет построить эффективную систему управления.
В соответствии с требованиями стандарта ISO 9001:2008 и его российского аналога ГОСТ Р ИСО 9001-2008, в ГАОУ СПО «Бугульминский педагогический колледж» разработана и внедрена система менеджмента качества (СМК), основанная на процессном подходе. Вся деятельность организации разбита на процессы, которые представляют собой последовательность взаимосвязанных действий.
Документы СМК ГАОУ СПО «Бугульминский педагогический колледж», в соответствии с требованиями стандарта, подготовлены с учетом управленческого цикла Э.Деминга — РDСА (Планируй / Рlan — Внедряй / Dо — Проверяй / Check — Корректируй / Аct).
Разработанная модель системы качества ГАОУ СПО «Бугульминский педагогический колледж» включает следующие разделы, устанавливающие требования к системе менеджмента качества:
- раздел 4 — «Система менеджмента качества»;
- раздел 5 — «Ответственность руководства»;
- раздел 6 — «Менеджмент ресурсов»;
- раздел 7 — «Процессы жизненного цикла продукции»;
- раздел 8 — «Измерение, анализ и улучшение».
СМК ГАОУ СПО «Бугульминский педагогический колледж» основана на следующих принципах:
— уделять приоритетное внимание проблемам удовлетворенности потребителей, изучать запросы потребителей и проводить мониторинг уровня их удовлетворенности или неудовлетворенности;
— непрерывно совершенствовать систему менеджмента качества: при выявлении соответствующих возможностей и при наличии необходимых ресурсов внедрять те доработки системы, целесообразность и эффективность которых доказана;
— основывать разработку, внедрение и функционирование СМК при активном участии руководства организации, которое устанавливает цели, задачи и политику в области качества, отвечает за планирование в этой области и обеспечивает ориентированность организации на удовлетворение потребностей ее продукции, демонстрирование приверженности качеству;
— обеспечить наличие в организации системы внутренних коммуникаций, которые позволяют немедленно доводить всю информацию, касающуюся СМК до всех заинтересованных сторон;
— обеспечивать достаточную компетенцию и полномочия лицам, которым поручено решение той или иной задачи;
— обеспечивать взаимосвязь производственного процесса с другими процессами;
— обеспечивать адекватные методы контроля процессов, являющихся объектами аутсорсинга (передачи некоторых непрофильных областей деятельности специализированных компаниям).
Руководство и персонал ГАОУ СПО «Бугульминский педагогический колледж» убеждены, что создание СМК на основе требований стандарта ISO 9001:2008 и ее сертификация дадут организации следующие преимущества:
— оптимальное управление организацией с учетом актуальных изменений внешней и внутренней среды в условиях рынка;
— международное признание дипломов и установление творческих связей с зарубежными вузами;
— повышение эффективности и результативности работы образовательного учреждения, за счет использования прозрачных механизмов управления, постановки актуальных для организации целей в области качества и обеспечения механизмов их понимания и достижения на всех уровнях управления;
— повышение конкурентоспособности образовательного учреждения, за счет ориентированности его деятельности на интересы потребителей: работодателей, студентов, слушателей, родителей, заказчиков научной и консалтинговой продукции и услуг и всех заинтересованных сторон;
— уверенность в своем будущем и способность демонстрировать потребителям потенциал, которым располагает ОУ;
— гарантированное достижение и поддержание требуемого качества образовательных и научно-исследовательских услуг, отвечающим выявленным или предполагаемым нуждам потребителей;
— достижение высокого качества образовательного процесса, качества организации вспомогательных процессов, рациональную обеспеченность материально-техническими, информационными и кадровыми ресурсами;
— результативность образовательной деятельности — качество знаний и навыков выпускников, их активную гражданскую позицию, высокий уровень культуры и нравственности.
СМК ГАОУ СПО «Бугульминский педагогический колледж» включает современные методы управления процессами, подобранные с учетом сложившейся практики работы образовательного учреждения и актуальных направлений развития. Система менеджмента качества института учитывает требования регулирующих органов, которые включены в соответствующую документацию по управлению процессами и, таким образом, являются составной частью системы менеджмента качества.
Список литературы
1. ISO 9000:200. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
2. ISO 9001:2008. Системы менеджмента качества. Требования.
3. ISO 9004:2009. Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
4. ГОСТ Р ИСО 9000-2008. Системы менеджмента качества. Основные положения и словарь.
5. ГОСТ Р ИСО 9001-2008. Системы менеджмента качества. Требования.
6. ГОСТ Р ИСО 9004-2001 Системы менеджмента качества. Рекомендации по улучшению деятельности.
7. Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 г. № 273 - ФЗ.
8. Терминологический словарь в области управления качеством высшего и среднего профессионального образования.
Евгения ЧУПАХИНА, преподаватель специальных дисциплин, заместитель директора по научно-методической работе Бугульминского педагогического колледжа.
Комментарийлар