Быстрое обогащение – сказка рекламных агентств (Ролевая игра на уроках математики)

Из рекламы на уличных щитах, в Интернет-пространстве и на телевидении на тему быстрого заработка и фантастического обогащения в считанные минуты рождается миф «легкого заработка». Обману подвержены все возрастные категории населения, особенно дети школьного возраста, которые в силу известных причин не могут быть материально независимыми, но стремятся получать как можно больше денег на карманные расходы и самостоятельно совершать покупки.

Алмаз ХАМИДУЛЛИН,
учитель математики высшей квалификационной категории лицея-интерната №24 г.Нижнекамска

Всех современных финансовых махинаторов объединяет одна простая математическая уловка, раскрытие которой на убедительном и логичном примере доказывает несостоятельность всех обещаний «легкого нажива». Предложенная вниманию читателей журнала ролевая игра позволяет обучающимся без подсказок со стороны взрослых разоблачить мошенника, убедиться, что заработать нечестным путем деньги наказуемо по закону, быстрое обогащение – сказка рекламных агентств. Дети путем собственных наблюдений и умозаключений приходят к выводу, что популярный метод – ловушка для простаков, где выгода в любом случае остается в руках мошенников, и «обмануть обманщиков» – дело практически невозможное и неблагодарное.

Название ролевой игры – «Казино».
Участники: владелец казино, банкир, газетчик, рядовые жители города.
Предварительная подготовка: для создания деловой атмосферы, можно заранее попросить класс приготовить соответствующие ролям атрибуты.
Ход игры (описание дается из расчета на класс из 20 обучающихся)
Роли распределяются в следующем порядке:
Владельцы казино – 2 человека (у них на руках по 100 тыс. рублей).
Банкир – 1 человек (с аналогичным состоянием).
Газетчик – 1 человек (без денег, но с желанием разоблачить авантюристов и мошенников).
Рядовые граждане – 16 человек (их состояние оценивается в 20 тыс. руб­лей).

(Рис.1.)

Получается два противоборствующих лагеря: владельцы казино и банкир с 300 тыс. рублей против простых тружеников с 320 тыс. рублей. На роль газетчика лучше брать ученика с успехами по литературе или ораторскому искусству. Его финальная разоблачительная речь должна быть грамотной, четкой и структурированной.

Начало игры

Рис. 1.

Методические рекомендации
Для каждого казино берется стакан и три монетки. Правила задаются так, чтобы математическое ожидание этой игры было благоприятным для каждого из участников игры. Например, игрок бросает из стакана три монетки, и если у него окажутся три «решки», то он вы­игрывает. Пусть ставка будет 3 тыс. рублей, а выигрыш – 15 тыс. рублей.

Посчитаем математическое ожидание этой игры. Вероятность выигрыша для всех участников равна. Тогда математическое ожидание:

57

То есть, в среднем за одну игру владельцы казино выигрывают по 750 рублей.

Результат игры
Само собой разумеется, все попытки обыграть казино остаются тщетными. Стоит отметить, банкир дает «быстрые деньги» в долг, намеренно умалчивая о гигантских процентах. Он повысил состояние до 130 тыс. рублей, при этом испытывая нулевой риск, то есть провел отличный день и заработал состояние. Владельцы казино, сложив капиталы, в сумме получили 300 тыс. при начальных 200 тыс. рублей. Одному из жителей города удалось выиграть: его результат 80 тыс. рублей; чуть менее удачливый горожанин получил 40 тыс. рублей; трое приумножили состояние на 5 тыс. рублей, и к концу игры заработали по 25 тыс. рублей; шестеро горожан проиграли, и в итоге не получили ни рубля; пять человек остались должны банкиру. (Рис. 2.)

Конец игры

Рис. 2.

Итоги игры
Газетчик внимательно наблюдал за процессом и одновременно вел журналистское расследование. Он выступает с заключительной речью. После выступления репортера, класс обсуждает, анализирует ход игры и результат. Главный момент изобличительной речи газетчика – параллели между игрой и реальной жизнью, с которыми сталкивается каждый взрослый: кто, сколько и как заработал, кто остался без средств к существованию, а кто и вовсе угодил в современную долговую яму.

Выводы
Невозможно выиграть в казино и получить деньги в долг без процентов. Обучающиеся убедились в этом на собственном опыте. Они переживают неприятные моменты, но вместе с тем делают первые выводы.


Цель учителя математики в данной игре – дать стартовую площадку, подтолкнуть обучающихся к осмыслению серьезной проблемы. Главная задача учителя – следить за правильным вычислением.


 

Если «владелец казино» решит нечестным путем обыграть участников, пусть так и случается, ведь ребята безболезненно и в игровой форме набираются опыта, как отрицательного, так и положительного.

Для закрепления материала по финансовой грамотности желательно провести несколько игр «Казино» в каждом классе, чтобы обучающиеся попробовали себя во всех ролях, разобрались в нюансах поведения двух сторон финансового конфликта, и, в итоге, обезопасили себя и своих близких от большой проблемы под названием «легкие деньги».

                                                                                                                                                      ©»Мәгариф» (№7, 2016).

Фотография: grandtour.ru

Добавить комментарий