Детский сад: доступный и качественный

2013–2014 учебный год стал годом внедрения Федерального государственного стандарта дошкольного образования. Сегодня дошкольное образование приобрело новый статус – первого уровня общего образования, и этот факт требует переосмысления всей системы дошкольного образования: от закрытой модели, завершающей свои функции в семилетнем возрасте ребенка, к модели, связывающей в единое целое детский сад, школу, колледж и вуз.

Предлагаем вашему вниманию блиц-интервью с начальником отдела дошкольного образования Министерства образования и науки Республики Татарстан Измайловой Эльвирой Ансаровной о состоянии развития системы дошкольного образования республики на сегодняшний день.

 – Эльвира Ансаровна! Что относительно дошкольного образования является главным приоритетом образовательной политики нашей республики?

– Система дошкольного образования призвана обеспечивать равные стартовые возможности каждому ребенку для обучения в начальной школе. Именно поэтому качество и доступность дошкольного образования являются главными приоритетами образовательной политики республики.

Говоря о доступности, Правительством России поставлена задача руководству всех регионов: до 2016 года ликвидировать очереди в  детские сады среди детей старше 3 лет…

– Необходимо отметить – очередность, по-прежнему, является актуальной проблемой и для нашей республики, особенно для детей младше 3-х лет. В настоящее время сеть дошкольных образовательных организаций (далее ДОО. Ред.) республики представлена 1 974  детскими садами. В них воспитываются около 199 тысяч детей. Это более 70 % от общего количества детей от 1 года до 7 лет.

Сколько из этих учреждений являются дошкольными образовательными организациями с татарским языком воспитания и обучения?

– 821 ДОО полностью осуществляют образовательный процесс на татарском языке, в 626 детских садах функционируют татарские группы. 64,2% детей татарской национальности охвачены воспитанием и обучением на родном языке.

А как развиваются вариативные формы дошкольного образования в республике?

– 7 общеобразовательных организаций имеют в своей структуре дошкольные группы; функционируют 49 семейных детских садов, организованных как структурные подразделения муниципальных ДОО; в 80 ДОО функционируют 125 групп кратковременного пребывания различной направленности (адаптационные, физкультурно-оздоровительные, раннего развития детей и др.); около 1700 детей старшего дошкольного возраста, не посещающих ДОО, осваивают программу предшкольного образования в режиме кратковременного пребывания на базе школ, детских садов, учреждений дополнительного образования детей.

Когда мы говорим о  ликвидации очередности, в  первую очередь отмечаем строительство новых садов…

– В 2013–2014 годах из федерального и регионального бюджетов на строительство новых детских садов, реконструкцию старых зданий и создание дополнительных групп в существующих садах выделено более  6,5 миллиардов рублей. В целях обеспечения к 2016 году 100% ной доступности дошкольного образования всех детей старше 3-х лет, в республике утверждена «дорожная карта» по созданию новых дошкольных мест. В период с 2013 по 2015 годы при поддержке федерального бюджета было запланировано создать более 30 тысяч дошкольных мест.

Наверняка существует и другая возможность решения этой проблемы.

– Модернизация региональной системы дошкольного образования предусматривает также мероприятия по развитию негосударственного сектора дошкольного образования и по созданию условий для государственно-частного партнерства.

Негосударственный сектор дошкольного образования республики получил основное свое развитие с 2011 года в период реализации масштабного республиканского проекта по созданию новых дошкольных мест «Бәләкәч». За 3 года число негосударственных дошкольных организаций в республике возросло с 8 в 2011 году до 35 в 2014 году.

Каким образом государство поддерживает частные детские сады?

– В целях привлечения бизнеса в сферу дошкольного образования в республике осуществляется государственная поддержка частных образовательных организаций в виде субсидий на возмещение нормативных затрат для оказания услуг по предоставлению дошкольного образования. Только в текущем году из бюджета республики на данные цели выделено более 18 млн. руб.

Как известно, одним из направлений региональной образовательной политики является развитие полилингвальной среды в детских садах…

– В рамках Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010–2015 годы министерством разработаны новые учебно-методические комплекты по обучению детей государственным  языкам для каждой возрастной группы, начиная со средней. Ими обеспечены все детские сады республики. В состав учебно-методических комплектов входят программы, пособия для воспитателей, демонстрационный и раздаточный материалы, рабочие тетради для детей, хрестоматии, аудиоматериалы к занятиям, мультфильмы на татарском языке.

В целях их успешного внедрения все детские сады республики обеспечены ноутбуками (1 на каждую группу) и проекционной техникой (1 комплект на каждые 3 группы).

Как выделяются и поощряются лучшие билингвальные дошкольные организации?

– В качестве стимулирования работы по обучению детей двум государственным языкам проводится республиканский конкурс «Лучший билингвальный детский сад».

В рамках Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 2010–2015 годы «Киләчәк»-«Будущее», вот уже второй год подряд дошкольным образовательным учреждениям выделяется Грант в размере 1 миллион рублей. В этом году список грантополучателей увеличился с 20 детских садов до 50.

Грант предоставляется лучшим детским садам, показавшим высокие результаты в обучении детей двум государственным языкам республики – русскому и татарскому.

Беседовала Сания Ахметзянова.

Остальные материалы, касающиеся дошкольного образования читайте здесь.

Добавить комментарий