Формирование педагогических компетенций у студентов

Одной из актуальных идей в условиях внедрения ФГОС в систему российского образования является идея формирования и развития у студентов педагогических компетенций, среди которых всё больший приоритет приобретают использования современных образовательных технологий.

Формирование педагогических компетенций — это сложный, многогранный процесс, реализующийся через всю совокупность изучаемых дисциплин и не ограничивающийся только приобретением знаний, умений и навыков в определенной предметной области. Однако дисциплины социально- гуманитарного цикла играют в этом процессе главенствующую роль. Потенциал социально-гуманитарных дисциплин для становления компетенций в определенной мере заложен в особенностях их содержания. Эти дисциплины отличаются проблемным характером и вариативностью содержания, что позволяет эффективно использовать в процессе преподавания активные методы обучения, совмещать традиционные и современные образовательные технологии с учетом потенциальных возможностей студентов.

Это позволяет нам, преподавателям социально-гуманитарных дисциплин, решать следующие наиболее актуальные и сложные задачи преподавания:

• оптимизация отбора и представления изучаемого материала;

• внедрение новых концептуально-методологических подходов;

• активное участие студентов в образовательном процессе;

• оптимизация контроля за знаниями;

• формирование самостоятельных навыков работы;

• выявление способностей работать в рамках избранного профиля.

В рамках формирования педагогических компетенций студентов по выбору разрабатываются варианты использования современных информационных технологий в преподавании предметов социально-гуманитарного цикла.

Так, например, компьютерные технологии используются для подготовки презентаций уроков с их последующей демонстрацией, когда студентам дается устная информация, сопровождающаяся текстовым, графическим, анимационным, иллюстративным материалами; для мониторинга знаний студентов, получаемых в процессе изучения курса по выбору; для подготовки и демонстрации итоговых проектных работ студентов: презентаций, докладов, курсовых работ, выпускных квалификационных работ, контрольно-повторительных программ, Интернет-экзаменов и т.п.

Курс по выбору с использованием современных информационных технологий может быть представлен в форме мультимедийного пособия: брошюра с текстовым (а также иллюстративным, графическим, дополнительным и иным) материалом и мультимедийный диск с сопровождающим материалом, с контрольно-повторительными заданиями.

 Ценность личности определяется ориентацией на соответствующие технологии и методик обучения. Можно выделить наиболее существенные положения личностно-ориентированного подхода для процесса формирования педагогических компетенций:

• информация выступает в качестве средства организации деятельности, а не только как цель обучения;

• обучаемый выступает в качестве субъекта деятельности наряду с преподавателем;

• содержание обучения строится как диалог равноправных личностей;

• содержание обучения имеет ценностный компонент, благодаря которому раскрывается значимость изучаемого материала для утверждения его личностных и профессиональных направлений студента, для улучшения практико-преобразовательной деятельности;

• в процессе усвоения материала происходит реализация основных функций личности: свобода выбора, сознательное, рефлексивное отношение к предмету своей деятельности, возрастание научного уровня деятельности студента;

• способом представления учебного материала является учебная задача, во время решения которой обучаемый последовательно в неё включается и усваивает новые смысловые отношения: как само содержание, так и выход его в социальную, практическую деятельность;

• преподаватель не транслирует учебную информацию, а создает условия для активизации, стимулирования стремления личности студента к самостоятельности, самодеятельности в процессе принятия решений и разрешения проблем в ситуациях учебного, личностного, социального, гражданского выбора;

• учебный материал организуется таким образом, что студенты имеют возможность выбора при выполнении заданий;

• в ходе усвоения предметного знания происходит выявление практических ценностей, связанных с изучаемым явлением, приобщение к творческому опыту и вырабатывается собственный опыт совместной деятельности с партнёром деятельности через коллективный поиск, диалог, обмен информацией;

• студенты получают возможность осознания самоценности учебно-познавательной деятельности, как процесса саморазвития.

Таким образом, выпускник педагогического колледжа должен обладать определенными качествами личности, в частности:

• гибко адаптироваться в меняющихся жизненных ситуациях, самостоятельно приобретать знания, умело применять их на практике;

• грамотно работать с информацией, используя современные образовательные технологии.

Список литературы:

  1. Дондокова Н.Б. Педагогические условия формирования базовых компетенций в процессе подготовки будущих специалистов: дисс. канд. пед.наук. – Улан-Удэ, 2006.
  2. Левина М.М. Технологии профессионального педагогического образования. – М.: Академия, 2001.
  3. Полат Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования: Учеб.  пособие для студ. пед вузов и системы  повыш. квалиф. пед.кадров — М: Изд.центр «Академия», 2001.
  4. Г.А.Чернова, Л.Г.Жукова, И.В.Митюкова. Методика преподавания обществознания в начальной школе: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебн. Заведений. – М.: Изд.центр «Академия», 2008.
  5. Нормативные документы, программно-методическое обеспечение: ФГОС НОО, ФГОС СПО.

Нурдида БУРГАНОВА, преподаватель I квалификационной категории социально-гуманитарных дисциплин Бугульминского педагогического колледжа

Добавить комментарий