«Имя числительное» (Контрольно-измерительные материалы для оценки метапредметных результатов. VI класс)

Айсылу Шакурова,

учитель русского языка I квалификационной категории средней школы №137 с углубленным изучением отдельных предметов г.Казани

 

Изменения, происходящие в российском школьном гуманитарном образовании в связи с введением новых стандартов образования, существенно повлияли на обновление целей, содержания и требований к результатам образовательной деятельности учащихся по русскому языку. Стандарт второго поколения для основной школы предлагает в качестве результата более совершенную систему, включающую формирование предметных, метапредметных и личностных компетентностей учащихся.

Метапредметным результатам уделено особое внимание, поскольку именно они обеспечивают более качественную подготовку учащихся к самостоятельному решению проблем.

На уроке важно создать такие условия, в которых ребёнок осознавал бы себя субъектом учебной деятельности, был заинтересован в самоизменении и был способен самостоятельно находить оптимальные способы решения возникающих перед ним задач интеллектуального, эстетического, нравственного, социального характера.

Предлагаю вниманию читателей журнала комплект контрольно-измерительных материалов для оценки метапредметных планируемых результатов по русскому языку в VI классе.

РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД

Упражнение 1

Составьте алгоритм рассуждения о правописании мягкого знака на конце и в середине числительных. По алгоритму обоснуйте выбор мягкого знака в числительных.

Упражнение 2

  1. Обратите внимание на таблицу «Вопросник» и ответьте на вопросы обоих столбиков.

Таблица. Вопросник

1. Сколько тебе лет? В каком году ты родился?
2. Сколько лет ты учишься в этой школе? Какой год ты посещаешь школу?
3. Сколько предметов вы изучаете? На каком этаже ты живёшь?
4. Сколько этажей имеет здание твоей школы? В каком году прошла Универсиада?
5. Сколько человек учится в твоем классе?  В каком году ты поступил в первый класс?
6. Из скольких человек состоит ваша семья? В каком году ты закончишь школу?

 

  1. На какие вопросы отвечает имя числительное?
  2. Обратитесь к учебнику, правильно ли мы с вами определили вопросы имени числительного.

Упражнение 3

Соберите и запишите пословицы. Сколько всего пословиц у вас получилось?

Найдите лишнюю пословицу. Причину ее исключения обоснуйте.

Семеро троицу умов одного

Семь Бог на Сто не голов

пятниц ждут любит неделе сто

Ответы:

  1. Семеро одного не ждут.
  2. Семь пятниц на неделе.
  3. Сто голов, сто умов.
  4. Бог любит троицу. (Лишняя, в ней нет числительного.)

Упражнение 4

Найдите предложения, в которых при написании числительных допущены ошибки. Исправьте предложения. Сравните с эталоном, оцените сами себя.

  1. Семеро девушек-спортсменок были из нашего города.
  2. У обоих стен в комнате стояли кресла.
  3. В книге нет полтораста страниц.
  4. С пятиста рублями он отправился в магазин.
  5. На пятьдесятом километре машина остановилась.

Эталон

  1. Семь девушек-спортсменок были из нашего города.
  2. У обеих стен в комнате стояли кресла.
  3. В книге нет полутораста страниц.
  4. С пятьюстами рублями он отправился в магазин.
  5. На пятидесятом километре машина остановилась.

Упражнение 5

Составьте схему по теме «Имя числительное». Объясните по схеме тему своим одноклассникам. Ответьте на вопросы ребят.

Упражнение 6

  1. Прочитайте текст и озаглавьте его.
  2. Определите разряд числительных.
  3. Перепишите текст, числительные напишите словами.
  4. Составьте таблицу «Правописание имен числительных» на примерах из данного текста. Используя упражнения учебника, добавьте еще по 1–2 примера для каждого пункта таблицы.
  5. Какие еще известные башни ты знаешь? Расскажи об одной из них.

Все знают Останкинскую телебашню – самое высокое сооружение в Европе. Её высота вместе с антенной около 539 метров. Она возведена в 1969 году. Но первая телебашня в Москве построена в 1922 году знаменитым русским инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым, поэтому её называют Шуховской. Эта ажурная стальная конструкция высотой в 160 метров предназначалась для антенны радиостанции. Именно отсюда в 1937 году начались первые регулярные опытные телепередачи в нашей стране.

Упражнение 7

Подумайте и скажите, на каких предметах, изучаемых в школе, вы еще встречаете имена числительные.

Ответы:

  1. Математика – как наука о числах.
  2. Русский язык – изучаем имена числительные.
  3. Физкультура – счет по порядку.
  4. История – применяются даты в тех или иных событиях.
  5. Литература – даты и названия произведений с применением цифр.

Упражнение 8

Игра «Найдите лишнее слово». Объясните свой выбор. Устно составьте три предложения, используя данные слова.

  1. Два, двойной, дворик, двоечница, двойня, удвоить.
  2. Три, тройка, триединый, троечница, троица, трость.
  3. Четверка, учетверить, четырехэтажный, четвертак, четвертый.

Упражнение 9

Найдите и исправьте ошибки в употреблении количественных числительных. В каком предложении ошибок нет? Запишите предложения в исправленном виде. Выполните синтаксический разбор 1-го и 4-го предложения.

  1. Четверо суток двое сестёр шили не покладая рук. 2. Отряд из триста солдат вышел на рассвете. 3. За годы работы хирургом он встретился со стами трудными случаями и с сорока очень трудными. 4. В одном классе со мной учится четверо моих друзей. 5. По многу раз в году он принимал решение начать новую жизнь с понедельника. 6. В январе фирма получила восемь и восемь десятых процентов прибыли. 7. Я могу, пожалуй, съесть за день около полутора килограмма яблок.

Упражнение 10

Прочитайте числительные, найдите слова с ошибками. Перепишите, исправляя ошибки. Свертесь с эталоном.

Пятьнадцать, восемдесят, одиннадцать, шестистами, двухсот, семьюстами, двухтысячно восьмой, семерыми, восьмью, о четырехстах, о семьсот четвертом, восемью, о ста (книгах), четырьмями.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД:

Упражнение 1

Найдите и выпишите из словаря фразеологизмов по 5 примеров, в состав которых входят числа один, два, три, четыре, семь.

Один: один на один, семеро одного не ждут, одного поля ягоды и т.д.

Два: ум хорошо, а два лучше, меж двух огней, два сапога пара и т.д.

Три: заблудился в трех соснах, лить слезы в три ручья и т.д.

Четыре: на все четыре стороны, сидеть в четырех стенах и т.д.

Семь: у семи нянек дитя без глазу, седьмая вода на киселе и т.д.

Упражнение 2

Проектная работа в малых группах. Создать брошюру или постер (на выбор) по темам «Казань в числах» («Седьмое чудо света», «Моя школа в числах», «Мой личный рекорд»).

Упражнение 3

Прочитайте текст, определите разряд числительных. Напишите числительные словами. Узнай, когда в Казани появился первый трамвай, и какова была его протяженность. А когда в Казани появилось метро? Сколько станций имеет казанское метро? Как называются эти станции?

22 августа 1880 года а Петербурге появился первый трамвай. Но только в 1892 году в Киеве началось трамвайное движение. Длина первой ветки была 1,6 километра. Первый в нашей стране метрополитен был открыт а Москве 15 мая 1935 года. Протяженность первой линии была 11,6 километра, и она имела 13 станций.

Упражнение 4

Составьте схему по теме «Имя числительное» и объясните по схеме тему своим одноклассникам. Ответьте на вопросы ребят.

Упражнение 5

  1. Прочитайте текст и озаглавьте его.
  2. Определите разряд числительных.
  3. Перепишите текст, числительные напишите словами.
  4. Составьте таблицу «Правописание имен числительных» на примерах из данного текста. Используя упражнения учебника, добавьте еще по 1–2 примера для каждого пункта таблицы.
  5. Какие еще известные башни ты знаешь? Расскажи об одной из них.

Все знают Останкинскую телебашню – самое высокое сооружение в Европе. Её высота вместе с антенной около 539 метров. Она возведена в 1969 году. Но первая телебашня в Москве построена в 1922 году знаменитым русским инженером Владимиром Григорьевичем Шуховым, поэтому её называют Шуховской. Эта ажурная стальная конструкция высотой в 160 метров предназначалась для антенны радиостанции. Именно отсюда в 1937 году начались первые регулярные опытные телепередачи в нашей стране.

Упражнение 6

Вспомните, в названиях каких фильмов встречаются числительные.

(«Один дома», «Плюс один–1013», «Зайцев + один», «Ты у меня одна», «История одного города», «Первый рыцарь», «Первая перчатка», «Первая любовь», «Двое: я и моя тень», «Две судьбы», «Два капитана», «Две зимы и три лета», «Нас двое», «Трое мужчин и одна маленькая леди», «Третий лишний», «Три богатыря на дальних берегах», «Три орешка для Золушки», «Четыре танкиста и собака», «Сердца четырёх» «Пятый элемент» и другие.)

Упражнение 7

Замените некоторые части слова в предложении. Попробуйте придумать подобное предложение.

«Прежде чем вся семья опять сядет за стол, предварительно вытри клеенку». («Прежде чем вся 7я о5 сядет за 100л, пре2рительно вы3 клеенку».)

Упражнение 8

Допишите пословицы и поговорки. Определите разряды числительных.

… рукой в ладоши не хлопнешь.

… раз не в счет.

Как … капли воды.

Лентяй … работает.

Конь о … ногах, да и то спотыкается.

Как телеге … колесо.

За … морями.

… одного не ждут.

… раз отмерь … раз отрежь.

Упражнение 9

 Прочитайте. К какому стилю речи относится данный текст? Распределите числительные в соответствии с их структурой: простые, сложные, составные. Какие орфограммы вам при этом встретились? Найдите в Интернете информацию на тему «Самое интересное о Казани – в числах».

Город Казань, по причине бывших в нём сильных пожаров, изменялся как в объёме своём, так и в количестве домов.

В 1788 году, т.е. через 14 лет после нашествия Пугачёва, находилось в Казани по плану построенных публичных зданий 52, площадей – 3, казённых кузниц – 34, татарских мечетей – 4, ратуша – 1, обывательских каменных и деревянных домов – около 3000, жителей всех состояний – 9163 человек. В 1802 году полагалось жителей уже более 22000 человек, а вся окружность города простиралась на 12 вёрст.

По составленному в последнее время исчислению домов обывательских считается ныне в Казани каменных и деревянных 4084, жителей в зимнее время более 45000, а в летнее до 60000.

Из сего краткого описания легко можно увидеть, что Казань превосходит многие губернские города в Российской империи.

Упражнение 10

Используя доступный вам материал (книги, справочники, Интернет) сделайте презентацию «Имя числительное в таблицах и схемах». Покажите презентацию одноклассникам, ответьте на их вопросы.

 

КОММУНИКАТИВНЫЕ УДД:

Упражнение 1

Составьте небольшой рассказ о себе и своем классе, вставляя вместо точек имена числительные. Определите разряды числительных.

Меня зовут … . Мне … лет. Я учусь в … классе.

В нашем классе … человек: … девочек и … мальчиков.

Сегодня по расписанию у нас … уроков.

Сейчас заканчивается … урок.

Упражнение 2

Прочитайте. Определите стиль текста. Спишите, записывая числительные словами, определите падеж.

 В XVII веке Казань получила значение крупного центра русского речного и морского судостроения. В 1718 году возникло «Казанское Адмиралтейство». В течение 112 лет своего существования оно поставило для каспийского флота до 400 судов.

Место для адмиралтейства выбрали на пустынном берегу реки Казанки. Здесь, на протяжении 4520 квадратных сажен, расположились все здания и учреждения нового казанского адмиралтейства. Слободка разрослась в большую слободу и получила название Адмиралтейской.

Расскажите о происхождении названий других районов Казани.

Упражнение 3

Поставьте числительные вместе с существительными в указанных падежах. Придумайте и разыграйте сюжет для «Ералаша» с использованием данных числительных в одном из заданных жанров: трагедия, триллер, реклама, случай из школьной жизни.

365 дней (род.), 297 карандашей (дат.), 143 посылки (пр.), 777 цветов (тв.), 1945 год (тв.), 2005 год (род., пр.)

Упражнение 4

Придумайте диалог, в каждом вопросе и в каждом ответе которого были бы числительные. Темы на выбор: «Знакомство», «В магазине», «Я сдаю нормы ГТО», «Книга рекордов Гиннеса», «Это просто фантастика!!!»

Упражнение 5

Разгадайте секрет этих слов и придумайте рассказ, используя все  эти слова. В тексте должно быть не больше 50 слов.

100л, 100н , 7я, госп1, по2л, о5, 100рож, и100к, пи100лет , 40а, 3ада, Р1а, 100лица, 3умф, и100рия, ви3на, ма3архат, 3буна, 100рона, 100лб, 3тон, с3ж, 3котаж, ко100чка, рас100яние, ла100чка, про100р, по100вой, 1очество, кре100носец, 100матолог, элек3к, смор1а, 3логия, 100имость, 100лбняк, ли100к, 100йка, хре100матия, 100ловая, 3о, ме100, 100лкновение.

Упражнение 6

Напишите сочинение-рассуждение на тему «Почему слова тройка, пятёрка, десятка — это имена существительные, а не числительные». Обязательно приведите примеры.

Примерный план рассуждения.

  1. Тезис. Слова три, пять – это имена числительные, а тройка, пятёрка, десятка – имена существительные.
  2. Аргументы:

а) три, пять не имеют рода; тройка, пятёрка, десятка – имеют.

б) три, пять не изменяются по числам; тройка, пятёрка, десятка – изменяются.

  1. Вывод.

Упражнение 7

Прочитайте автобиографию Мусы Джалиля. К какому стилю речи можно отнести данный текст? Почему? Выделите основные элементы автобиографии. Выпишите составные числительные и определите падеж.

Подготовьте небольшое сообщение об одном из периодов жизни М.Джалиля, упоминаемом им в автобиографии. Напишите свою автобиографию

Автобиография

 Я, Залилов (Джалиль) Муса Мустафович, родился в 1906 году, 2 февраля, в селе Мустафино, бывшей Оренбургской губернии (ныне Чкаловская область). Мой отец до 1913 года занимался крестьянством. В 1914 году он пересилился в Оренбург.

 Я в 1913 году учился в сельской школе, а с 1914 года в начальной городской школе города Оренбурга при медресе Хусаиновых. Литературным творчеством начал заниматься рано – с 1916 года.

 В 1922 году приехал в Казань и поступил на работу в редакцию газеты «Кзыл Татарстан» в качестве переписчика. В 1923 году поступил в татарский рабфак. В 1927 году поступил и в 1931 году окончил литературный факультет I Московского государственного университета. С 1932 года по 1939 год работал ответственным редактором татарского детского журнала «Октябрь баласы», заведующим отделом литературы и искусства газеты «Коммунист», заведующим литературной частью Татарской оперной студии при Московской государственной консерватории.

 В апреле 1939 года я был выбран ответственным секретарём Союза советских писателей ТАССР.

 Я – писатель, поэт и драматург, печатаюсь с 1919 года. Член Союза советских писателей с 1939 года. Член ВКП(б) с 1929 года.

2.12.1939. М.Залилов (Джалиль)

(Из фондов Государственного архива РТ)

Упражнение 8

Вспомните считалочки. Почти все они начинаются со слов «Раз, два, три, четыре, пять…». Сочини считалочку (одно или два четверостишия).

Упражнение 9

Часто ученики делают ошибку при написании числительного «одиННадцать». Сочините историю, в которой объясняется, почему это слово надо писать с двумя НН.

Упражнение 10

Подумайте, что изменится в мире, если исчезнут числительные. Напишите сочинение-фантазию на тему «А назавтра исчезли все числительные…»

 

Добавить комментарий