Инклюзивное образование в Республике Татарстан: проблемы и перспективы

Тамара Федорова,
начальник управления общего образования Министерства образования и науки Республики Татарстан

В Республике Татарстан развивается образовательное пространство для детей с ог­раниченными возможнос­тями здоровья (ОВЗ). В общеобразовательных организациях рес­публики обучаются более 5,5 тысяч детей-инвалидов и детей с ОВЗ, в 52-х специальных (коррекционных) образовательных организациях по специальным программам обучаются свыше 6 тысяч детей.

В 154 образовательных организациях (12%) создана безбарьерная среда в рамках программы «Доступная среда». Для детей, нуждающихся в длительном лечении, в республике созданы 2 оздоровительных образовательных учреждения санаторного типа, 7 образовательных учреждений для детей, нуждающихся в психолого-педагогической и медико-социальной помощи.

В республике осуществляются мероприятия по реализации интегрированного обучения детей с ОВЗ в условиях общеобразовательных школ. Наиболее распространенной моделью интеграции является обучение детей с ОВЗ в специальных (коррекционных) классах. В общеобразовательных организациях гг. Альметьевск, Казань; Буинского, Высокогорского, Нижнекамского, Нурлатского, Рыбно-Слободского, Тюлячинского районов по специальным программам обучаются 486 детей с нарушением слуха, речи, умственного развития и задержкой психического развития.
В республике продолжает стабильно функционировать сеть учреждений специального (коррекционного) образования, которая обеспечивает условия для обучения детей с различными нарушениями в развитии (с нарушением слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата и интеллекта).

В целях определения образовательной траектории детей с нарушениями развития в республике созданы 4 постоянно действующие психолого-медико-педагогические комиссии и 43 муниципальные комиссии временного созыва, в состав которых входят специалисты органов образования и здравоохранения.

Для обеспечения психолого-педагогического сопровождения детей с ОВЗ в муниципалитетах функционирует 21 центр психолого-педагогической и медико-социальной помощи (ППМС центры).

Таким образом, сеть ныне действующих образовательных организаций является базой для обеспечения совместного обучения детей с ОВЗ в различных формах и развития, совершенствования инклюзивного образования.
В настоящее время в Татарстане применяются следующие подходы в обучении детей с особыми образовательными потребностями:
– дифференцированное обучение детей с нарушениями речи, слуха, зрения, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с задержкой психического развития в специальных (коррекционных) учреждениях;
– интегрированное обучение детей
в специальных классах (группах) в общеобразовательных организациях;
– «мейнстриминг» – общение детей с ОВЗ с другими детьми на праздниках и во время каникул;
– инклюзивное обучение, когда дети с особыми образовательными пот­ребностями обучаются в классе вместе с обычными детьми.

Реализация мероприятий по развитию инклюзивного образования осуществляется за счет федеральных и региональных средств в рамках программ, принятых постановлениями Кабинета Министров Республики Татарстан.

В рамках реализации программы «Доступная среда», в целях создания условий для обучения детей с особыми образовательными потребностями в общеобразовательных организациях республики осуществляются мероприя­тия по созданию безбарьерной среды.

В 2015 году мероприятия по адаптации зданий запланированы в 145 об­разовательных организациях. В ходе проводимых мероприятий расширяются дверные проемы входной группы и кабинетов, создаются пандусы и съезды; осуществляется адаптация путей движения внутри зданий, зон оказания услуг, санитарно-гигиенических помещений и примыкающих территорий, устройство тактильных плиток; школы оборудуются подъемными устройствами; приобретается специальное оборудование.

Важная роль в процессе обучения детей с ОВЗ отводится качественному кад­ровому составу педагогов. Благодаря системной работе по подготовке и переподготовке кадров, возросло количество педагогов коррекционных учреждений с дефектологическим образованием.

На сегодняшний день их более 1000 чел., что составляет 81,2% от общего числа учителей коррекционных школ и школ-интернатов. Учитывая малочисленность педагогов со специальным образованием в общеобразовательных школах, именно они составляют кадровый потенциал для методического сопровождения инклюзивного образования в республике.

Большое внимание уделяется профессиональной переподготовке педагогов. В рамках курсовой подготовки в 2014, 2015 гг. прошли курсы повышения квалификации свыше 1000 педагогов общеобразовательных школ, специальных (коррекционных) школ и школ-интернатов.

Специалистами Института развития образования РТ разработан модуль «Сопровождение детей с ограниченными возможностями в условиях инклюзивного образования». В 2015 году планируется проведение методических семинаров для руководителей специальных (коррекционных) образовательных организаций и детских домов, для руководителей образовательных организаций, осуществ­ляющих инклюзивное образование.

В 2014−2015 учебном году 703 ребен­ка-инвалида из числа обеспеченных специализированным компьютерным оборудованием обучаются в общеобразовательных организациях (на дому) по программам общего образования с применением дистанционных образовательных технологий. 111 детей-инвалидов продолжили обучение по программам среднего профессионального либо высшего образования.

Продолжение.

Добавить комментарий