Как сохранить здоровье школьника? (Рекомендации специалистов)

За последние 10 лет среди обучающихся увеличилось число функциональных отклонений в состоянии здоровья и хронических заболеваний. нередко выпускник школы имеет 2–3 заболевания, и только 11 % детей относятся к первой группе здоровья к моменту окончания школы.

В Республике Татарстан Министерством здравоохранения РТ ведется мониторинг состояния здоровья школьников. Один из показателей –распространенность – число случаев заболеваний на 10 000 школьников. В 2015 году ведущие позиции занимают болезни органов дыхания (в среднем 332,7 случаев на 10 000 школьников), костно-мышечной системы (155,7), глаза и его придаточного аппарата (108,6), органов пищеварения (99,4), системы кровообращения (75,4), нервной системы (56,9), эндокринной системы (44,3).

В школьный период здоровье человека формируется на всю последующую жизнь. Наиболее значимое ухудшение состояния здоровья детей происходит именно в возрасте от 7 до 17 лет, то есть в период обучения в образовательных организациях.

У специалистов есть ряд рекомендаций, которых стоит придерживаться для сохранения здоровья ребенка в процессе его обучения.

Физическая активность
* Двигательная активность у первоклассника сокращается примерно в 2 раза по сравнению с дошкольным периодом. Уроков физкультуры явно недостаточно, чтобы полноценно поддерживать нормальный рост и физическое развитие ребенка. При этом формирование внутримозговых связей происходит быстрее, если дети занимаются спортом. Бассейн, танцы, футбол, фигурное катание хорошо влияют на физическое и психическое развитие ребенка.
* Продолжительность непрерывного занятия школьника не должна превышать одного часа, а однотипного и того меньше – не более 20 мин.
* Между занятиями обязательно надо найти время для активных игр и пребывания на свежем воздухе минимум в течение 15 мин.

Зрение
● Если школьник в процессе письма старается наклонить голову ближе к тетради или приблизить только левый, или правый глаз, это должно насторожить родителей. Это говорит о нарушении зрения.
● Школьники очень много времени проводят за обучением, а также перед экраном компьютера. Длительность одного такого занятия не должна превышать 30–40 мин. При работе с компьютером расстояние до экрана монитора должно быть не менее 40 см и не более 1 м (зависит от диагонали и модели монитора).
● Все источники света в комнате должны быть расположены так, чтобы они не попадали в поле зрения обучаю­щегося, либо не отражались от экрана. Кроме того, школьнику нельзя работать на компьютере в темной комнате.
● Сидеть перед монитором нужно прямо, опираясь на спинку стула, чуть наклонив голову вперед, ноги всей стопой опираются на пол или подставку. Стул на 3–5 см надо задвинуть под стол. Неправильная посадка приводит к появлению проблем не только со зрением, но и с позвоночником.

Сохранение осанки
● Не стоит покупать ребенку портфель, который нужно носить в одной руке. Для равномерного распределения нагрузки школьнику нужен ранец, причем вес его не должен превышать 10% от массы тела ученика.
● У школьного ранца обязательно должна быть твердая спинка. Место соприкосновения со спиной ребенка должно быть в меру смягченным, например, специальной подкладкой.
● Стол и стул должны соответствовать росту и возрасту. Правильность выбора стола определяют по опущенной прямой руке сидящего на стуле ребенка – локоть должен быть на 5–6 см ниже крышки стола. Во время чтения и письма стул должен заходить за крышку стола на 3–5 см. Ребенок не должен опираться грудью о край стола – между туловищем и краем стола должно быть расстояние в ширину ладони.
● Парты в классе должны быть размещены в три ряда так, чтобы свет падал с левой стороны. Впереди ряда ставятся более низкие парты, по мере удаления – более высокие. При этом не менее двух раз в год школьников, сидящих в первом и третьем рядах, нужно менять местами, ведь из-за плохого угла зрения по отношению к доске они вынуждены поворачивать корпус тела.

Соблюдение режима дня
Существует простой универсальный метод, способствующий развитию здо­ровья школьника – это соблюдение режима дня. Речь идет о достаточном количестве сна и необходимости прогулок на свежем воздухе. Что касается прогулок, то, почему-то, у нас не принято отпускать детей на улицу сразу после обеда. Счи­тается, что в это время пора приступать к выполнению домашних заданий. Как бы то ни было, школьнику любого возраста нужна эмоциональная разрядка после учебного дня и сытного обеда. Прогулка на свежем воздухе – лучшее решение проблемы.

В домашних условиях
● Придерживаться правил подбора ученической мебели в соответствии
с ростом ребенка.
● Освещение должно быть слева.
● В домашних условиях во время подготовки домашних заданий каждые 15 мин менять позу.
● В дневном распорядке нужно выделить время для прогулок и для подвижных игр.

Благодарим за помощь в подготовке материала Г.ЯРУЛЛИНУ, заведующего Центром здоровья ДРКБ МЗ РТ, главного внештатного специалиста по гигиене детей и подростков Министерства здравоохранения РТ; И.Самолину, заведующего орга­ни­за­ционно­-методическим отделом ДРКБ МЗ РТ.

Фотография: http://healthyclopedia.com/

Добавить комментарий