Моя система работы с одаренными детьми

Марина ЦВЕТКОВА,
учитель математики высшей квалификационной категории Центра образования №178 г. Казани

Одарённый ребёнок – это особенный ребенок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Стремление к творческой деятельности считается отличительной характеристикой одаренных детей. Они высказывают собственные идеи и отстаивают их.

Цель работы с одаренными детьми: расширение и углубление знаний учащихся, создание условий для успешного индивидуального развития ученика.
Задачи: побуждение и развитие устойчивого интереса учащихся к математике, ее практическому значению и приложениям; оптимальное развитие математических способностей у учащихся по программному материалу; воспитание высокой культуры математического мышления; развитие у учащихся умения самостоятельно и творчески работать с учебной и научно-популярной литературой; расширение представления о практическом значении математики.
Реализация этих задач частично осуществляется на уроках, но в процессе учебной деятельности это не удается сделать с достаточной полнотой. Поэтому окончательная и полная реализация этих целей переносится во внеурочную деятельность.
Вся система работы с одаренными детьми осуществляется в следующих направлениях:
• урочная деятельность – традиционные уроки, инновационные уроки: уроки с ИКТ, проекты, «Круглый стол», экскурсия, дебаты, пресс-конференция, ролевая игра, интегрированные уроки;
• внеклассная работа: предметные олимпиады, предметные декады, спецкурсы, научно-исследовательская работа, консультации, творческие домашние задания;
• система дополнительного образования – дистанционные олимпиады, дистанционные курсы, самостоятельная работа учащихся, портфолио работ (V кл.).

Занимаясь с одаренными детьми, применяю технологии разноуровневого, дифференцированного обучения, технологию проектов и ИКТ. Большое внимание уделяется учебному сотрудничеству, коллективно-творческой деятельности, т.е. в работе в команде или группе, когда каждая группа получает одинаковое задание. При этом оговаривается роль каждого ученика в выполнении задания.

Глубоко убеждена в том, что внеурочная работа учителя должна быть нацелена не только на достижение «штучных» высоких результатов, но и на массовое вовлечение детей в проектную, творческую деятельность.
Результат участия в республиканской олимпиаде по математике в прошлом учебном году: Д.Кирасиров (V кл.) – призер муниципального и республиканского туров республиканской олимпиады по математике; О.Денежкина (V кл.) – призер финального тура городской олимпиады по математике среди II–VI классов. Высокий результат ЕГЭ по математике в 2014–2015 учебном году (средний балл – 56,4 (профильный экзамен), Р.Токранов получил по математике блестящий результат – 92 балла.

Чтобы повысить качество работы с одаренными детьми, я принимала участие в республиканском обучающем семинаре для педагогических работников «Организационно-педагогические условия подготовки учащихся к олимпиадам» в первой (март, 2015 г.) и второй (июнь, 2015 г.) сессиях. Планируется осенью третья сессия со сдачей зачета. На протяжении трех лет систематически веду работу, направленную на овладение самостоятельной проектной деятельностью учениками. Свою работу стараюсь сводить к консультированию и помощи, давая возможность учащимся активно вести исследовательский процесс. Одним из самых действенных способов является использование ИКТ при подготовке проектной работы.

Для повышения мотивации к предмету, развития творческих и интеллектуальных способностей, развития и фор­мирования ключевых компетентнос­тей обучающихся, мною разработаны, успешно апробированы и внедряются программы элективных курсов и спецкурсов при подготовке к ЕГЭ; успешно работает объединение «Школа волшебных решений»; новое направление для V классов в 2014–2015 учебном году – «Внеурочная деятельность по ФГОС», занимаемся по программе «Наглядная геометрия».

Актуальность программы объединения «Школа волшебных решений» в том, что математическая наука служит основой любого производства, любой отрасли науки и техники, и занимает все более прочные позиции в жизни человеческого общества. Общая цель программы состоит в развитии у детей творческого мышления, развития уверенности в своих способностях и творческих возможностях, в формировании желания открывать для себя что-то новое.

С полным вариантом материала можно ознакомиться здесь.

Добавить комментарий