Некоторые аспекты организации методической помощи педагогам

Гульназ ХАМИТОВА,
заведующий кафедрой дошкольного и начального общего образования ИРО РТ, кандидат педагогических наук

Новые компетенции современного учителя начальных классов обусловлены как требованиями ФГОС НОО, так и требованиями профессионального стандарта педагога.

Новые компетенции могут быть сфор­мированы в рамках деятельности школьной методической службы. Профессиональное мастерство учителя в условиях школы формируется регулярно и последовательно, подкрепляясь возможностью быстрой апробации теоретических знаний.

Структура и содержание оказания методической помощи учителям начальной школы в современных условиях должны иметь новое наполнение, обусловленное реализацией требований ФГОС и профессионального стандарта.

Наиболее привычная и результативная форма организации методической работы в школе – школьное методическое объединение (ШМО), которое может быть представлено в виде предметной кафедры, проектного офиса, мобильных групп, творческих лабораторий, проблемных семинаров, а также в виртуальном формате.

Методическое объединение является составной частью общешкольной методической службы. В содержание деятельности методического объединения входят: профессиональное общение, анализ качества преподавания, анализ качества освоения учащимися ООП НОО, отбор содержания и составления рабочих программ по предметам, выработка единых требований по различным вопросам преподавания, подготовка к аттестации, разработка дидактических материалов, в том числе для мультимедийного оборудования, поиск и использование современных образовательных технологий и т.д. Примером активизации формата привычных заседаний могут стать заседания дискуссионного характера. Дискуссии стимулируют активность учителей, позволяют высказать и уточнить свои взгляды на обсуждаемую проблему, найти разные варианты решения сложных педагогических задач. Алгоритм проведения дискуссионных заседаний может быть таким: выделение цели дискуссии (с учетом аналитических материалов преподавания в начальной школе); анализ теоретического материала по теме, как в электронном, так и в печатном виде; подготовка участников дискуссии (определение выступающих), разработка вопросов для обсуждения; дискуссия; подведение итогов. Например, дискуссионное заседание методического объединения может быть посвящено вопросам оценки учебных достижений учащихся. После выступления педагога с анализом теоретического материала по теме (может быть использована книга Г.А.Цукерман «Оценка без отметки») с выделением ключевых вопросов идет обсуждение таких вопросов, как:

• Что такое безотметочное обучение и в чем его эффективность?
• Отметка – стимул для обучения или оценка деятельности?
• Отличается ли дневник в безотметочном обучении от привычного дневника? 
• Как совместить мнения учителей и родителей школьника в школьной оценочной политике?
• Почему безотметочное обучение важно в начальной школе?

Усилить эффект заседания можно, используя «дискуссионные качели»: аудитория делится на несколько групп, группа защищает противоположные мнения по одной проблеме. Или используя метод «Квадро»: модератор озвучивает проблемный вопрос, педагоги голосуют карточками: 1 – согласен; 2 – согласен, но; 3 – не согласен; 4 – согласен, если. Далее группы педагогов с одинаковыми карточками объединяются, организуется дискуссия. Темы для дискуссий учителей начальной школы могут стать следующие:

• Технологическая карта или конспект урока?
• УУД: модное веяние или суровая необходимость?
• Проекты учащихся: обязателен ли социальный эффект?
• Деятельностные технологии: что делать учителю?
• Преемственность: как учить, чтобы не переучивать?
• Внеурочная деятельность или дополнительное образование?

Планируя деятельность методобъединения на год, нужно опираться на следующие источники: ФГОС НОО, ФГОС НОО обучающихся с ОВЗ, федеральные и региональные методические рекомендации по организации начального образования, результаты международных, федеральных, региональных и муниципальных мониторинговых исследований учебных достижений учащихся, рекомендации муниципальной методической службы, образовательные программы образовательной организации, анализ деятель­ности ШМО за предыдущий учебный год и другие методические документы.

При планировании желательно избегать таких распространенных ошибок, как недостаточно глубокий анализ существующего состояния и слабое обоснование запланированных задач; неиспользование результатов курсового повышения квалификации; насыщенность и непоследовательность планируемой работы; автономное существование ШМО, отсутствие внутришкольных связей с другими объединениями и т.д. Также надо обратить внимание на дифференциацию методического сопровождения педагогов начальной школы, ведь среди них – учителя-предметники, работающие в начальной школе, классные руко­водители, воспитатели ГПД, учителя, имеющие небольшой педагогический стаж, творческие педагоги, учителя, не имеющие специальное педаго­гическое образование в области начального образования и др.

Традиционной формой методической работы является работа над методической темой. Методическая тема школьного методического объединения и индивидуальные темы методической работы учителей разрабатываются в соот­ветствии с единой методической темой образовательной организации. Значимость работы над темой будет выражена, если она правильно выбрана, сформулирована, актуальна. Нередки случаи, когда учителя не знают единой методической темы своей школы, не говоря уже о понимании тех научных идей, которые лежат в основе темы. Или тема сформулирована настолько сложно и за­путанно, что учитель не представляет, как связать свою профессиональную деятельность с предлагаемой проблемой. Руководитель ШМО может составить и раздать в качестве рекомендаций список с перечнем актуальных тем. Или про­вести анализ тем, выбранных учителями за последние 3–5 лет, а также анализ реализации (практических выходов) по данным темам (выступления, публикации и т.п.). В результате можно показать опыт наиболее успешных педагогов в контексте работы над темой.

Подробно. 

Добавить комментарий