ЕГЭ по физике: Что нового?
Профессор КНИТУ-КАИ, доктор физико-математических наук Борис Тимеркаев делится с учителями и учащимися 10, 11 классами рекомендациями по подготовке к Единому государственному экзамену 2020 года. В сам...
Профессор КНИТУ-КАИ, доктор физико-математических наук Борис Тимеркаев делится с учителями и учащимися 10, 11 классами рекомендациями по подготовке к Единому государственному экзамену 2020 года.
В самом деле, что же нового стоит ждать в ЕГЭ по физике в этом учебном году? Ответ на этот вопрос зависит от того, кто на него отвечает. Для учителей, возможно, ничего нового, а для школьников выпускных классов все будет впервые. И волноваться будут, и переживать, и радоваться успешной сдаче. Однако до этого надо принять окончательное решение: к какому экзамену по выбору надо готовиться. Вот это и есть главный момент. От этого зависит, кем станет сегодняшний школьник во взрослой жизни.
Сегодня мир меняется настолько быстро, что успевать за этими изменениями можно только в том случае, если будешь учиться, доучиваться и переучиваться постоянно. В связи с этим очень современно звучат слова министра науки и высшего образования РФ М.М.Котюкова. Как сказал министр «Сегодня технологии меняются очень быстро, поэтому и образовательные программы должны совершенствоваться». По его словам, сегодня в процессе обучения необходимо освоить завтрашние технологии.
В таких условиях как раз наивысшую ценность приобретают фундаментальные знания, такие как математика, физика, химия, биология, русский и иностранные языки. Имея фундаментальные знания, легко и быстро можно не только освоить новые технологии, но и самому их предложить. Примерно такую картину сегодня мы и наблюдаем: растет заинтересованность школьников точными науками, становятся престижными технические специальности.
Если говорить о результатах ЕГЭ в 2019 году, то можно констатировать, что средний балл ЕГЭ по физике по Республике Татарстан перевалил за 60 и равняется 60,32, в то время как по Российской Федерации в целом это число всего 54,4. Среди оценок все больше ощущается расслоение на высокобалльников и низкобалльников. Растет количество школьников, сдающих ЕГЭ на достаточно высокие оценки (выше 70 баллов). В то же время растет количество и тех школьников, которые сдают ЕГЭ на невысокие баллы. Это, видимо, те, которые переориентировались на физику только в последний год учебы.
В последние годы растет также процентное выражение сдающих ЕГЭ по физике по нашей республике. В 2019 г. оно составило 25,48%. Однако количественное выражение, если сравнивать с цифрами 6 – 7-летней давности, планируемо, упало. Это, прежде всего, связано с тем, что часть школьников после IX класса уходят в колледжи. Если в те годы единственной гарантией стать студентом вуза были высокие баллы ЕГЭ, то сейчас появились и другие возможности, например стать студентом теперь можно по внутреннему экзамену. Такое право предоставляется выпускникам колледжей по профилю специальности. Также преимуществом при поступлении пользуются «направленники» от предприятий, которые заключают трехсторонние соглашения с предприятием и вузом.
Высокие баллы ЕГЭ школьников Татарстана, по сравнению со средними баллами по Российской Федерации, не только по физике, а по всем предметам является закономерным фактом. В 2019 г. осуществлено еще одно немаловажное нововведение. В некоторых вузах при поступлении на бакалавриат по информатике, вместо физики, стали принимать результаты ЕГЭ по информатике. Это нововведение оказалось палкой о двух концах. Поскольку информационные направления традиционно считаются сильно востребованными, то и желающих поступить на эти направления тоже много. В 2019 г. оказалось очень большое количество абитуриентов с тремя
сданными экзаменами по русскому языку, математике и информатике. Бюджетных мест на всех не хватило. Абитуриенты, имеющие очень высокие баллы, но недостаточные для поступления на бюджетную форму обучения, были вынуждены поступить учиться на платной основе. С такими баллами при наличии ЕГЭ по физике они легко могли поступить на не менее престижные технические специальности.
Какая при этом складывается картина? Если я раньше призывал всех сдавать ЕГЭ по физике, так как этот экзамен гарантировал поступление практически в любой технический вуз России, то сейчас ситуация сильно изменилась, особенно в Казани. Теперь, если хочешь поступить в столичный вуз, надо очень хорошо подготовиться и сдать физику в среднем на 80 – 90 баллов. Без глубокого понимания всей физики набрать такие баллы невозможно. До таких баллов «натаскать» невозможно. Поэтому и подход к подготовке ЕГЭ должен коренным образом измениться. Ранняя профессиональная ориентация должна оставлять возможность достаточно богатого выбора. Например, неплохо бы иметь по выбору следующие наборы ЕГЭ: химия-биология, физика-химия-информатика, физика – информатика-обществознание и другие. Наличие трех направлений существенно облегчает не только поступление в вузы, но расширяет компетентность человека, его кругозор. Независимо от того, кем окажется в дальнейшем этот человек, он везде будет успешным и востребованным, поскольку изначально обладает более широкими знаниями.
В последние два-три года увеличивается количество абитуриентов из других городов России, которые создают серьёзную конкуренцию. Будущие студенты из других регионов (Сибирь, Урал, Центральная Россия) приезжают целенаправленно на престижные направления бакалавриата, и с очень высокими баллами. С каждым годом увеличивается поток абитуриентов из ближнего зарубежья: Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Таджикстана. Например, на направление «Наноинженерия», открытое на нашей кафедре общей физики КНИТУ-КАИ, мы принимаем 15 бюджетных студентов. Конечно, это очень престижное, современное и востребованное направление. В 2019 г. на данное направление было подано более трехсот заявлений. Средний суммарный балл поступивших по трем экзаменам оказался около 270: в среднем по каждому экзамену по 90 баллов. Таких абитуриентов в каждом регионе можно поштучно пересчитать. Так, среди поступивших оказались двое из Татарстана, двое из Ташкента, четверо из Казахстана. Остальные из Иркутска, Екатеринбурга, Вологды, Снежинска.
Если проанализировать изменения в ЕГЭ по физике за последние несколько лет, то они непременно идут в сторону усложнения. Уменьшается количество задач с выбором ответа, усложняются сами задачи, ответы надо представить в виде чисел, появились задачи по астрономии. Редко какой год проходит без дополнительного усложнения задач. Вот и в 2019 г. задача 25, которая ранее была представлена в части 2 в виде задания с кратким ответом, теперь предлагается для развернутого решения и оценивается максимально в 2 балла. Таким образом, число заданий с развернутым ответом увеличилось с 5 до 6. Для задания 24, проверяющего освоение элементов астрофизики, вместо выбора двух обязательных верных ответов, предлагается выбор всех верных ответов, число которых может составлять либо 2, либо 3. Таким образом, все понятно: надо серьёзно готовиться. А методика для получения глубоких знаний и, соответственно, хороших оценок – классическая. Сначала надо разобраться с теорией, учить ее до полного понимания, и не фрагментарно, а целостно, скажем, один раздел. Потом решать задачи по теме данного раздела. Помимо задач ЕГЭ, попробовать решить и олимпиадные задачи. В качестве разминки читателям предлагаю несколько задач. Может, они вас заинтересуют своей внутренней логикой и жизненностью. Первые четыре задачи по своему уровню соответствуют ч. 2, а последние три задачи вовсе соответствуют уровню олимпиады. Если вам удастся самостоятельно решить предложенные задачи, то вы молодцы, мы вас ждем в вузах.
Продолжение в документе
В самом деле, что же нового стоит ждать в ЕГЭ по физике в этом учебном году? Ответ на этот вопрос зависит от того, кто на него отвечает. Для учителей, возможно, ничего нового, а для школьников выпускных классов все будет впервые. И волноваться будут, и переживать, и радоваться успешной сдаче. Однако до этого надо принять окончательное решение: к какому экзамену по выбору надо готовиться. Вот это и есть главный момент. От этого зависит, кем станет сегодняшний школьник во взрослой жизни.
Сегодня мир меняется настолько быстро, что успевать за этими изменениями можно только в том случае, если будешь учиться, доучиваться и переучиваться постоянно. В связи с этим очень современно звучат слова министра науки и высшего образования РФ М.М.Котюкова. Как сказал министр «Сегодня технологии меняются очень быстро, поэтому и образовательные программы должны совершенствоваться». По его словам, сегодня в процессе обучения необходимо освоить завтрашние технологии.
В таких условиях как раз наивысшую ценность приобретают фундаментальные знания, такие как математика, физика, химия, биология, русский и иностранные языки. Имея фундаментальные знания, легко и быстро можно не только освоить новые технологии, но и самому их предложить. Примерно такую картину сегодня мы и наблюдаем: растет заинтересованность школьников точными науками, становятся престижными технические специальности.
Если говорить о результатах ЕГЭ в 2019 году, то можно констатировать, что средний балл ЕГЭ по физике по Республике Татарстан перевалил за 60 и равняется 60,32, в то время как по Российской Федерации в целом это число всего 54,4. Среди оценок все больше ощущается расслоение на высокобалльников и низкобалльников. Растет количество школьников, сдающих ЕГЭ на достаточно высокие оценки (выше 70 баллов). В то же время растет количество и тех школьников, которые сдают ЕГЭ на невысокие баллы. Это, видимо, те, которые переориентировались на физику только в последний год учебы.
В последние годы растет также процентное выражение сдающих ЕГЭ по физике по нашей республике. В 2019 г. оно составило 25,48%. Однако количественное выражение, если сравнивать с цифрами 6 – 7-летней давности, планируемо, упало. Это, прежде всего, связано с тем, что часть школьников после IX класса уходят в колледжи. Если в те годы единственной гарантией стать студентом вуза были высокие баллы ЕГЭ, то сейчас появились и другие возможности, например стать студентом теперь можно по внутреннему экзамену. Такое право предоставляется выпускникам колледжей по профилю специальности. Также преимуществом при поступлении пользуются «направленники» от предприятий, которые заключают трехсторонние соглашения с предприятием и вузом.
Высокие баллы ЕГЭ школьников Татарстана, по сравнению со средними баллами по Российской Федерации, не только по физике, а по всем предметам является закономерным фактом. В 2019 г. осуществлено еще одно немаловажное нововведение. В некоторых вузах при поступлении на бакалавриат по информатике, вместо физики, стали принимать результаты ЕГЭ по информатике. Это нововведение оказалось палкой о двух концах. Поскольку информационные направления традиционно считаются сильно востребованными, то и желающих поступить на эти направления тоже много. В 2019 г. оказалось очень большое количество абитуриентов с тремя
сданными экзаменами по русскому языку, математике и информатике. Бюджетных мест на всех не хватило. Абитуриенты, имеющие очень высокие баллы, но недостаточные для поступления на бюджетную форму обучения, были вынуждены поступить учиться на платной основе. С такими баллами при наличии ЕГЭ по физике они легко могли поступить на не менее престижные технические специальности.
Какая при этом складывается картина? Если я раньше призывал всех сдавать ЕГЭ по физике, так как этот экзамен гарантировал поступление практически в любой технический вуз России, то сейчас ситуация сильно изменилась, особенно в Казани. Теперь, если хочешь поступить в столичный вуз, надо очень хорошо подготовиться и сдать физику в среднем на 80 – 90 баллов. Без глубокого понимания всей физики набрать такие баллы невозможно. До таких баллов «натаскать» невозможно. Поэтому и подход к подготовке ЕГЭ должен коренным образом измениться. Ранняя профессиональная ориентация должна оставлять возможность достаточно богатого выбора. Например, неплохо бы иметь по выбору следующие наборы ЕГЭ: химия-биология, физика-химия-информатика, физика – информатика-обществознание и другие. Наличие трех направлений существенно облегчает не только поступление в вузы, но расширяет компетентность человека, его кругозор. Независимо от того, кем окажется в дальнейшем этот человек, он везде будет успешным и востребованным, поскольку изначально обладает более широкими знаниями.
В последние два-три года увеличивается количество абитуриентов из других городов России, которые создают серьёзную конкуренцию. Будущие студенты из других регионов (Сибирь, Урал, Центральная Россия) приезжают целенаправленно на престижные направления бакалавриата, и с очень высокими баллами. С каждым годом увеличивается поток абитуриентов из ближнего зарубежья: Казахстана, Узбекистана, Туркмении, Таджикстана. Например, на направление «Наноинженерия», открытое на нашей кафедре общей физики КНИТУ-КАИ, мы принимаем 15 бюджетных студентов. Конечно, это очень престижное, современное и востребованное направление. В 2019 г. на данное направление было подано более трехсот заявлений. Средний суммарный балл поступивших по трем экзаменам оказался около 270: в среднем по каждому экзамену по 90 баллов. Таких абитуриентов в каждом регионе можно поштучно пересчитать. Так, среди поступивших оказались двое из Татарстана, двое из Ташкента, четверо из Казахстана. Остальные из Иркутска, Екатеринбурга, Вологды, Снежинска.
Если проанализировать изменения в ЕГЭ по физике за последние несколько лет, то они непременно идут в сторону усложнения. Уменьшается количество задач с выбором ответа, усложняются сами задачи, ответы надо представить в виде чисел, появились задачи по астрономии. Редко какой год проходит без дополнительного усложнения задач. Вот и в 2019 г. задача 25, которая ранее была представлена в части 2 в виде задания с кратким ответом, теперь предлагается для развернутого решения и оценивается максимально в 2 балла. Таким образом, число заданий с развернутым ответом увеличилось с 5 до 6. Для задания 24, проверяющего освоение элементов астрофизики, вместо выбора двух обязательных верных ответов, предлагается выбор всех верных ответов, число которых может составлять либо 2, либо 3. Таким образом, все понятно: надо серьёзно готовиться. А методика для получения глубоких знаний и, соответственно, хороших оценок – классическая. Сначала надо разобраться с теорией, учить ее до полного понимания, и не фрагментарно, а целостно, скажем, один раздел. Потом решать задачи по теме данного раздела. Помимо задач ЕГЭ, попробовать решить и олимпиадные задачи. В качестве разминки читателям предлагаю несколько задач. Может, они вас заинтересуют своей внутренней логикой и жизненностью. Первые четыре задачи по своему уровню соответствуют ч. 2, а последние три задачи вовсе соответствуют уровню олимпиады. Если вам удастся самостоятельно решить предложенные задачи, то вы молодцы, мы вас ждем в вузах.
Продолжение в документе
Комментарийлар