Новые учебники по русскому языку и литературе для школьников появятся к началу следующего учебного года

Разработчиком проекта новой концепции преподавания русского языка и литературы в школах стал коллектив авторов под руководством Максима Кронгауза, заведующего научно-учебной лабораторией лингвистической конфликтологии и современных коммуникативных практик НИУ ВШЭ. Об этом сообщают “Известия”.

В правительство поступил проект новой концепции преподавания русского языка и литературы в школах. Документ, который создавался рабочей группой под председательством спикера Государственной думы РФ Сергея Нарышкина, станет основой для нескольких линеек учебных и методических материалов.Будут запущены линейки учебников с 5 по 9 класс, что, по словам Максима Кронгауза, сохранит возможность выбора учителю. «То есть не будет единственного учебника, как в свое время отдельные депутаты предлагали, а сохранится возможность выбора.И это хорошо, потому что помимо всего прочего именно конкуренция учебников позволяет развивать эту область», — цитируют «Известия» лингвиста.

По мнению Максима Кронгауза, нынешние учебники опираются на традицию XX века и во многом устарели, поэтому необходима разработка пособий нового поколения.

— Естественно, нужно какое-то обновление, связанное с реформами в школе и, собственно, с изменениями русского языка, который стал более многофункциональным, — пояснил Максим Кронгауз. — Появились новые сферы его употребления. Прежде всего интернет, конечно. Для школьников — это социальные сети, в которых они общаются. То есть возникло использование письменной формы языка для общения. Раньше школьники тоже общались письменно, это были записочки, которыми они перекидывались в классе. Но понятно, что по масштабам записки несравнимы с тем, что мы имеем сегодня. И это требует другого подхода к русскому языку. В интернете все языки развиваются иначе, чем вне Сети. Это новая реальность, которую нельзя презирать, делать вид, что ее не существует.

В новых учебниках появится раздел «Развитие речи», который будет построен на основе реальной коммуникации. С целью осовременивания отношения к языку к созданию учебника пригласили детского писателя. Он напишет истории, в которых будут иметь место явления, изучаемые в параграфах.

«Осовременивание» учебников пугает некоторых экспертов.

— Главное — чтобы учебники в непрофильных школах и классах не опускались до уровня мыльных опер, — высказал свои опасения первый зампредседателя комитета Госдумы по образованию Олег Смолин.

Он посетовал, что с 1990-х годов литературу пытались превратить в литературоведение, почти игнорируя те социальные и нравственные вопросы, которые поднимаются в произведениях классиков.

— Первое, что нужно сделать, — вернуть литературе ее исконное назначение — воспитание души, — считает парламентарий.

По информации izvestia.ru

Добавить комментарий