О выпускных сочинениях школьников в 2014–2015 учебном году

Тамара Скиргайло, Гульшат Ахбарова,

профессора ИРО РТ, д.п.н.

По распоряжению Президента РФ, в 2015 году сочинение будет возвращено в школы в качестве выпускного экзамена.

Итоговые сочинения российских школьников будут оцениваться по пяти критериям; эти критерии утверждены Рособрнадзором после одобрения Совета по вопросам проведения итогового сочинения при Министерстве образования и науки РФ.

Утвержденные критерии позволят оценить сочинение по пяти параметрам:

1. Соответствие теме.

2. Аргументация. Привлечение литературного материала.

3. Композиция и логика рассуждения.

4. Качество письменной речи.

5. Грамотность.

Темы заранее опубликованы не будут. Публикуются лишь общие тематические направления. Направления разработаны Советом по вопросам проведения итогового сочинения.

Вот эти направления:

1. «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю.Лермонтова).

2. Вопросы, заданные человечеству войной.

3. Человек и природа в отечественной и мировой литературе.

4. Спор поколений: вместе и врозь.

5. Чем люди живы?

Краткий комментарий к тематическим направлениям, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»

1. Темы сочинений, сформулированные на материале творчества М.Ю.Лермонтова, нацеливают на размышления о своеобразии творчества М.Ю.Лермонтова, особенностях проблематики его произведений, специфике художественной картины мира, характерных чертах лермонтовского героя и т.п.

2. Темы второго направления ориентируют обучающихся на размышления о причинах войны, влиянии войны на судьбу человека и страны, о нравственном выборе человека на войне (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

3. Темы, сформулированные на основе третьей проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

4. Темы четвертого направления нацеливают на рассуждение о семейных ценностях, о различных гранях проблемы взаимоотношений между поколениями: психологической, социальной, нравственной и т.п. (с опорой на произведения отечественной и мировой литературы).

5. Темы пятого направления предполагают рассуждение о ценностных ориентирах человека и человечества, об этико-нравственных, философских, социальных аспектах бытия (на материале отечественной и мировой литературы).

Направление тем: «Недаром помнит вся Россия…» (200-летний юбилей М.Ю. Лермонтова)

Тема из предполагаемого обязательного направления «юбилей великого писателя или деятеля культуры»: подготовка к ней диктует необходимость углубленного изучения жизни и творчества упомянутой фигуры в течение первого полугодия как на занятиях по литературе (и другим предметам), так и во внеурочной деятельности, проведение школьных мероприятий и т.п.

Ниже представлены темы, которые, возможно, могут быть предложены для сочинения. Они использовались при обсуждении профессиональным сообществом. Официально темы закрыты для общественности и станут доступны только в день написания сочинения.

 1. «Печально я гляжу на наше поколенье! Его грядущее – иль пусто, иль темно…»

2. Тема одиночества в творчестве М.Ю.Лермонтова

3. «Лермонтов и Кавказ», «Как сладкую песню отчизны моей, люблю я Кавказ…», » То сердце, где кровь кипела…»

4. «А что такое счастие?» Тема любви в произведении М.Ю.Лермонтова «Герой нашего времени»

5. …Способность русского человека применяться к обычаям тех народов, среди которых ему случается жить…

6. «Я думал: жалкий человек»

7. Согласны ли вы с утверждением Печорина: «Один из друзей всегда раб другого?..»

8. «В наш век все чувства лишь на срок». Можно ли оценивать афоризмом М.Ю.Лермонтова эмоциональную жизнь поколения информационного века?

9. Что в имени тебе моём?

10. «Большое видится на расстояньи». Антивоенный пафос стихотворения М.Ю.Лермонтова «Валерик»

11. Имя Лермонтова на карте России

Направление тем: «Вопросы, заданные человечеству войной»

2014 год – год столетнего юбилея начала Первой мировой войны; грядущий, 2015 год – год 70-летия Победы в Великой Отечественной войне и окончания Второй мировой войны – во всех этих войнах Россия (СССР) приняла активное участие, войны эти не только изменили границы и политический строй множества стран, но и задали целый ряд непростых, а иногда болезненных вопросов человечеству. Сегодня, когда, вопреки ожиданиям последних лет, по всему миру вновь разгораются военные конфликты, самое время еще раз задаться этими вопросами – вслед за русскими писателями и мыслителями XIX–ХХ века.

Ниже представлены темы, которые, возможно, могут быть предложены для сочинения. Они использовались при обсуждении профессиональным сообществом. Официально темы закрыты для общественности и станут доступны только в день написания сочинения.

1. Между жизнью и смертью

2. Тема любви в произведениях о Великой Отечественной войне

3. Дети и война

4. 891 день мужества ленинградцев

5. Мемориал – памятник с особым значением

6. «По ком звонит колокол»

7. Художественное произведение о войне: есть ли место вымыслу?

8. Значение войн для государства и для человека

Направление тем: «Человек и природа в отечественной и мировой литературе»

Темы, сформулированные на основе указанной проблематики, позволяют поразмышлять над эстетическими, экологическими, социальными и др. аспектами взаимодействия человека и природы.

Ниже представлены темы, которые, возможно, могут быть предложены для сочинения. Они использовались при обсуждении профессиональным сообществом. Официально темы закрыты для общественности и станут доступны только в день написания сочинения.

1. Мир людей глазами мобильного устройства

2. «Живая» книга или Интернет!

3. Техника и человек в творчестве А.Платонова (в произведениях русских писателей)

4. Человек и космос

5. Плюсы и минусы бессмертия. «Бессмертная душа» Станислава Лема

Работа должна быть написана учащимся самостоятельно, а не скопирована из какого-либо источника.

На написание сочинения отводится 3 часа 55 минут. При этом экзаменуемым разрешается пользоваться орфографическим словарём.

Критерии №1 и № 2 являются основными.

Для получения «зачёта» за итоговое сочинение необходимо получить «зачёт» по критериям №1 и № 2 (выставление «незачёта» по одному из этих критериев автоматически ведёт к 2 «незачёту» за работу в целом), а также дополнительно «зачёт» хотя бы по одному из других критериев (№3–№5).

При выставлении оценки учитывается объём сочинения. Рекомендуемое количество слов – 350.

Если в сочинении менее 250 слов (в подсчёт включаются все слова, в том числе и служебные), то такая работа считается невыполненной и оценивается 0 баллов.

<…>

Полный вариант читайте в №11 журнала «Мәгариф» (ноябрь, 2014 г.) (в разделе «Электронная подписка»).

 Окончание.

Добавить комментарий