Олимпиада как одна из форм развития языковой личности школьников

Зульфия Юсупова,

доцент КФУ, председатель жюри

Гульнара Исламова,

ведущий советник отдела общего образования и итоговой аттестации обучающихся МО и Н РТ

С 3 по 7 июня 2015 года в г. Казань состоялась II Международная олимпиада по русскому языку для учащихся VIII, X классов школ с родным (нерусским) языком обучения Республики Татарстан, субъектов Российской Федерации и СНГ. Цель олимпиады – совершенствование преподавания учебного предмета «Русский язык», выявление и поощрение способных и одаренных учащихся и творчески работающих учителей-русистов. Олимпиада проводится второй год Министерством образования и науки РТ совместно с Казанским (Приволжским) федеральным университетом. Отборочный тур олимпиады проходил в режиме онлайн тестирования. В заочном туре приняли участие около 2700 (в 2014 году – 2500) учащихся из 21 региона (в 2014 году – 18) Российской Федерации и стран СНГ: Республика Беларусь, Киргизская Республика, Алтайский край, Кировская область, Курганская область, г. Москва, Московская область, Нижегородская область, Республика Башкортостан, Чувашская Республика, Республика Мордовия, Пермский край, Чеченская Республика, Омская область, Республика Саха-Якутия, Самарская область, Свердловская область, Краснодарский край, Оренбургская область, Республика Калмыкия, Республики Татарстан. В очном туре участвовали 100 обучающихся. Заключительный очный тур проходил на базе Поволжской государственной академии физической культуры, спорта и туризма.

Победителями II Международной олимпиады членами жюри были признаны:

среди VIII классов:

Минебаева Азалия Азатовна (татарская гимназии № 2 им. Ш. Марджани при КФУ Московского района г. Казани);

Хайбуллова Гузель Рафисовна (средняя школа «Яктылык» с углубленным изучением отдельных предметов г. Самара);

Кулбагина Диана Равильевна (Уленкульская средняя школа Омской области).

среди X классов:

Халирахманов Динар Булатович (Актанышская средняя школа № 2 с углубленным изучением отдельных предметов Актанышского района РТ)

Сабиров Зуфар Райнурович (лицей-интернат № 2 Московского района г. Казани)

Хаялеева Дина Камилевна (гимназия-интерната № 4 Кировского района г. Казани).

Участники из Татарстана ежегодно показывают высокие результаты на международной олимпиаде. Это неслучайно, поскольку в нашей республике развитию русского языка и языковой политике, сохранению языковых традиций народов, проживающих в республике, уделяется большое внимание. Успешно реализуются программы «Русский язык в Татарстане» на 2011–2015 годы, «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014–2020 годы», «Реализация государственной национальной политики в Республике Татарстан на 2014–2020 годы». С каждым годом улучшаются результаты ЕГЭ по русскому языку: например, число 100-балльников по русскому языку в 2013 году составило 60 чел., а в 2014 году – 69 чел. За всеми результатами скрываются целенаправленная и плодотворная работа учителей русского языка и литературы нашей республики со своими учениками.

Далее приводим предложенные участникам задания и краткие комментарии к ним.

8 класс (письменная часть)

1.Определите, из каких звуков состоит слово день. Установите, сколько раз каждый из выявленных вами звуков встречается в следующих строчках:

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы! (А.С.Пушкин)

Комментарий: участникам сначала необходимо было определить, что слово день состоит из трех звуков: [д’ э н’] и соответственно найти эти звуки в других словах, данных в поэтических строчках. Например, в первой и четвертой строчках эти звуки не встречаются.

2. Объясните различие следующих понятий: стая – стадо – отара – табун; слоёный – слоистый; связи – знакомства – дружба.

Комментарий: учащиеся в своих ответах должны были объяснить, что данные слова различаются по значению, употреблению и сочетательным особенностям. Например, в русском языке принято говорить: отара овец, но стадо коров или табун лошадей; слоистые облака, но слоёный пирог; установить связи, завязать знакомства, водить дружбу.

3. В данных словах выделите суффиксы. Как вы думаете, в чем сходство и различие этих слов?

Варенье, печенье, соленье. Варение, печение, соление.

Комментарий: Варенье сладкое кушанье из ягод или фруктов, сваренных в сахарном сиропе. Варение – процесс варки чего-либо: варение чего-либо(обеда, картофеля; стали и т.д.). Печенье – кондитерское изделие из небольших кусочков теста, которым придана фигурная, рельефная форма; то, что испечено для пищевого потребления. Печение – процесс приготовления пищи сухим нагреванием. Прокаливанием на жару. Печение пирогов. Печение в костре картофеля. Соленье и соление – заготовки впрок с солью, в соленом растворе (обычно мн. число: соленья и соления); приправлять солью что-либо ( по толковому словарю Кузнецова С.А., 2007).

4.Восстановите фразеологические обороты, которые спрятаны в предложениях-шутках: его рискуешь проглотить вместе с чем-нибудь очень вкусным; за него тянут, вынуждая что-то сказать; на нём вертится то, что вот-вот вспомнишь; его держат за зубами, чтобы не сказать лишнего. Объясните значение полученных фразеологизмов, составьте с ними предложения и запишите их.

Комментарий: участники олимпиады восстановили такие фразеологизмы, как язык проглотишь, тянуть за язык, вертеться на языке, держать язык за зубами. Однако составленные предложения не всегда соответствовали целям и задачам коммуникации

5. Подберите по два слова с суффиксом — ник с общим значением названия: 1) занятия, профессии; 2) предмета, приспособления; 3) местности; 4) помещения; 5) растения; 6) дня недели; 7) посуды; 7) кушанья; 8) орудия труда.

Комментарий: слова с суффиксом — ник с общим значением названия 1) занятия, профессии – сапожник, фокусник, путник, дворник и др.; 2) предмета, приспособления – градусник, бумажник, будильник и др.; 3) местности – ельник, малинник, рябинник и др.; 4) помещения – коровник, курятник, предбанник и жр.; 5) растения – ельник, бурсничник, травник, ягодник, кукурузник и др.; 6) дня недели – вторник, понедельник; 7) посуды – чайник, кофейник, соусник, половник; 7) кушанья – рассольник, вареник, колбасник, молочник; 8) орудия труда – градусник, угольник, локотник, паяльники др.

6.Решите данные пропорции. Определите принцип, на основе которого они построены. К каждой пропорции подберите примеры. Составьте свою пропорцию и укажите принцип его построения.

1)                х : ш = з: …; 2) с : ш = н : …; 3) г : ж : з = д : ж : …

Комментарий: принцип построения пропорций: чередование согласных, которые отражаются на письме. Например, х : ш = з: ж (сухой : сушить = сказать: скажу); с : ш = н : ш (писать : пишу = камень : камешек); г : ж : з = д : ж : жд (подруга: дружный: друзья = ходить– хожу: хождение (некоторые участники не смогли правильно определить принцип построения пропорции).

7. Определите, какими грамматическими значениями различаются следующие формы слов. Укажите грамматические способы (средства) выражения этих различий.

Умный – умнее – умнейший; человек – люди; писал — написал; пишет – пишущий; я – меня – мне – мной.

Комментарий: например, умный – форма полного прилагательного (начальная форма); умнее — сравнительная степень с суффиксом – ее; умнейший – превосходная степень с суффиксом -ейш- и т.д.

8. Замените русскими синонимами – сложными словами – слова иноязычного происхождения: каллиграфия, орфография, апатия, эгоизм, оптимизм и запишите их.

Комментарий: перед участниками стояла задача подобрать не любой подходящий синоним, а такой, который является сложным словом: каллиграфия – чистописание; орфография – правописание; апатия – равнодушие; эгоизм – себялюбие; оптимизм – жизнелюбие.

9.Сравните данные в паре слова. Определите, что у них общего и чем они отличаются. Каких слов больше в современном русском языке: слов правого или левого столбика? Составьте предложения с данными словами.

Висячий – висящий;

лежачий – лежащий;

колючий – колющий.

Комментарий: участникам олимпиады следовало указать, что данные в паре слова однокоренные, отвечают на вопрос какой? изменяются по родам, числам, падежам; могут быть согласованным определением. Отличие в том, что слова в правом столбике – это имена прилагательные, обозначают постоянный признак; а в левом столбике – это причастия, обозначают признак по действию. В современном русском языке причастий больше, потому что их можно образовать от глаголов (от основы глагола настоящего времени НСВ).

10. Что вы знаете о празднике День славянской письменности и культуры? Когда и как его отмечают? Напишите об этом.

Комментарий: 24 мая — День славянской письменности и культуры (День святых Кирилла и Мефодия). В России, как и в других славянский государствах, широко отмечается День славянской письменности и культуры. Истоки славянской письменности возвращаются к Святым равноапостольным братьям Кириллу и Мефодию, которые принесли на славянскую землю письменность, тем самым приобщили многомиллионные славянские народы к мировой цивилизации, мировой культуре. В России ежегодно отмечается с 1991 года. У празднования нет какого-то раз и навсегда утвержденного сценария. Типичными мероприятиями являются научные симпозиумы или конференции, посвященные проблемам культуры, цивилизации, славянского мира, а так же концерты, встречи с писателями и поэтами в парках, садах, библиотеках, домах культуры и тематические показы художественных фильмов, и выставки, конкурсы и фестивали.

Участники олимпиады могли написать о том, как данный праздник отмечается в их регионе (школе). Некоторые участники признались, что впервые слышат о таком празднике.

10 класс (письменная часть)

1. Определите, из каких звуков состоит слово ель. Установите, сколько раз каждый из выявленных вами звуков встречается в следующих строчках:

На холмах Грузии лежит ночная мгла;

Шумит Арагва предо мною.

Мне грустно и легко; печаль моя светла;

Печаль моя полна тобою … (А.С.Пушкин)

Комментарий: участникам сначала необходимо было определить, что слово ель состоит из трех звуков: [j’ э л’] и соответственно найти эти звуки в других словах, данных в поэтических строчках. Например, в первой строчке На холмах Грузии лежит ночная мгла встречаются [л’], [j’].

2. Объясните различие следующих понятий: щепотка – горсть – пригоршня; охапка – вязанка; щебень – гравий — галька.

Комментарий: учащиеся в своих ответах должны были объяснить, что данные слова различаются по значению, употреблению и сочетательным особенностям. Например, в русском языке слово щепотка обозначает 1. Три пальца (большой, указательный и средний), сложенные вместе. Соединить пальцы в щепотку. 2. Небольшое количество чего-либо сыпучего, которое можно взять тремя пальцами. Щепотка соли; горсть – 1. Ладонь и пальцы, согнутые так, чтобы ими можно было зачерпнуть что-либо. Полная горсть семечек. 2. Количество чего-либо, вмещающееся в ладонь с согнутыми пальцами. Бросить воробьям горсть крошек. 3. Очень маленькое количество (людей) Горсть защитников крепости; пригоршня – 1. Ладони (ладонь), сложенные горстью (1 зн.). Пить воду пригоршнями. Взять в пригоршню снег. 2. Количество чего-либо, вмещающееся в ладони (ладонь), сложенные таким образом. Целая пригоршня конфет; и др.

Некоторые участники не смогли отличить гравий от гальки, горсть от пригоршня.

3. Как вы понимаете значение фразеологизмов ничуть не бывало – не тут-то было; не в себе – не по себе; в исходе – на исходе? Составьте с ними предложения и запишите их.

Комментарий: ничуть не бывало – вовсе нет, ничего подобного: Думаешь, она злая? Ничуть не бывало: она просто строгая и требовательная; не тут-то было – не так, как ожидалось, предполагалось. Взялись за камень, поднатужились, но не тут-то было: он словно в землю врос; не в себе – в сильном душевном расстройстве; не в обычном для себя состоянии: Я всю ночь не спал, и теперь немножко не в себе; не по себе – кому-либо нездоровится; неловко; неудобно: Ему было как-то не по себе от её пристального взгляда; в исходе – к концу чего-либо: В исходе второй недели погода установилась ясная; на исходе – 1) в конце чего-либо: В ясный полдень, на исходе лета, шёл старик дорогой полевой. 2) кончаться, иссякать, быть на исходе: Горючее в баках на исходе.

Не все участники смогли дать правильное толкование некоторым фразеологизмам, а также составить соответствующие нормам русского языка предложения.

4. Решите данные пропорции. Определите принцип, на основе которого они построены. К каждой пропорции подберите примеры. Составьте свою пропорцию и укажите принцип его построения.

1)                в : вл = б : …; 2) к : ч = г : …; 3) т : ч : щ = ск : ст :…

Комментарий: принцип построения пропорций: чередование согласных, которые отражаются на письме. Например, в : вл = б : бл (ловить :ловлю = любить :люблю); к : ч = г : ж (крик : кричать = беготня: бежать); т : ч : щ = ск : ст : щ (светит: свеча : освещать = блеск: блестеть: блещет) (некоторые участники не смогли правильно определить принцип построения пропорции).

5. Что общего у следующих слов: автомобиль, автобус, мотоцикл, велосипед? Что вы знаете об их происхождении?

Комментарий: Автомобиль – авто – первая составная часть сложных слов со значением «свой», «собственный», «сам». Мобил (ис) – «подвижный». Сложенные вместе, они образуют автомобиль, что значит «самодвижный», «самоход», то есть карета, движущаяся без помощи лошади. Автобус – образовано также из двух частей: авто – греческий корень, что и в слове автомобиль; – бус – латинский корень от слова омнибус, который означал экипаж для каждого, каждому, всем. Мотоцикл – мото – от лат moto. «приводящий в движение»; первая часть сложных существительных со значением моторный… и циклос – греческий корень, означает колесо. Велосипед – от лат velos – быстрый; pedes – ноги. Дословно с французского «быстрые ноги». Аппарат для езды, приводимый в движение педальным механизмом. Данные слова иноязычного происхождения, состоят из двух корней; имена существительные.

6. Определите, какими грамматическими значениями различаются следующие формы слов. Укажите грамматические способы (средства) выражения этих различий.

Звонкий – самый звонкий; читал – читал бы; рисую – буду рисовать; дерево – деревья; брать – взять; медвежонок – медвежата.

Комментарий: например, медвежонок — имя сущ. ед. числа, им. п., муж. рода с суффиксом –онок; медвежата – имя сущ. мн. числа, им.п., с суффиксом –ат-.

7. Как вы думаете, слова воскресение (роман Л.Н.Толстого «Воскресение») и воскресенье (день недели) имеют одинаковое значение? Обоснуйте свой ответ.

Комментарий: Данные слова в современном русском языке употребляются в разных значениях, хотя изначально имеют сходный корень. Воскресенье – седьмой день недели. Воскресение – 1. К глаголу Воскреснуть. 2. О выздоровлении больного, положение которого считалось безнадежным.

8. Выделите окончания у существительных столов, голов, ковров, коров, ночей, степей, затей, батарей. Укажите их падеж. Одинаковы ли окончания у данных существительных? Напишите данные существительные в форме именительного падежа.

Комментарий: стол- ов, гол- ов (мн. число род. падежа от слова гол), ковр- ов, ноч- ей, степ- ей. В словах коров, затей, батарей, голов (мн. число род. падежа от сущ. голова) в род. падеже окончание материально не выражено.

9. Сравните данные в паре слова. Определите, что у них общего и чем они отличаются. Каких слов больше в современном русском языке: слов правого или левого столбика? Составьте предложения с данными словами.

Горючий – горящий; живучий – живущий; бродячий – бродящий.

Комментарий: задание, аналогичное для 8 класса (см. комментарий выше)

10. Что вы знаете о празднике День русского языка? Когда и как его отмечают? Напишите об этом.

 Комментарий: День русского языка — российский и международный государственный праздник, посвящённый русскому языку. Отмечается 6 июня, в день рождения А.С. Пушкина: в Российской Федерации праздник учреждён в 2011 году; в ООН учреждён в 2010 году. Международный день русского языка сопровождается комплексом мероприятий, направленных на распространение среди населения истории возникновения и развития русского языка, правильности произношения слов и словосочетаний, возрождения забытых и появление новых фраз. День русского языка зачастую ознаменовывается такими событиями как: концерты и представления, на которых зачитываются отрывки из известных литературных шедевров; музыкальные спектакли, выступления фольклорных коллективов; проведение выставок, литературных конкурсов, семинаров и лекций, олимпиад; организация дней национальной кухни т.д.

В этом году участники состязались, выполняя не только письменные задания, но и проявляли красноречие в устной части олимпиады, размышляя над предложенным афоризмом. За письменную часть можно было получить 100 баллов, за устную – 20. Устная часть олимпиады была направлена на выявление лучших в красноречии, умении красиво, выразительно, грамотно излагать свою точку зрения. Для этого участникам были предложены различные афоризмы известных писателей, поэтов, ученых, публицистов, общественных деятелей. Конечно, именно на этом туре олимпиады необходимы были и начитанность участников, умение держать тезис, аргументировать, выражать свою позицию и т.д. Ответы участников оценивались по таким критериям, как логичность и связность, выразительность, содержательность, оригинальность, эмоциональность, отсутствие речевых ошибок. Приведем некоторые афоризмы, предложенные участникам олимпиады: Представьте на минуту, что вы лишились бы вдруг знания русского языка. Насколько оскудел бы наш внутренний мир, сузился кругозор, насколько беднее стали бы мы в культурном отношении. Ведь русский язык … – золотой ключ к достижению всей мировой культуры. (Р.Мустафин – татарский писатель, публицист); Учение – вот что сейчас нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. … Если вам что-то не нравится в каком-либо предмете – напрягитесь и постарайтесь найти источник радости – радости приобретения нового. Учитесь любить учиться! (Д.С.Лихачёв – отечественный филолог, искусствовед); Много на свете хороших книг, но эти книги хороши только для тех людей, которые их умеют читать. (А.И.Герцен – отечественный писатель, публицист, философ); У каждого из нас – свой Пушкин, остающийся одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале её и уже не покидает нас до конца. Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда гораздо слаще слушать чтение, чем читать самому. Со слуха я знал его «Сказку о царе Салтане», «Сказку о золотой рыбке»… (А.Т.Твардовский – отечественный поэт и писатель); Если человек не любит хотя бы изредка смотреть на старые фотографии своих родителей, не ценит память о них, – значит, он не любит их. Если человек не любит старые улицы, старые дома, бывшие свидетелями исторических событий, – значит, у него нет любви к своему городу. Если человек равнодушен к памятникам истории своей страны, он, как правило, равнодушен к своей стране.(Д.С.Лихачёв – отечественный филолог, искусствовед); У каждого человека есть свобода выбора. Выбор существует ежедневно, сиюминутно. Разный по своей серьёзности. Неодинаковый по своим последствиям … Шагнуть или не шагнуть? Промолчать или ответить? Стерпеть или не стерпеть? Да или нет? Куда пойти учиться? Как жить? Что делать? Вопросы-громады и вопросы-карлики. Вопросы-океаны и вопросы-капли. (Р.Рождественский – отечественный поэт, переводчик.

По результатам письменного и устного туров члены жюри отметили высокий уровень подготовки участников олимпиады, их умение размышлять над лингвистическими задачами, рассуждать над непростыми языковыми вопросами, демонстрировать начитанность и лингвистический кругозор. Считаем, что подготовка к олимпиаде требует систематичной работы со школьниками, открытия для них новых граней изучения школьного предмета «Русский язык», совершенствования исследовательских и ораторских качеств.

Добавить комментарий