Организация предпрофильной и профильной подготовки в школе

Социально-экономические условия, изменившиеся в нашей стране, поставили новые проблемы перед образовательными учреждениями. Для разрешения возникших социально-экономических проблем необходим человек с достаточно высокими индивидуально-личностными качествами, с развитой способностью к знаниям. В утвержденной Министерством образования РФ Концепции профильного обучения говорится: «Профильное обучение – средство дифференциации и индивидуализации обучения, позволяющее за счет изменений в структуре, содержании и организации образовательного процесса более полно учитывать интересы, склонности и способности учащихся, создавать условия для обучения старшеклассников в соответствии с их профессиональными интересами и намерениями в отношении продолжения образования». Необходимость организации индивидуальной траектории в школе обоснована:

— реализацией Концепции  образования (где делается акцент на том, что образование должно стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным);

— реализацией государственного стандарта, целью которого, на III ступени является «дифференциация обучения с широкими и гибкими возможностями построения старшеклассниками индивидуальных образовательных программ в соответствии с их способностями, склонностями, потребностями»;

— реализацией прав обучающихся, закрепленных в Законе РФ «Об образовании»: «…обучающиеся всех образовательных учреждений имеют право на получение образования в соответствии с государственными образовательными стандартами, на обучение в пределах этих стандартов по индивидуальным учебным планам».

Школа, согласно Типовому положению об общеобразовательном учреждении, это общеобразовательное учреждение, реализующее программы основного общего и среднего общего образования. Невозможно наиболее полно удовлетворить образовательные потребности школьников и их родителей без введения индивидуальных образовательных траекторий на третьей ступени. Решая эту проблему, в школе апробируется модель образования на основе удовлетворения индивидуальных образовательных потребностей обучающихся, которая основывается на индивидуальном выборе учащимися набора учебных предметов, изучаемых на элективных занятиях. Это позволяет каждому учащемуся  формировать свою индивидуальную образовательную траекторию. Построение школьниками индивидуальных образовательных траекторий направлено на достижение следующих целей: создать условия для существенной дифференциации содержания обучения старшеклассников с широкими и гибкими возможностями; расширить возможность социализации  обучающихся; реализовать право выбора в соответствии с желаниями и образовательными потребностями  обучающихся.

Задачи обучения:

— расширение вариативности программ по учебным предметам с учетом профилей и уровней обучения;

— обеспечение условий для профессиональной ориентации и самоопределения учащихся;

— познание учащимися индивидуальных особенностей, преодоление учебных трудностей, выбор оптимального варианта обучения;

— формирование групп на основе индивидуальных образовательных программ, траекторий и маршрутов.

 Это реализуется в плановых мероприятиях, среди которых:

— анализ образовательных запросов социального окружения образовательного учреждения;

— разработка и реализация новых образовательных программ, востребованных социальным окружением для предпрофильного, профильного обучения, дополнительных образовательных услуг, и их дальнейшее обновление;

— разработка механизмов оценки достижений учащихся;

— активное применение возможностей базисного учебного плана для перехода на индивидуальные учебные планы учащихся на III ступени обучения;

— отработка содержания образовательных программ при обучении в форме частичного экстерната на III ступени обучения.

В связи с этим, школа целенаправленно занимается разработкой целого ряда технологий в образовательном процессе. Такая работа организуется в нескольких направлениях:

1. Изучение ученика (его способностей, интересов и т.д.).

Диагностирование включает в себя контроль, проверку знаний, оценивание, накопление статистических данных, их анализ, выявление динамики, тенденций, прогнозирование дальнейшего развития. Способов диагностирования у нас, у каждого учителя, наработано много: наблюдение за повседневной работой учащихся,  наблюдение за выполнением домашнего задания в классе, контрольные и самостоятельные работы, творческие работы, тестирование.

2. Выбор индивидуального образовательного маршрута. Под выбором ИОМ мы понимаем создание специальных педагогических условий для возможности выбора способов, форм и методов обучения, позволяющих поддерживать различные образовательные интересы учащихся. Выбор ИОМ определяется индивидуально-типологическими особенностями личности ученика (познавательными интересами, «успешностью» учебной деятельности, «профессиональными мечтами», жизненными планами, готовностью к их реализации).

Профильное обучение по индивидуальным образовательным траекториям начинается с 10 класса, то есть с того момента, когда у учащихся объективно начинают выстраиваться планы относительно своего будущего. Обучение, прежде всего, является общим. Поэтому оно представлено преимущественно единым  набором дисциплин, изучаемых по программам профильного уровня. Содержательная вариативность образования достигается в профилях за счет часов школьного компонента.

Часы школьного компонента отводятся на элективные курсы.  После выпускных экзаменов с обучающимися 9-х классов проводится собеседование по набору в 10 класс. Обучающиеся совместно с родителями заполняют  анкету «Моя индивидуальная образовательная программа». В начале учебного года на методическом совете школы они рассматриваются, обрабатываются. Изучение запросов учащихся и их родителей выявляет приоритет предметов, которые и будут вводиться элективными курсами. Следует отметить, что выбор индивидуальных образовательных программ является сильным мотивирующим фактором для обучающихся 9-х классов.

Еще одно направление в реализации дальнейшего обучения учащихся. Наша школа с 2003 года взаимодействует с Казанским социально-гуманитарным техникумом. Учащиеся 9-11 классов после уроков  занимаются в колледже на базе нашей школы. Получают среднее профессиональное образование по специальностям: экономист, юрист, менеджер. После  окончания колледжа продолжают обучение в ИСГЗ.

С 2009 года наша школа начала сотрудничать с КГТУ (КХТИ) и вошла в программу «Путь к успеху», а с 2013 года – с КГЭУ. Это сотрудничество позволяет нам создать университетские профильные классы, вести совместную работу с одаренными детьми через олимпиады и конференции.

Ведение профориентационной работы включает в себя два главных направления:

во-первых, проведение информационно-просветительской работы, направленной на развитие психологической культуры учащихся, углубление их знаний по психологии, формирование адекватной самооценки, ценностных ориентаций, жизненных перспектив, помощь учащимся в самопознании, что решается через уроки психологии, классные часы и т.п. формы работы;

во-вторых, проведение индивидуальных консультаций с подростками и юношеством, предусматривающих профдиагностику, коррекцию и консультацию. В школе постоянно действует кабинет психолога с систематизированным материалом по основным направлениям работы, готовится к оформлению кабинет психологической разгрузки и  кабинет профориентации.

Неотъемлемую часть в развитии профильного обучения в школе составляет работа психологической службы. Это:

— ежегодная психодиагностика уровня умственного развития учащихся II ступени обучения, а также некоторых особенностей их познавательных процессов (внимания, мышления и др.) с целью определения эффективности обучения в классе или группе предпрофильной подготовки, выявление причин индивидуальных трудностей учащихся в обучении;

— диагностика интересов и склонностей младших подростков с целью определения для учащегося класса предпрофильной подготовки;

— профдиагностика с последующим проведением групповых и индивидуальных консультаций для учащихся 9-11 классов с целью оказания им помощи в осознанном выборе будущей профессии и места дальнейшего обучения, изучения учащимися своих склонностей, интересов, личностных особенностей;

— участие в наборе 10-ых классов (на основе результатов профтестирования);

— ежегодная психодиагностика интеллекта учащихся III ступени с целью определения эффективности обучения, выявление причин трудностей учащихся в обучении;

— консультирование учителей и родителей по результатам психодиагностики учащихся, по вопросам обучения, воспитания и развития учащихся, по возрастным и индивидуальным особенностям и др.

Таким образом, в настоящий момент при непосредственном участии психологической службы в школе разработана сквозная модель профессионализации учащихся, которая ежегодно пополняется новыми материалами. Вся проводимая работа призвана подвести учащихся к самопрофориентации, т.е. к осознанному, самостоятельному и желанному выбору будущей профессии или сферы профессиональной деятельности.

Зрелый выбор предполагает, что учащийся осознает свои жизненные цели и планы и верно оценивает возможность для их реализации через сделанный выбор. При этом школьником сделан такой выбор, который не расходится с его ценностными ориентациями и позволяет реализовать ему собственные намерения.

Гузяль МИФТАХОВА, директор средней школы №174 г. Казани

Рамзия ГАТАУЛЛИНА,  Эльмира ЗАМАЛДИНОВА, заместители директора по учебной работе средней школы №174 г. Казани

Добавить комментарий