Особенности обучения детей русскому языку в национальном детском саду

Зухра РАХИМЗЯНОВА,

воспитатель по обучению русскому языку первой  квалификационной категории Карелинского детского сада Балтасинского района

На сегодняшний день в Республике Татарстан обучение детей двум государственным языкам с дошкольного возраста является одним из актуальных вопросов, обсуждаемых в сфере дошкольного образования. Основной целью обучения русскому языку татароязычных дошкольников является развитие языковой способности, ознакомление с русским языком как средством общения и с культурой русского народа. Приобщение детей к русскому языку намного облегчает процесс владения им в школе, а, следовательно, способствует более быстрому усвоению программного материала.

Будучи воспитателем по обучению русскому языку, работаю по «Программе по обучению дошкольников русскому языку» (авторы-составители С.М.Гаффарова, Ч.Р.Гаффарова, Г.З.Гарафиева). Занятия провожу, используя методическое пособие С.М.Гаффаровой и др. «Изучаем русский язык».

Реализуя ФГОС дошкольного образования и УМК, нужно учитывать тот факт, что у дошкольников основной вид деятельности – это игра. Новая методика по обучению русскому языку предусматривает проведение таких игр, как сюжетно-ролевые, подвижные, хороводные, пальчиковые, настольные, театрализованные, а также интересные речевые физкультминутки.

Обязательным компонентом любого занятия является подведение итогов проделанной работы. На первых занятиях итоги подводит воспитатель. В дальнейшем дети сами говорят, какие новые слова, предложения они узнали, а воспитатель указывает, какие слова и предложения надо повторить, отмечает активных, хорошо работавших детей, не оставляет без внимания успехи слабых и застенчивых ребят. Это станет стимулом активизации дошкольников, что очень важно: без активной речевой деятельности нельзя овладеть неродным языком.

Как известно, пассивность или активность ребёнка на занятии обусловлены тем, каким образом воспитатель строит занятия с детьми. Если работать только с активными, хорошо отвечающими детьми, то дети, которым усвоение языка даётся с трудом, просто выйдут из поля зрения воспитателя и они, в конечном счёте, привыкнут всегда сидеть и молчать, не участвовать на занятии. Будет целесообразно у них больше спрашивать известный материал, чем новый. При ответе, нельзя их торопить, нужно направлять, задавать наводящие вопросы, хвалить за успешный ответ.

Итак, важен учёт индивидуальных особенностей ребёнка. Однако нельзя забывать такой из основных принципов ФГОС, как уважение личности ребёнка. Если ребёнок при общении с педагогом почувствует себя личностью, что его уважают, что с ним считаются, то, конечно, он будет стараться проявить себя, будет активным и коммуникабельным.

Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. Это становится возможным при использовании мультимедийного оборудования. ФГОС дошкольного образования и УМК по русскому языку предусматривают использование при работе с детьми мультимедийной техники. С помощью этого оборудования я показываю детям развивающие игры, мультфильмы, видеофрагменты, анимации. Также слушаем сказки, песни, звуки, русские народные мелодии.

Бесспорно, на одних только занятиях нельзя обеспечить наиболее полного усвоения детьми языка. Поэтому работу по обучению языку веду регулярно и вне образовательной деятельности: на прогулке, во время режимных моментов. Например, готовясь к прогулке, дети называют предметы одежды и обуви, активно используют в речи глаголы «надевать», «снимать». Во время прогулки отмечаем погоду, называем явления природы, используя грамматические конструкции типа «На улице холодно», «Сегодня идёт снег», «На земле лежат красные и жёлтые листья» и т.д. На свежем воздухе проводим подвижные и хороводные речевые игры, физкультминутки.

Планируя работу по обучению детей русскому языку, воспитатель должен обязательно учитывать специфику русско-татарского двуязычия, речевую обстановку в группе, в семьях, уровень понимания детьми русского языка. Для того, чтобы научить детей русской речи, воспитатель, прежде всего, сам должен грамотно говорить на русском языке. Объяснение на татарском языке следует использовать лишь на первых занятиях, а в дальнейшем вести общение преимущественно на русском языке.

ФГОС указывает на необходимость вовлечения родителей в воспитательно-образовательный процесс. Семья играет важную роль в усвоении ребёнком русской речи. На родительских собраниях я знакомлю родителей с новыми УМК по русскому языку, с вопросами организации процесса обучения русскому языку в нашем детском саду. На сайте детского сада размещается информация по содержанию УМК.  На ширмах-передвижках в каждой возрастной группе размещаю информацию о том, что дети изучили на занятиях, знакомлю с новостями в области дошкольного образования. Веду консультации, беседы, даю рекомендации и советы по обучению языку. Привлекаю родителей к подготовке фольклорных праздников на русском языке, таких,  как «Широкая масленица», «Русские посиделки», «Алёнушкины сказки». Эти мероприятия позволяют достичь высоких результатов в развитии русской речи детей, дают возможность погрузить их в культуру русского народа, способствуют налаживанию доброжелательных и продуктивных контактов с родителями.

Также провожу открытые мероприятия, занятия для родителей. С родителями проводятся конкурсы, например, такие, как конкурс рисунков «Мой любимый мультгерой», конкурс по изготовлению самодельных книг «По дорогам сказок», конкурс видеомастер-классов «Как я учу ребёнка русскому языку?», конкурс по изготовлению настольных речевых игровых пособий «Поиграем вместе» и т.д. В дальнейшем хотелось бы организовать совместно с родителями мини-музей «Русская изба», где можно будет поместить материалы, отражающие культуру и быт русского народа.

Ещё одна форма работы с родителями – это тематические недели, где родители являются не только зрителями представления, но и активными его участниками, как на подготовительном, так и на основных этапах. Каждый год в детском саду ближе к концу учебного года мы проводим неделю русского языка, где дети проявляют свои знания по русскому языку во время развлекательных мероприятий. В средней группе был проведён игровой час «Загадайкино», где дети с большим интересом и удовольствием помогали бабушке Загадушке «разгружать» мешок с загадками. Дети предварительно с родителями дома разучили тексты загадок и нарисовали по отгадкам соответствующие предметные картинки. С детьми старших групп была подготовлена и проведена театрализованная игра «Теремок с цифрами». Использование приёма интеграции и театрализованной деятельности на этом мероприятии позволило повысить интерес к изучению русского языка. А в подготовительной к школе группе дети с интересом играли в интеллектуальную игру «Знатоки», где смогли не только блеснуть полученными за год речевыми знаниями и навыками, но и показать, как они умеют играть в одной команде. А родители по-настоящему радовались успехам своих детей.

Дошкольники осваивают русский язык в условиях искусственно созданной языковой среды. Языковая среда должна иметь развивающий характер. Понятие языковой развивающей среды включает как собственно языковое окружение, так и предметно-развивающую среду ребёнка на занятиях. В нашем кабинете русского языка создана предметно-развивающая среда в соответствии с УМК по русскому языку. Демонстрационные и раздаточные материалы помещены в отдельные файлы и папки. Аудио и видеоматериалы собраны и размещены в виртуальные папки на рабочем столе ноутбука. Речевые игры по УМК оформлены в виде отдельных карточек. По этим своеобразным шпаргалкам всегда удобно вспомнить ту или иную игру. Все материалы пронумерованы. Для того чтобы быстро найти необходимый материал, составлена картотека. Кабинет оснащён мультимедийным оборудованием (проектор, ноутбук, экран). Такая среда стимулирует иноязычную речевую деятельность детей и содействует скорейшему развитию речевых умений.

Итак, для того, чтобы процесс обучения русскому языку был эффективным, необходим:

– учёт и реализация принципов и задач ФГОС дошкольного образования;

– учёт возрастных особенностей детей;

– учёт индивидуальных особенностей детей;

– дифференцированный подход к детям;

– использование наглядности (демонстрационных и раздаточных материалов, видеоматериалов, игрушек, мультимедийных презентаций и т.д.);

– использование игры (пальчиковые, подвижные, речевые, фонетические, физкультминутки);

– активное вовлечение в воспитательно-образовательный процесс родителей;

– создание развивающей языковой среды, отвечающей требованиям ФГОС дошкольного образования и УМК по русскому языку.

Материалы журнала «Мәгариф» №12 читайте здесь.

Добавить комментарий