Помочь детям, живущим в мире тишины

Они такие же, но не слышат… Человек утратил слух. Несчастье может произойти быстро, в течение нескольких часов, а может подкрадываться постепенно, долгие годы. Причины нарушений слуха разнообразны. Но какими бы ни были причины и сроки наступления глухоты, основной её итог один и тот же – утрата возможности общения с людьми, с окружающим миром звуков. Компенсация глухоты – сложная проблема. Глухота – это неизлечимая болезнь, и главная задача при реабилитации глухого ребёнка заключается в том, чтобы с помощью специальных методик, специальной аппаратуры научить его слушать и говорить.

Одну из главных задач, которую необходимо решить в ближайшее время в системе образования – это создание условий для внедрения системы сопровождений для детей, имеющих особые образовательные потребности. В настоящее время в ряде регионов Российской Федерации создаются школы так называемого инклюзивного образования, где созданы условия для совместного обучения обычных ребят с детьми с ограниченными возможностями.

Инклюзивное образование – это, действительно, основное направление развития образования детей с ограниченными возможностями. Но необходимо понимать, что интеграция – очень сложный процесс, и для достижения успешных результатов необходим ряд условий. Во-первых, абсолютно все дети-инвалиды не готовы к интеграции. Невозможно себе представить, что с такого-то числа все они пойдут в массовую школу. Во-вторых, для успешной интеграции необходима готовность родителей ребёнка-инвалида – потребуется особая поддержка с их стороны, если он обучается в интегрированном классе. В-третьих, школа должна быть готова принять инвалидов: с детьми и учителями нужно провести определенную работу хотя бы для того, чтобы на ребёнка, отличающегося от остальных, никто не показывал пальцем. Педагогам необходимо пройти специальные курсы повышения квалификации, чтобы получить навыки работы с такими детьми. В массовой школе нужно организовать сопровождение детей-инвалидов с участием психологов, сурдопедагогов, учителей-дефектологов, социальных работников и т.д. В общеобразовательных школах обучается достаточно много детей, имеющих проблемы в развитии, и, к сожалению, условия в наших школах лишь частично обеспечивают их коррекцию, компенсацию и развитие. Считаю, что инклюзивное образование – это не только обучение инвалидов в массовой школе, но и наоборот – открытие интегрированных классов в специальных учреждениях.

Идея инклюзии не должна разрушить и отменить уже имеющуюся систему коррекционного образования. Нужно понимать, что на современном этапе система инклюзии не может быть рассчитана абсолютно на всех. У всех ведь разные возможности – кто-то, даже имея тяжёлую патологию, сможет свободно адаптироваться в массовой школе, а у кого-то возникнут проблемы. Специальные коррекционные учреждения закрывать нельзя. Все инвалиды не могут обучаться в массовой школе, и не в каждой массовой школе интеграция будет успешной. Интеграция детей с особыми потребностями у нас существует уже сейчас. В нашей школе-интернате обучаются в одном классе глухие и слабослышащие дети. В практике интеграции серьёзных проблем не было. Здесь все зависит, конечно, от мудрости и квалификации учителя. В начальных классах у ребёнка одна учительница, можно сказать – вторая мама. Если она знает о проблемах ребёнка-инвалида, и он находится с ней в постоянном контакте, то проблем нет. В средней школе нашим детям, конечно, немного сложнее, потому что там разные учителя с разными голосами, с разной артикуляцией. За основу учебной программы первых семи лет обучения педагогами нашей школы-интерната была взята программа II вида обучения. Программа была существенно переработана. Изучив эту программу, поняли, что она нарушает права ребенка, ограничивает его в образовательном процессе. Т.е. он получает не в полном объёме программу. Естественно, мы пошли по пути расширения программного материала, подтянули к общеобразовательной школе. Занятия по большинству предметов проводятся по учебникам общеобразовательных школ. По предмету «Чтение» используется учебник для коррекционных школ, т.к. он написан более простым языком, что важно для ребёнка, неуверенно чувствующего себя пока в речевой среде.

Педагоги нашей школы признают, что одна из главнейших проблем – это нехватка специальных учебников. Сложно достать методическое обеспечение. Учителя сталкиваются с непростой задачей – адаптации общеобразовательных методик к слабослышащим и глухим детям и наоборот, используя методики для коррекционных школ, не снижать возможности для образовательного роста учащихся. В программе начального звена присутствуют все дисциплины этого уровня образовательной школы за исключением иностранного языка – эти часы выделяются на предмет «Развитие речи». Процесс совместного обучения очень сложный и требует комплексной работы. В результате этого процесса разрабатываем новые программы и методики, организовываем совместные формы работы семьи и школы. Слабослышащие дети наблюдают, каким трудом даются результаты в учёбе детям — совершенно глухим, то есть видят перед собой примеры силы воли и силы духа. О том, насколько полезно совместное обучение, говорить излишне – в речевой среде они быстрее учатся общаться, появляется шанс на равное образование, повышается готовность к самостоятельной жизни.

Литература.

  1. Федеральная целевая программа: Социальная поддержка инвалидов на 2000-2005 гг.// Научно-популярное издание. — М.: Перспектива. 2000.
  2.  Ярская В.Н. Инклюзия – новый код социального равенства// Образование для всех: политика и практика инклюзии. Сборник научных статей и научно-методических материалов. – Саратов: Научная книга, 2008.

 Гюзель БАГАВИЕВА,

учитель начальных классов I квалификационной категории школы-интернат III вида г. Нижнекамска.

Добавить комментарий