Проблемы в воспитании и обучении «трудных» учащихся

Работая не один десяток лет в школе в качестве классного руководителя и учителя математики, я столкнулась с проблемами в воспитании и обучении определённой группы учащихся, которых можно назвать «трудными». Прежде чем говорить о них, хотелось бы поделиться своими наблюдениями.

В обычной школе, без статуса и какой-либо специализации, в классных коллективах всегда можно выделить несколько групп ребят в зависимости от поведения в социуме, отношения к учёбе, общественным поручениям, взаимоотношений друг с другом, наконец, от стиля поведения в семье.

Учащиеся, назовём условно, «первая группа», – это обычные домашние дети, у которых сформированы учебные навыки, они охотно участвуют в жизни класса и школы, позитивно настроены к одноклассникам и учителям. Они составляют 30 – 40 % всего коллектива. Учащиеся «второй группы» менее успешно учатся, нуждаются в контроле и помощи старших, однако по окончании неполной средней школы, определяются в профессиональные учебные заведения. Эти ребята составляют 50 – 60%.

«Третью группу» составляют ребята, принадлежащие уличному сообществу. Их не так много, но они встречаются в каждом учебном коллективе и представляют трудности в работе.

Вот на этой группе остановимся поподробнее.

Что характерно для этих ребят?

• Психологическая закрытость, нежелание идти на контакт как с учителями, так и с родителями;

 • негативное отношение к учебному процессу, общественному труду, поручениям;

 • развязность в манерах, пренебрежительное отношение к учителям, одноклассникам, родителям, цинизм, чувство превосходства над одноклассниками;

 • отказ от работы на уроках и выполнения домашних заданий;

 • вызывающее, порой эпатирующее поведение, невыполнение учительских требований, желание создавать негативную обстановку как на уроках, так и вне школы;

 • зависимость от гаджетов. Демонстративное пользование ими во время уроков;

 • пренебрежительное отношение к школьным правилам. Отсутствие школьной формы, второй обуви. Предпочтение отдаётся спортивной одежде и специфическим причёскам (короткая стрижка);

 • формируется особая лексика, в которой отсутствуют слова, имеющие значение доброты, внимания, чуткости, милосердия. Хорошее подвергается насмешкам, громкому смеху, издевательствам. Много бранных слов;

 • повышенная агрессивность по отношению ко всем людям, кто подвергает их критике, переходящая в мстительность;

 • поиск новых кандидатов с целью вовлечения их в уличное сообщество, психологическое воздействие на них;

 • перспектива учащихся из уличного сообщества в большей своей части незавидна. Привыкнув к групповому образу жизни, многие из них не могут самостоятельно утвердиться в обществе, в полной мере овладеть какой-либо профессией. Позже часть из них становится бездельниками, паразитирует за счёт близких и родных. Только через годы уличные ребята понимают, как многое было упущено в школьное время, жалеют об утраченных возможностях.

 Все перечисленное, естественно, вызывает огромные трудности в воспитании и учебной деятельности учащихся. Конечно, наиболее зарвавшихся ребят часто вызывают на административные советы, порой пропускают через райисполкомы и детские комнаты полиции. Но результаты не всегда очевидны. А учить и воспитывать «трудных» мы обязаны. Можно порекомендовать некоторые методы работы.

  1. Классным руководителям и учителям не следует замалчивать такое явление в жизни школьников, как принадлежность уличному сообществу, иначе говоря, «гопникам». Более того, трудные ребята требуют к себе более внимательного отношения, так как они неоднозначны в своём поведении, порой опасны для обычных ребят. Они нуждаются в повседневном наблюдении и контроле как со стороны школы, так и со стороны родителей.
  2. Классному руководителю более тщательно изучать домашние условия жизни, понять причины ухода на улицу подростков, помогать родителям влиять на них. Если семьи трудные, родители пьют, хулиганят, не выполняют свои прямые обязанности по воспитанию детей, необходимо искать возможности воздействия на родителей как через личный контакт, так через органы опеки, общественные организации вплоть до органов полиции, занимающихся профилактикой детской преступности.
  3. Классному руководителю и учителям рекомендую искать пути личного контакта с «трудными» подростками. Строить с ними отношения на дружеской основе, договариваться о сроках индивидуального зачёта, сдачи задолженности, идти навстречу, не требуя сиюминутного решения проблемы.
  4. Классному руководителю чаще обращаться к ребятам, принадлежащим уличному сообществу, по вопросам участия в спортивных соревнованиях, школьных спартакиадах и т.д., так как эти подростки обладают определённой физической подготовкой. Они качаются, накапливают свою силу впрок и охотно демонстрируют её во время соревнований.
  5. Вовлекать во внеклассную работу: культпоходы, экскурсии, выставки и т.д. Ребята, принадлежащие уличному сообществу, сначала отказываются, говоря: «Что за детский сад?!». Постепенно проявляют любопытство, получают впечатление и присоединяются к одноклассникам. А это уже шаг к здоровому коллективу.
  6. Не выделять «трудных» из общей массы учащихся. Строить с ними отношения точно такие, как со всеми остальными ребятами, только чуть уважительнее, доверительнее, чтобы они верили взрослым и понимали, что им желают только лучшего.
  7.  Преподавание математики должно содержать определённые воспитательные моменты в работе с ребятами, принадлежащими к уличному сообществу. Обычно эти подростки игнорируют трудные задания, считают, что они им не понадобятся, имеют огромные пробелы в знаниях, а текущие объяснения пропускают мимо ушей. И здесь учителю следует так строить уроки, чтобы вовлекать ребят в работу на любом этапе. Я практикую индивидуальные задания, разбиваю текущий материал на дробные части, даю решать всё по отдельности, затем добиваюсь комплексных действий. Ребята выполняют сначала простые задания, далее – более сложные. Не все добиваются результата. Но большая часть из них начинает усваивать математическую логику, получая, пусть малые, но всё же результаты. А это даёт возможность учащимся самостоятельно сдать ГИА.
  8. Любыми способами стараюсь вовлекать ребят в общественно полезный труд. Это уборка территории школьного двора, дежурство по школе, сбор макулатуры и т.д. Конечно, не все понимают важность физического труда. Естественно, снова натыкаешься на пренебрежение, насмешки. Но общий энтузиазм иногда заражает ребят даже из уличного сообщества, особенно, дежурство в столовой.
  9. Большое значение в воспитании школьников вообще и ребят уличного сообщества, в частности, является профориентационная работа. Терпеливо наблюдаю за каждым учеником, определяю учебные возможности, а также склонности к той или иной профессии. Очень важно увидеть индивидуальные возможности ребят, вовремя подсказать, какая профессия или специальность больше всего подходит им. Часто по плану школы и независимо от него проводим экскурсии в средние специальные учебные заведения, знакомимся с буклетами-рекламами, посещаем ярмарку профессий и т.д. Многие из указанных ребят к концу IX класса получают некоторые представление об учебных заведениях города и соизмеряют свои возможности. Таким образом, работа с ребятами по воспитанию и обучению проводится каждодневно, неустанно. Конечная цель – способствовать успешному завершению школы, получить аттестат о неполном среднем образовании и попасть в специализированное среднее учётное заведение. Важно предупредить подростковую преступность и направить учащегося туда, где можно учиться дальше и получить будущую профессию.

Наталья БИКМУХАМЕТОВА,

классный руководитель и учитель математики средней школы № 174 г. Казани.

Добавить комментарий