Проектирование региональной составляющей учебных предметов «Русский язык» и «Литература»

Гульшат АХБАРОВА, Тамара СКИРГАЙЛО,

профессора ИРО РТ, доктора педагогических наук

Региональный компонент дает возможность расширить вариативность образования; позволяет более полно раскрыть учебный материал на основе его насыщения примерами и фактами, взятыми из окружающей жизни, в соответствии с содержанием изучаемых понятий, законов, образовательных целей. Включение регионального содержания становится важным средством обучения и воспитания, источником разносторонних знаний о жизни региона и всей страны, широкой ареной применения обучающимися полученных знаний и умений на практике.

Содержание регионального компонента должно быть отражено в календарно-тематическом планировании с учетом соответствующих тем, распределено либо фрагментарно, либо предложено в виде экскурсий или практических работ.

В ФГОС представлено базовое содержание школьного курса русского языка для всех видов и типов учебных заведений, обязательное для основной общеобразовательной школы, а также определены требования к знаниям и умениям учащихся по предметам «Русский язык» и «Литература» по окончании школы.

Региональный/этнокультурный компонент государственного образовательного стандарта по русскому языку и литературе включает в себя два аспекта: во-первых, национально-культурный аспект, который является обязательной частью курса русского языка и литературы и который должен обеспечить приобщение учащихся к общекультурным и национально значимым ценностям, осмысление школьниками национального своеобразия русского языка, произведений литературы как части культуры русского народа; во-вторых, региональный аспект, который обеспечивает осмысление учащимися языковых, литературно-исторических фактов, характерных для того или иного региона России, в данном случае для Татарстана.

Национально-культурный аспект реализует федеральный и частично региональный компоненты государственного образовательного стандарта. Региональный компонент реализуется в региональном аспекте, который отражает региональные особенности конкретного субъекта РФ – Республики Татарстан.

На региональный компонент выделяется 10–15% времени, что создает условия для творчества учителя, свободного выбора форм и методов обучения, дифференциации образовательного процесса.

Под региональным компонентом школьного лингвистического курса в современной лингводидактике следует понимать систематическое и последовательное включение в общеобразовательный курс русского языка местного языкового материала, как в тематическом отношении, так и в отношении сугубо лингвистическом. Учёные-методисты предлагают рассматривать региональный компонент в преподавании русского языка как углубленную лингвокраеведческую работу и использовать местный языковой материал не только на уроках русского языка, но и для внеклассной работы. Ведь живое слово земляков и о земляках на уроках русского языка воспитывает интерес к тому, что называется малой родиной, рассказывает о ее истории и сегодняшнем дне, что, в конечном счете, способствует общей гуманизации школьного образования.

Местный языковый материал последовательно и систематически включается как в базовое, так и в дополнительное образование по русскому языку, находит место в урочной и внеурочной деятельности учащихся.

Региональный компонент – это конкретизирующая часть традиционных разделов и ряда тем при изучении русского языка и литературы; общие языковые закономерности, нормы получают региональное осмысление. На уровне обязательного усвоения региональный компонент должен быть представлен лишь в самой существенной его части.

Работа с региональными языковыми факторами является только компонентом сложной, многоаспектной деятельности учителя русского языка в школе, она не должна и не может вытеснить с урока тематически разнообразные материалы, иллюстрирующие вечные общечеловеческие ценности вне их этно- и географической определенности.

Разумное включение регионального компонента в базовую и дополнительную части филологического образования школьников представляется делом общественно значимым, а главное – актуальным.

В условиях республики необходимо показать, что русский язык является од­ним из государственных языков Рес­публики Татарстан и государственным языком Российской Федерации.

Задачи внедрения регионального компонента
Создать условия:
– для овладения каждым учащимся умением понимать и читать несложные аутентичные тексты с целью понимания основного содержания, деталей, извлечения специальной информации о родном крае, быте, культуре, истории, значимости, проблемах народов, населяющих наш регион;
– для овладения каждым учащимся умением создавать авторские тексты о быте, культуре, истории, значимости и проблемах своего региона;
– для формирования обучающихся умелыми хранителями, пользователями и создателями социокультурных цен­ностей и традиций региона.

На основе решения поставленных задач формируется следующий минимум знаний и умений школьников:

1. Представление о русском языке как культурно-исторической среде, воплощающей в себе историю, обычаи, традиции района, республики.
2. Умение анализировать окружающую русскую речевую среду, оценивать факты речи земляков, способствовать повышению их речевой культуры.

Окончание в следующем номере.

Добавить комментарий