Проектная деятельность, как эффективный метод формирования личностных и метапредметных результатов в соответствии ФГОС

Изучая  и сравнивая  ФКГОС 2004 г. и  ФГОС ООО 2010 г., я обнаружила, что их объединяет наличие проектной деятельности. В обязательном минимуме содержания примерной образовательной программы стандарта основного общего образования по технологии 2004 года, практически в каждом разделе говорится, что учащиеся  должны изучить проектирование.

В основе ФГОС ООО лежит системно-деятельностный подход, соответственно проектированию и исследованию уделено много внимания. В соответствии со стандартом составляется основная образовательная программа школы, которая, в том числе, должна быть направлена на: формирование у обучающихся основ культуры исследовательской и проектной деятельности и навыков разработки, реализации и общественной презентации обучающимся результатов исследования, предметного или межпредметного учебного проекта, направленного на решение научной, личностно и социально значимой проблемы; повышение эффективности усвоения учебно-исследовательской и проектной деятельности.

Можно сделать вывод, что проектная деятельность будет реализовываться не только на уроках технологии. В связи с этим хочется поделиться опытом проектной деятельности на уроках в основной школе, обозначить три основных этапа работы над проектом: организационно-подготовительный, операционно-технологический и заключительный.

Проектирование учащимися рассматривается как эффективный метод формирования личностных и метапредметных результатов, по всем учебным дисциплинам.

Мониторинг метапредметных результатов при создании проектов.

Вместо привычной одной оценки за знание материала учащимся необходимо выставить три оценки:

За коммуникативные умения: формулировать собственное мнение и позицию; выстраивать высказывания, вести учебную дискуссию и др.

За регулятивные умения:   ставить цели и задачи, планировать, контролировать, корректировать и оценивать  ход решения учебной задачи.

За познавательные умения: самостоятельно осуществлять поиск необходимой информации, сопоставлять учебные задачи.

Из опыта своей работы хочется отметить, что проект может стать успешным, только если школьник заинтересован темой. По предмету технология чаще всего конечным продуктом проектной деятельности является какое-либо изделие. Сложность выполнения проектной работы усложняется с каждым годом. На заключительном этапе проектной деятельности учащиеся выполняют экономические расчеты, ученику V класса достаточно выполнить расчёт стоимости материалов, в VI классе добавляется  экономический расчет расхода электроэнергии на изготовление проектного изделия, в VII классе расчет амортизации производственных фондов. Работа над любым творчески проектом начинается с ответа на вопросы:

1. Актуальность выбранной темы.

2. Потребность проектного изделия.

3. Новизна технологий изготовления.

Продукт проектной деятельности,  выполненный школьниками, должен обладать новыми потребительскими качествами, экологической безопасностью, конкурентоспособностью, в основе ученического проекта всегда должна лежать оригинальная изобретательская идея.

Изначально перед учителем стоит задача выявить круг интересов воспитанника,  и подтолкнуть ученика создать банк идей, после анализа  которого, определяется преимущество какого — то одного направления. А дальше учащийся под руководством педагога разрабатывает продукт, который должен быть получен в результате проектной деятельности. Опыт показывает, что лучше воспринимаются те творческие ученические проекты,  в которых продуктом деятельности являются не единичные изделия, а коллекция, объединенная одной идеей.

Так, моя воспитанница в течение многих лет занималась спортивными бальными танцами. Ей часто приходилось выступать на сцене с танцами и в качестве ведущей мероприятий. Нужна была непросто коллекция платьев для бальных танцев, а коллекция одежды, которую она могла бы использовать как для исполнения различных танцев, так и для ведения мероприятий. Во время концертных программ между номерами обычно не бывает  времени на переодевание, и ей хотелось, чтобы костюм мог  быстро трансформироваться в другой. Так родилась тема ученического творческого проекта «В вихре танца», цель которого была разработать конструкторско-технологическую документацию и изготовить сценические костюмы для танцев с элементами стилизации. Для решения поставленной проблемы, ученица под моим руководством провела исследование, ответив на ряд вопросов:

1. Из каких элементов состоит костюм?

2. Какие основные и отделочные материалы используются?

3. Какое оборудование и инструменты необходимы для изготовления изделия?

4. Какие виды художественной обработки материалов используются для декорирования изделия?

5. Какой выбран крой, силуэт одежды?

6. Какое практическое применение находит сценическая одежда в повседневной жизни?

На заключительном этапе творческого проекта ученица делает выводы, что тема ее творческого проекта обусловлена ее потребностью. Тема актуальна, так как в нашем современном мире необходимо все делать очень быстро. Одежда трансформер, созданная на основе опыта предшествующих поколений позволяет нам в короткий срок получить новую модель одежды. Что создавала свою коллекцию одежды на основе требований к костюмам бальных танцев.

Для учителя в проектной деятельности важно то, как оценивают свой опыт проектирования сами ученики, довольны ли они своими результатами работы над проектом. Педагогу важно, чтобы состоялся процесс проектирования (организация деятельности ученика для достижения цели), чтобы ученик в результате понял практическую значимость технологии проектирования и сделал выбор в пользу ее дальнейшего применения в собственной жизни. Процесс работы над проектом может принести удовольствие  и ученику,  и руководителю, так как проектная деятельность   совместная, где ученик и руководитель идут рядом.

Ольга Корытова, учитель технологии средней школы №1 г. Нижнекамска.

Добавить комментарий