Рабочая программа учителя начальных классов: требования ФГОС НОО.

Гульназ ХАМИТОВА, кандидат педагогических наук, заведующая кафедрой дошкольного и начального общего образования ИРО РТ.

 В соответствии со статьей 48 Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» педагогические работники обязаны: «… осуществлять свою деятельность на высоком профессиональном уровне, обеспечивать в полном объеме реализацию преподаваемых учебных предмета, курса, дисциплины (модуля) в соответствии с утвержденной рабочей программой».

Таким образом, важным документом для организации образовательной деятельности становится рабочая программа, которая в свете требований ФГОС НОО приобретает новый формат.

Образовательный стандарт начальной школы повсеместно внедрен в Российской Федерации в 2011 году. За этот период можно сделать некоторые выводы о том, как проектируются и, соответственно, реализуются рабочие программы учителями начальных классов Республики Татарстан.

Для начала необходимо отметить, что рабочие программы являются обязательным компонентом основной образовательной программы (ООП НОО) (ст.2 п.9 ФЗ «Об образовании в РФ»). Именно в рабочей программе педагог создает индивидуальную педагогическую модель преподавания предмета на основе требований ФГОС НОО с учетом конкретных условий, образовательных потребностей и особенностей учащихся данного образовательного учреждения.

Федеральным Законом «Об образовании в Российской Федерации» не определены требования к содержанию рабочих программ. Разработка и утверждение рабочих программ входит в компетенцию образовательного учреждения. Как правило, регламентирует структуру и содержание рабочей программы в ОУ локальный акт, например, «Положение о рабочей программе учебного предмета, курса». В нем определяются правила, нормы, отражающие требования к рабочим программам.   Пункт 19.5 приказа № 373 МОиН РФ (от 6.10.2009г.) определяет цель и структуру рабочих программ: «…Цель программ отдельных учебных предметов, курсов — они должны обеспечивать достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

Программы отдельных учебных предметов, курсов разрабатываются на основе: 1) требований к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования; 2) программы формирования универсальных учебных действий.

Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:

1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели начального общего образования с учетом специфики учебного предмета, курса;

2) общую характеристику учебного предмета, курса;

3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;

4) описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета;

5) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;

6) содержание учебного предмета, курса;

7) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся;

8) описание материально-технического обеспечения образовательного процесса».

К сожалению, по результатам экспертных мероприятий наблюдается практически повсеместное игнорирование данного пункта приказа № 373 МОиН РФ.

Чаще всего педагоги (и это законом не запрещено) пользуются готовыми авторскими программами, которые разработаны составителями УМК для начальной школы. Важно понимать, что авторские программы, хоть они и составляются на основе примерных программ по учебным предметам начальной школы в соответствии с требованиями к предметным результатам освоения ООП НОО, тем не менее, представляют собой некий вариант разработки предметного курса, в котором указаны авторские акценты в реализации конкретных приоритетных содержательных линий. Учителю необходимо выбрать тот вариант, который наиболее полно удовлетворяет потребности и запросы конкретных обучающихся конкретного образовательного учреждения. И даже при наличии варианта, наиболее полно удовлетворяющего запросам, без корректировок не обойтись, так как проектирование содержания образования на уровне отдельного учебного предмета осуществляется педагогом в соответствии с уровнем его профессионального мастерства и уровнем готовности и развития обучающихся и эти позиции не могут быть всегда одинаковыми.

Рассмотрим основные проблемы, возникающие при проектировании предметных рабочих программ в начальной школе.

При разработке рабочих программ предлагается ориентироваться на примерные программы по учебным предметам, разработанные на федеральном уровне. Эти программы можно найти на сайте standart.edu.ru. Прежде чем обсуждать и утверждать рабочие программы на заседаниях методических объединений и педагогических советов школ, необходимо проанализировать содержание примерных предметных программ, обратить внимание, какие особенности выделены разработчиками в содержании и целевых установках каждого предмета. Необходимо оценить собственные возможности для реализации данных положений: уровень профессиональной компетентности, степень готовности учащихся к обучению, а также те особенности образовательного учреждения, в котором планируется реализовывать данную программу. Эти особенности указаны в основной образовательной программе и в других локальных актах, утвержденных педагогическим советом школы.

Добавить комментарий