Логотип Магариф уку
Цитата:

Разработка и внедрение механизмов и технологий инклюзивного образования в общеобразовательном учреждении

(Деятельность Университета управления «ТИСБИ» в реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья)Нэлла Прусс, ректор Университета управления “ТИСБИ”Елена Мелина, директор Окружного уче...

(Деятельность Университета управления «ТИСБИ» в реализации ФГОС для детей с ограниченными возможностями здоровья)


Нэлла Прусс,


ректор Университета управления “ТИСБИ”


Елена Мелина,


директор Окружного учебно-методического Центра по обучению инвалидов Приволжского федерального округа Университета управления “ТИСБИ”


Конвенция ООН «О Правах инвалидов», ратифицированная Российской Федерацией, закрепляет курс на развитие инклюзивного образования в нашей стране.


В основу инклюзивного образования положена идеология, которая исключает любую дискриминацию детей, обеспечивая равное отношение ко всем людям, создавая специальные условия для учащихся, имеющих особые образовательные потребности.


На сегодняшний день инклюзивное образование на территории РФ регулируется Конституцией РФ, федеральным законом «Об образовании», федеральным законом «О социальной защите инвалидов в РФ», а также Конвенцией о правах ребенка и Протоколом №1 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод.


Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года №273-ФЗ дано четкое определение инклюзивному образованию: «инклюзивное образование – обеспечение равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».


Согласно статье 11 вышеназванного закона: «В целях обеспечения реализации права на образование обучающихся с ограниченными возможностями здоровья устанавливаются федеральные государственные образовательные стандарты образования указанных лиц или включаются в федеральные государственные образовательные стандарты специальные требования». «Образовательные стандарты являются основой объективной оценки соответствия установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки обучающихся, освоивших образовательные программы соответствующего уровня и соответствующей направленности, независимо от формы получения образования и формы обучения».


Впервые в отечественной истории законодатель предусматривает введение специальных федеральных государственных образовательных стандартов образования (СФГОС) для детей с ОВЗ.


19 декабря 2014 года приказом Министерства образования и науки Российской Федерации принят федеральный образовательный стандарт начального общего образования обучающихся с ограниченными возможностями здоровья.


Предметом регулирования Стандарта являются отношения в сфере образования следующих групп обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: глухих, слабослышащих, позднооглохших, слепых, слабовидящих, с тяжелыми нарушениями речи, с нарушениями опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с расстройствами аутистического спектра, со сложными дефектами.


Положения настоящего стандарта могут использоваться родителями (законными представителями) при получении обучающимися с ОВЗ начального образования в форме семейного образования, а также на дому или в медицинских организациях.


Однако в этом абзаце отсутствуют социальные учреждения, такие как, например, центры реабилитации детей-инвалидов и т.д. Яркий пример совместной работы в получении образования детей с ОВЗ в г.Казани – это тандем Центра реабилитации детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья «Солнечный» Приволжского района г.Казани МТЗ и СЗ РТ и общеобразовательной школы №78. Многолетний опыт работы этих двух учреждений позволил не одному выпуску воспитанников Центра реабилитации получить общее образование и достойно шагнуть в жизнь в выборе профессии и получении дальнейшего профессионального образования на разном уровне. Логично задать вопрос, а что делать с ними, если это не прописано в Стандарте?


Учитывая, что Стандарт является основой для разработки адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования, отмечается также и установление сроков освоения данных программ от 4 до 6 лет разными группами обучающихся с ОВЗ дифференцированно с учетом их особых образовательных потребностей.


Предполагаем, что 4 года применительно в обучении детей в инклюзивных группах с патологией, такой как – слабовидящие и не зрячие, слабослышащие и позднооглохшие, с нарушениями опорно-двигательного аппарата и другими нарушениями и без отклонении в развитии. Остальные группы смогут получить образование до 6 лет в коррекционных образовательных учреждениях, по крайней мере, на первоначальном внедрении ФГОС в общеобразовательных организациях.


Изучая требования адаптированных общеобразовательных программ начального общего образования, отмечается, что она дополняется индивидуальной программой реабилитации ребенка инвалида, в которой должны быть прописаны специальные условия в получении образования. Но это не только технические средства реабилитации и психологическая коррекция. Возможно, программа реабилитации должна быть доработана с учетом Стандарта и быть более подробной, чем она есть в настоящее время.


Существуют следующие виды включения в образовательном учреждении:



  • комбинированная интеграция: дети с уровнем развития, соответствующим и близким к возрастной норме, по 1–2 человека обучаются в массовых классах с индивидуальным подходом, при этом получая коррекционную помощь специалистов;

  • частичная интеграция: «особые» дети вливаются лишь на часть дня (например, в школе на опре­деленные уроки: труд, рисование, пение, познание мира; в детских садах – на половину дня) в массо­вые классы по 1–2 человека;

  • временная интеграция: все дети специального класса объединяются со здоровыми детьми для проведения различных мероприятий воспитательного характера;

  • полная интеграция: «особый» ребенок посещает школу наравне со своими сверстниками, по­лучая при этом специализированную помощь в коррекционных центрах.


Данные виды включения применяются во всех учреждениях образования, которые, так или иначе, занимаются образованием лиц с ОВЗ.


В Республике Татарстан к 20 летнему рубежу обучения лиц с ОВЗ подошел и негосударственный вуз НОУ ВПО «Университет управления «ТИСБИ».


Инклюзивная политика Университета управления «ТИСБИ» системно охватила деятельность вуза по всем направлениям, т.к. это многоуровневый процесс, как на всех ступенях человеческих взаимоотношений, так и в целях, содержании, формах и технологиях профессиональной подготовки лица с ОВЗ.


Результатом работы стало решение Министерства образования и науки Российской Федерации о создании в 2014 году на базе Университета Федеральной инновационной площадки по теме «Разработка и внедрение механизмов и технологий инклюзивного образования с учетом кластерного подхода в среднем и высшем профессиональном образовании».


По этой же теме в этом же году Министерство образования и науки Республики Татарстан предоставил право вузу называться базовой площадкой.


Федеральный институт развития образования в 2014 году выбрал Университет в качестве экспериментальной площадки по теме: «Разработка модели инклюзивного образования лиц с нарушениями зрения в Республике Татарстан с учетом кластерного подхода».


В соответствии с Законом об образовании и принятым Стандартом есть понятие «индивидуальный учебный план» – это учебный план, обеспечивающий освоение образовательной программы на основе индивидуализации ее содержания с учетом особенностей и образовательных потребностей конкретного обучающегося» и «адаптированная образовательная программа» – образовательная программа, адаптированная для обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей их психофизического развития, индивидуальных возможностей и при необходимости обеспечивающая коррекцию нарушений развития и социальную адаптацию указанных лиц».


Возвращаясь к видам включения детей с ОВЗ в процесс образования немного прокомментируем возможность включения этих ребят из коррекционных школ. При этом коррекционные школы необходимо использовать как ресурсные центры, обладающие кадровым потенциалом, понимающим и знающим особенности образования детей с ОВЗ.


Итак, комбинированная интеграция: когда дети с сохранным интеллектом соответствующим возрасту обучаются со своими сверстниками в массовых классах с индивидуальным подходом к себе, и при этом получают коррекционную помощь специалистов. К ним можно отнести ребят с нарушением зрения, слабослышащих, опорно-двигательного аппарата, не тяжелыми нарушениями речи, соматическими заболеваниями, не тяжелой формой РАС. В этом случае, на наш взгляд, целесообразно использовать помощь коррекционного образовательного учреждения, где педагог может выполнить функцию тьютора в системе общего образования, помочь составить индивидуальный образовательный план в классе (группе) и индивидуальный образовательный маршрут на ребенка и т.д. Коррекционно-реабилитационную помощь в этом случае дети-инвалиды могут получать в коррекционной школе соответствующего вида. Она должна входить в учебный план класса (группы) и относиться непосредственно только к детям с патологией. В это время, например, сверстники могут заниматься другими факультативными занятиями, в которых не смогут принять участие дети с ОВЗ в силу своих нарушений.


Начинать работу по включению детей в инклюзивный образовательный процесс можно с частичной интеграцией: когда «особые» дети вливаются лишь на часть дня и на разные предметы, например гуманитарного направления, такие как обществознание, биология (в начальной школе музыка, труд, рисование, чтение и т.д.) В этом варианте педагог коррекционного учреждения также может исполнить роль тьютора с вышеназванными функциями. При этом виде можно включать и детей с более тяжелой патологией.


Временная интеграция: все дети специального класса или школы объединяются со здоровыми детьми для проведения различных мероприятий воспитательного характера. Этот вид включения возможен также при дистанционной форме обучения. Соответственно подключаются дети с еще более тяжелой патологией. В этом случае могут помочь и специалисты не только коррекционных образовательных учреждений, но и центров реабилитации детей-инвалидов или медицинские организации.


Полная интеграция ребенка с ОВЗ в инклюзивный процесс желательна после отработки механизма постепенного включения, сформированного толерантного социума в коллективе, разработанных адаптивных программ, подготовленных специалистов и т.д.


Университет управления «ТИСБИ, занимаясь обучением лиц с ОВЗ, прошел все виды включения студентов с ОВЗ в инклюзивный процесс. Сейчас в Университете обучаются более 100 студентов с ОВЗ, в том числе 40 на очном отделении. Студенты с ОВЗ обучаются в инклюзивных группах (полное включение и комбинированная интеграция), в отдельных группах и при дистанционной форме обучения (временная и частичная).


Для ребят, обучающихся в отдельной группе, разработан индивидуальный план обучения. Для студентов с более тяжелой патологией и часто отсутствующих по причине заболевания применяется индивидуальный подход.


В дальнейшем с целью более успешного освоения дисциплин были добавлены в вариативную часть специальные дисциплины, так необходимые для студентов с нарушением слуха в получении выбранной профессии: техника и технология жестового языка, речевая подготовка, деловой русский, русский как иностранный. Студенты изучали также и иностранный язык (английский).


Для работы со студентами с ОВЗ выстроена система сопровождения и дополнительного образования, представленная окружным учебно-методическим центром по обучению инвалидов в Приволжском федеральном округе, Социально-психологическим центром, медицинским кабинетом, центром студенческого творчества, юридической клиникой, институтом непрерывного образования, центром сурдоперевода, кадровым агентством, кафедрой физической культуры и научным центром.


Для работы с инвалидами вуз должен сделать многое. Разработанные методические рекомендации по организации образовательного процесса для обучения инвалидов и лиц с ОВЗ в образовательные организации высшего образования, в том числе оснащенности образовательного процесса, утвержденные Министерством образования и науки Российской Федерации, позволяют проанализировать состояние готовности каждого вуза в инклюзивном образовании.


С целью включения «особого» ребенка в школы или детские сады также необходимы рекомендации по организации образовательного процесса.


Теперь, принимая инвалида в высшее учебное заведение, руководство должно предусмотреть создание координирующего работу Центра или нормативно-правовую основу с возложением обязанностей на сотрудников вуза по работе с инвалидами; внутренние документы, регламентирующие работу с лицами с ОВЗ; ведение специализированного учета лиц с ОВЗ. Основной и немаловажный, в том числе и затратный вопрос кадрового обеспечения: т.е. введение в штат вуза специалистов, имеющих соответствующие квалификационные качества для работы с данной категорией: тьюторы, сурдопереводчики, логопеды-дефектологи, сурдопедагоги и т.д. Должен быть обучен и профессорско-преподавательский состав для работы с инвалидами и лицами с ОВЗ. Это же должно произойти и с общеобразовательными учреждениями.


С целью формирования инклюзивного пространства в Университете и создание толерантной атмосферы в вузе в 2013- 2014 году было обучено из штата профессорско-преподавательского состава 70 человек, в том числе и сотрудники факультета среднего профессионального образования.


Идея инклюзивного образования действительно займет свое место в образовательном процессе только в том случае, если она овладеет умами учителей и преподавателей, станет составной частью их профессионального мышления.


Опыт внедрения инклюзивного образования показывает, что учителя, педагоги и другие специалисты не сразу начинают соответствовать тем профессиональным ролям, которые требуются для данной формы обучения.


К 2016 году в соответствии государственной программой Российской Федерации "Доступная среда" на 2011–2015 годы (Постановление Правительства РФ от 17 марта 2011 г. №175) доля общеобразовательных учреждений, в которых создана универсальная безбарьерная среда, позволяющая обеспечить совместное обучение детей с инвалидностью и лиц, не имеющих нарушений развития, в общем количестве общеобразовательных учреждений должна составить не менее 20%. И это не только архитектурная доступность.


Понимая это, и готовясь встретить сложности во внедрении инклюзивного образования в республике, Министерство образования и науки Республики Татарстан организовало курсы повышения квалификации педагогов, учителей, специалистов, работающих в данном направлении. Ответственность в подготовке кадров к инклюзивному образованию возложили на себя Институт развития образования Республики Татарстан, Казанский (Приволжский) федеральный университет и Университет управления «ТИСБИ», который в настоящее время на своей базе обучил 500 человек из города Казани и районов республики. Выбор МО и Н республики нашего вуза был не случаен. Долгий опыт работы в профессиональной подготовке кадров для региона и России, в том числе и лиц с ОВЗ, позволил не только выработать механизм работы с лицами с ОВЗ, но и привлечь высококвалифицированных специалистов в области инклюзивного образования, развить социальное партнерство с вузами России, занимающиеся образованием инвалидов. Определение Университета управления «ТИСБИ» в качестве республиканской базовой площадки по инклюзивному образованию в среднем и высшем профобразовании Министерства образования и науки Республики Татарстан, есть результат системной работы педагогического коллектива Университета в продвижении идей инклюзивного образования и ее реализации.


В Университете управления «ТИСБИ», благодаря работе Центра по обучению инвалидов, существует тьюторская поддержка, которая помогаем абитуриентам с ограниченными возможностями здоровья помочь успокоиться, освоиться с техникой для сдачи вступительных испытаний, а также определить их возможности для обучения в выбранной профессии.


Немаловажным фактором образовательного учреждения является и создание архитектурной доступности здания.


Материально-техническое оснащение вуза по обучению лиц с ОВЗ подразумевает специализированное оборудование для учебного процесса лиц с нарушением зрения, слуха, опорно-двигательного аппарата.


Уникальные возможности мультимедийной аудитории позволяют организовывать и проводить лекции, семинары одновременно с несколькими удаленными аудиториями (on-line занятия). В 2010 г. оснащена вторая аудитория специальным мультимедийным оборудованием с интерактивной доской для обучения лиц с ОВЗ, учитывая требования санитарных норм для маломобильных групп студентов.


Для лиц с нарушением зрения специальных дисциплин нет, но адаптированы компьютерные аудитории с увеличением текстового носителя и звукового сопровождения. В библиотеку закуплены аудиокниги.


Аттестация в вузе для лиц с ОВЗ проходит индивидуально, с учетом особенностей заболевания студента. Шрифт Брайля или голосовое сопровождение – для лиц с нарушением зрения, текстовые форматы для всех остальных. Устно или письменно также зависит от нозологии и формат компьютерного тестирования тоже зависит от нозологии. Можно использовать и планшет при необходимости, если есть проблемы с руками, например гиперкинезы.


Также мы используем и разработку индивидуального образовательного маршрута для студентов с инвалидностью. В его разработке принимает участие специально созданная Комиссия по проблемам обучения лиц с ОВЗ. В ее состав входят как постоянные эксперты (директор центра по обучению инвалидов, деканы факультетов, медицинский работник, психолог), так и приглашенные эксперты при необходимости. Учитываются особенности студента, его возможности и потребности.


Комплексное сопровождение лиц с ОВЗ в нашем вузе осуществляется в соответствии с Комплексной программой социально-психолого-педагогического сопровождения инклюзивного образовательного процесса в вузе, разработанного авторским коллективом сотрудников системы сопровождения. Сопровождение осуществляется в соответствии с разработанной индивидуальной программой инвалида (ИПР – МСЭ) и индивидуальной программой развития студента (ИПРС – вуз), утвержденной руководством Университета управления «ТИСБИ».


Физическая культура представлена в вузе различными совместными мероприятиями, отдельно организованными для студентов с ОВЗ.


Формирование толерантного отношения к студентам-инвалидам также входит в обязанность психолого-педагогической службы сопровождения, которая включает в себя работу с преподавателями, родителями и ровесниками студентов с ОВЗ, направленную на создание благоприятных условий для обучения и взаимодействия.


Университет управления «ТИСБИ» является негосударственным образовательным учреждением, которое решает чрезвычайно важную социальную задачу в создании современной системы социальной защиты лиц с ограниченными возможностями здоровья в области доступности профессионального образования в Республике Татарстан.


Лица с ограниченными возможностями здоровья – это люди, которые в силу врожденного или приобретенного недостатка не могут вести жизнь обыкновенного человека. Но они способны на чудеса мужества, и зачастую воля и целеустремленность позволяет им добиться намного большего, чем их здоровым сверстникам.


В Стратегии развития образования России до 2020 года одним из приоритетов выступает доступность качественного образования независимо от места жительства ребенка, который реализуется через соблюдение прав детей на поступление в образовательное учреждение и создание условий для обучения с учетом их учебных возможностей, интересов и образовательных потребностей.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ