Реализация программы тьюторского сопровождения учителей

Халида ШИШКОВА,

учитель математики I квалификационной категории Ташкирменской основной школы Лаишевского района

Рабочая группа тьюторского сопровождения учителей в нашем районе была создана в мае 2015 года. В нее вошли методисты района, руководители РМО, тьюторы.

Целью деятельности муниципального тьютора является методическое обеспечение персонального сопровождения реализации индивидуальной профессиональной педагогической программы учителей-предметников в условиях введения ФГОС ООО.

Работа тьютора заключается в том, чтобы каждый учитель нашел индивидуальные пути профессионального развития. Тьютор должен помочь педагогу выявить свои профессиональные дефициты, осознать возможности и перспективы, выбрать такие формы и темы повышения квалификации, которые необходимы самому педагогу для разрешения его профессиональных запросов, осуществить работу по формированию индивидуальной образовательной программы профессионального развития.

Основные характеристики тьюторского сопровождения процесса повышения квалификации это активность как педагога, так и тьютора, которые выступают как равноправные участники образовательного процесса; индивидуальность и самобытность педагога.

Функции тьютора по отношению к учителям в системе образовательного процесса: анализ и оценка педагогической деятельности учителей, вовлечение учителей в процессы самомотивации, самообразования и саморазвития, осуществление целеполагания и проектирования учебных программ и занятий, проведение консультаций для учителей в процессе обучения, диагностика состояния и хода обучения, осуществление коррекции деятельности педагогов, рефлексия деятельности.

В соответствии с этапами технологии тьюторского сопровождения рабочая группа разработала программу тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов в Лаишевском районе.

 

Итоги реализации программы деятельности муниципальных тьюторов

  1. Диагностический этап заключался в оценке уровня готовности учителей района к введению ФГОС ООО и выявление образовательных запросов педагога. На данном этапе был собран следующий пакет материалов для аналитической деятельности тьютора:

1) анкета для оценки профессиональных компетенций учителя по введению реализации ФГОС ООО;

2) анкета «Готовность к введению ФГОС»;

3) факторы, которые стимулировали и препятствовали обучению и развитию.

Тьюторами были проанализированы:

1) анкеты для педагогов, которые содержали общую информацию об учителе (анкетные данные, сведения о повышении квалификации, темы по самообразованию и пр.);

2) потребности учителей района на изучение теоретической базы по ФГОС ООО.

По результатам диагностик и интервью с педагогами, был выявлен уровень методической и теоретической подготовки учителей к введению и реализации ФГОС ООО в образовательных учреждениях.

Проблемы, с которыми могут столкнуться учителя:

  • теоретическая подготовка;
  • изучение новых методов и приёмов обучения, новых подходов к исследованию традиционных методов обучения;
  • конкретизация понятия «педагогическая технология», владение современными технологиями обучения.

По результатам анализа диагностики и анкет педагогов, тьюторами были заполнены Информационные карты, которые позволили составить общую картину о составе педагогов, с которыми ему предстоит работать. Также диагностика помогла выделить те проблемы, которые чаще всего возникают у учителей в профессиональной деятельности, выполнить анализ их интересов и запросов и на основании этого определить уровень готовности педагогов к профессиональному самообразованию.

Все проблемы были объединены в такие направления:

  • современные образовательные технологии;
  • дидактическая система учителя;
  • применение оценочных методик, процедур; умение модифицировать и разрабатывать свои методики и диагностики, используя научные подходы.
  • индивидуализация образования;
  • внеурочная деятельность по предмету.

Были выявлены самые актуальные для педагогов проблемы:

1) грамотная презентация опыта профессиональной деятельности;

2) построение модели учебного занятия, умение выбрать дидактически целесообразные методы и технологии обучения; разнообразие типов учебного занятия.

3) проведение исследовательской деятельности, анализ результатов этой деятельности, формирование у учащихся исследовательской культуры, руководство их исследовательской деятельностью.

Определены:

а) мотивы профессиональной деятельности педагогов:

  • удовлетворение от самого процесса и результата труда;
  • стремление к достижению профессиональных успехов;
  • стремление проявить и утвердить себя в профессии;

б) факторы, которые стимулируют профессиональный рост педагога:

  • аттестация;
  • результаты учащихся;
  • новизна деятельности, условия работы и возможность работы в инновационном режиме;

в) факторы, которые препятствуют профессиональному росту педагога:

  • нехватка времени;
  • эмоциональная «усталость» учителя.

По результатам диагностик, тренинга, собеседований педагоги района были распределены на творческие группы. Состав каждой группы определялся теми образовательными запросами, которые были выявлены на этапе диагностики, конкретизированы цели для работы в творческих группах, обозначена проблема, над решением которой работала данная группа. Цели тьюторского сопровождения были обсуждены методистом, тьютором и педагогами района.

В Информационной карте состав каждой творческой группы был зафиксирован тьютором. Итогом реализации этого этапа были поставлены более конкретные цели обучения для групп учителей.

  1. Целью проектировочного этапа стало создание системы проблем и вопросов, отражающих запросы учителей-предметников к самосовершенствованию и стремление к пополнению общих и профессиональных знаний, к совершенствованию учебно-познавательных и профессиональных умений. Особое внимание на данном этапе было уделено изучению индивидуальных психолого-педагогических особенностей учителя как субъекта педагогической деятельности.

На данном этапе тьюторы с педагогами обсуждали те проблемы в теории и знаниях методики преподаваемых предметов, которые были выявлены в процессе диагностики, были выделены основные ошибки в практической деятельности. На тьюторских консультациях вместе с учителями были выявлены причины данных ошибок, рассмотрены шаги по их преодолению. Опираясь на примерный план разработки программы саморазвития педагога, а также на свой запрос и карту ресурсов, учителя составили индивидуальную профессиональную программу (ИОП).

  1. На реализационном этапе тьютором совместно с методистом и руководителем РМО координировалась работа творческих групп учителей района и учителей, реализующих ФГОС ООО:
  • проведение электронной регистрации на курсы повышения квалификации учителей;
  • своевременное информация о курсах (тема, время и содержание курсов);
  • проведение индивидуальных консультаций педагогов (оперативное решение проблем, возникающих в процессе освоения программы, связанных как с учебным материалом, так и с теми способами, которые можно применить полученные знания в практике);
  • по мере необходимости внесение изменений в индивидуальные образовательные маршруты;
  • создание базы инструментария для проведения промежуточной диагностики;
  • наблюдение за тем, как педагоги применяют полученные знания в практической деятельности (участие в конкурсах, посещение уроков, проектная деятельность, организация методических мероприятий для обмена опытом: семинаров, тренингов, мастер-классов, анализ потрфолио);
  • анализ ошибок педагогов.

Была проведена серия обучающих семинаров на базе школ района по темам «Профессиональная готовность учителя к внедрению ФГОС ООО», «Обновление содержания и методики обучения в условиях внедрения ФГОС ООО», «Универсальные учебные действия как основа реализации образовательного стандарта», «Организация внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС ООО».

Тьюторы района создали сайты и сообщества, в которых размещена нормативно-правовая документация ФГОС ООО, материалы, презентации, связанные с ФГОС ООО, основные направления тьюторской практики, проекты и программы тьюторского сопровождения преподавания учебных предметов в Лаишевском районе, которые предполагают методическое сопровождение ФГОС ООО.

На сегодняшний день на сайте создан банк рабочих программ по учебным предметам, банк технологических карт по предметам, стартовые контрольные работы по английскому и русскому языкам с анализом выполненных работ. Продолжается работа по созданию кейса образовательных проектов, пакетов заданий для формирования УУД.

Проблемы:

  • неготовность педагогов к планированию и организации образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС;
  • негативное отношение педагогов к организации введения ФГОС;
  • загруженность педагога.
  1. Оценочно-результативный этап представлял собой всестороннюю оценку результатов деятельности учителей района. Данная оценка заключалась в участии в стажировках, в методических мероприятиях; рассматривались результаты выполнения индивидуальных заданий, проектов и пр.

На заключительном этапе реализации программы проводился рефлексивный анализ деятельности педагога и тьютора. Это позволило выявить самые удачные и неудачные моменты осуществляемой ими деятельности, психологический настрой и эмоциональное состояние участников образовательного процесса, а также наметить шаги для дальнейших действий по повышению уровня педагогического мастерства.

По результатам итоговой диагностики и онлайн анкетирования учителей района отметились положительные изменения: сетевое взаимодействие, индивидуальные консультации, стажировка и обучение у более опытных коллег.

 В деятельности тьютора были и трудности: помощь учителю в использовании приобретенных на курсах повышения квалификации, тренингах и стажировках знаний и умений в практике, «неприятие» помощи со стороны тьютора, особенно у учителей со стажем.

Результатом работы творческих групп явилось создание инновационного продукта: это –  электронный журнал статей, сборник выступлений, в котором учителя района размещают свои статьи, связанные с внедрением ФГОС ООО, в нем они делятся своими проблемами и трудностями, база технологических карт уроков, рабочие программы по предметам.

В течение всего 2015 года наша группа работала над главной целью деятельности: тьюторское сопровождение повышения профессиональной компетентности учителя, что является главным ресурсом качества образовательного процесса. По итогам нашей работы все муниципальные тьюторы района были сертифицированы.

В 2016 году деятельность нашей группы продолжается в том же направлении, но на другом уровне. Тьюторы района подали заявления в Региональные инновационные площадки для осуществления инновационной деятельности по теме РИП. Каждый учитель, прикрепленный к РИП, по итогам года должен будет представить отчет по установленной форме об инновационной деятельности по выбранной теме в рамках Региональной инновационной площадки.

Образец плана работы мунципального тьютора по учебному предмету «Математика»

Содержание деятельности Сроки Ответственные
Информационная деятельность
1. Информирование учителей об изменениях в документах и материалах по введению и реализации ФГОС ООО в республике (на семинарах, через сообщество «Тьюторское сопровождение преподавания учебного предмета «Математика» в Лаишевском районе») по мере необходимости тьютор
2. Оказание помощи в изучении, обобщении и распространении передового опыта педагогов района, работающих в V классах школ района регулярно руководитель РМО, методист
3. Составление памяток, буклетов учителям по ФГОС ООО по мере необходимости тьютор
Учебно-методическая деятельность
4. Помощь учителям в составлении календарно-тематического планирования по математике в VI классе май-август тьютор,

руководитель РМО, методист

5. Использование методических рекомендаций по организации и проведению уроков в I – V классах в течение года учителя,

тьютор

6. Определение группы учителей, проводящих семинары на базе школ района  

август

 

руководитель РМО, методист
7. Обобщение опыта работы учителей предметников ОУ района, которые прошли апробацию в V классе по внедрению ФГОС ООО (обмен опытом на семинарах, в сообществе «Управление качеством образования (сообщество учителей математики Лаишевского района РТ)») март-ноябрь руководитель РМО, методист
8. Подготовка и проведение постоянно действующих семинаров «Современный урок: проблемы и решения» февраль,

апрель,

ноябрь

руководитель РМО, методист

тьютор

Диагностико-аналитическая деятельность
9. Создание банка данных об учителях района, начинающих работать в V – VI классах в 2016–2017 учебного года май-август тьютор
10. Вторичная диагностика учителей

(для мониторинга результатов деятельности по ИППС)

сентябрь тьютор
11. Составление отчета о проделанной работе тьюторского сопровождения учителей района ноябрь-декабрь тьютор

Журнал групповых форм работы

Форма Целевая аудитория Содержание Сроки, количество участников
«Мозговой штурм» рабочая группа МР план дальнейшей работы по внедрению ФГОС ООО Февраль

15 чел.

Анкетирование учителя района Диагностика степени затруднения при внедрении и реализации ФГОС ООО май

учителя, работающие в V классах с 2015–2016 учебного года

Взаимопосещение уроков учителя школы Уроки в I – V классах в течение года

13 чел.

Педсовет учителя школы Требования, предъявляемые к содержанию урока в свете введения и реализации ФГОС ООО январь, май, август

13 чел.

Методические семинары учителя района Организация и проведение современного урока в свете введения и реализации ФГОС ООО

Анализ посещенных уроков

в течение года

по плану РМО

Конкурс учителя района Технологическая карта урока

Рабочая программа по предмету

январь – апрель

август

учителя района

Сетевое взаимодействие учителя района Администрирование сайта учителей по предмету, виртуальных сообществ в течение года

тьютор

 

Виртуальный журнал учителя района Выступления, статьи учителей по проблемам введения и реализации ФГОС ООО ноябрь
Презентация рабочая группа МР Обобщения опыта работы тьюторов района ноябрь – декабрь

Добавить комментарий