Ринат Хайров: «Любую проблему можно решить»

В одной из школ Альметьевска в одних классах с обычными детьми будут обучаться дети с диагнозом «аутизм». Проект «Аутизм. Проблемы и пути решения», разработанный общественной организацией «Необыкновенные дети», стартует с начала нового учебного при содействии управления образования, исполкома Альметьевского муниципального района, депутата Государственной Думы РФ Рината Хайрова и депутата Государственного Совета РТ Рустама Халимова.

Аутизм – неврологическое расстройство, связанное с нарушениями работы головного мозга, в результате чего в развитии ребенка появляется сбой. Он почти не взаимодействует с внешним миром, не идет на контакт с окружающими, не говорит, впадает то в состояние оцепенения, то в сильнейшее волнение. Все эти особенности делают ребенка существом асоциальным, практически изгоем, весь мир которого замыкается рамками его семьи и квартиры, в которой он живет.

Проблема аутизма – общемировая. Именно проблема – потому что заболеваемость аутизмом распространяется с невероятной скоростью. По данным Всемирной организации здравоохранения, количество детей-аутистов каждый год растет на 13 процентов. В Америке соотношение рождаемости детей с аутическими расстройствами и здоровых уже составляет 1 к 68, а в отдельных штатах – 1 к 45. В России, к сожалению, такая статистика отсутствует. По данным Альметьевского психоневрологического диспансера, в Альметьевском районе на учете стоят 224 ребенка с ментальными расстройствами психики. Из них 174 ребенка признаны инвалидами, а среди них 23 находятся под наблюдением с диагнозом «Ранний детский аутизм». Из них лишь единицы посещают коррекционную школу или детский сад.

Эти цифры озвучил на встрече в школе № 21 города Альметьевска председатель альметьевской общественной организации «Необыкновенные дети» Андрей Сатыбалов, отец ребенка-аутиста. Именно в этой школе запускается проект, в рамках которого несколько детей с аутическими расстройствами будут обучаться вместе с обычными детьми.

– 80 процентов детей с расстройствами аутического спектра являются обучаемыми и развиваемыми, – уверен Андрей Сатыбалов. – Но проблема в том, что в Альметьевске нет квалифицированных специалистов, которые бы занимались с детьми-аутистами.

Общественная организация «Необыкновенные дети» существует в нефтеграде 4 года. Она объединяет более 20 семей, в которых растут дети-аутисты. Организация стала настоящим спасением для родителей, которые до этого в одиночку бились со своей бедой.

– Когда попадаешь в сообщество таких родителей и понимаешь, что ты не один, становится легче, – рассказывает Андрей Сатыбалов. – Мы проводили еженедельные развивающие встречи, занятия с детьми, которые для многих стали единственной возможностью выйти в свет. Особенное поведение наших детей окружающие воспринимают как плохое воспитание. Следуют комментарии, которые очень больно слышать.

У организации не было и нет своего помещения. Она переезжала уже 4 или 5 раз. Сейчас родители с необыкновенными детьми собираются в воскресной школе при Петропавловском храме. Но для полноценных занятий нужны не просто кое-как приспособленные помещения и доморощенные педагоги – все те же родители, а определенным образом оборудованные классы и обученные специалисты: аналитики, психологи, дефектологи, массажисты, воспитатели, арт- и музтерапевты и многие другие. Нужны специальные образовательные программы.

Хотя бы часть всего этого предполагается воплотить в обычной общеобразовательной школе, куда 1 сентября придут учиться в начальные классы 5 детей с аутическими расстройствами: трое в первый класс и двое во второй. Инклюзивное образование – один из элементов программы комплексной помощи детям-аутистам и их родителям.

Но как всегда все упирается в деньги. Проект требует серьезного финансирования. На его реализацию только в течение одного года потребуется более миллиона рублей. Еще около 900 тысяч нужно на доплату специалистам. Их будет девять: 5 тьюторов, психолог, логопед, дефектолог и педагог ресурсной комнаты. Ресурсная комната – это отдельное помещение со специальным оснащением, развивающим и обучающим оборудованием, куда необыкновенного ребенка можно будет увести, если он разволнуется или утомится. Ее нужно создавать с нуля. К тому же, как заметил начальник управления образования Альметьевского района Дмитрий Садетдинов, ремонт необходимо сделать во всей школе, чтобы не создавать необыкновенным и обыкновенным детям разных условий.

Заместитель главы АМР Назия Хайдарова поделилась опасениями, что на уровне Министерства образования проект могут и не поддержать.

– В республике рассмотрение данного вопроса взяли на вооружение. Но и только. Внятного ответа мы пока не получили. Вот у меня в руках письмо на имя заместителя Премьер-министра Татарстана Энгеля Фаттахова, где стоит несколько отметок «в работе».

Так что вся надежда на депутатов. Депутат Госдумы Ринат Хайров и депутат Госсовета Рустам Халимов пообещали всяческое содействие, но прежде рассмотрели проблему со всех сторон. Вопросов много: источники финансирования, подготовка кадров, юридические и законодательные аспекты, возможность включения в целевые программы. К примеру, Рината Хайрова интересовало, не будут ли возражать родители обычных детей против такого соседства, ведь поведение аутистов часто непредсказуемо, а порой и агрессивно. Директор школы Елена Тухфатуллина успокоила, что еще в мае во всех классах прошли родительские собрания, и родители единогласно поддержали реализацию проекта. Кроме того, за каждым ребенком-аутистом на всем протяжении занятий будет присматривать тьютор, который не допустит возникновения неприятного инцидента. Андрей Сатыбалов подтвердил, что разработанная методика нивелирует эти риски. Уже есть успешный опыт совместного обучения в Москве, Санкт-Петербурге, Нижегородской и Белгородской областях. Дети-аутисты развиваются намного быстрее, когда тянутся за обычными детьми.

– Мы решаем проблему социализации этих детей. Но эффект гораздо глубже, – отметил заместитель генерального директора ПАО «Татнефть», депутат Госсовета РТ Рустам Халимов. – Мы в первую очередь учим здоровых детей быть терпимее, понимать людей, отличающихся от других. Чтобы в будущем они смогли разобраться, где хулиган, а где больной человек, и адекватно отреагировать.

В ходе обсуждения постепенно наметился план дальнейшей работы. В ближайшее время начнется ремонт в школе, оборудование и оснащение ресурсного класса. Сдвинутся с мертвой точки и вопросы финансирования.

– Любую проблему можно решить, если к ней ответственно отнестись, взвесить все за и против, – считает депутат Госдумы Ринат Хайров. – Если эксперимент пройдет успешно, опыт можно будет распространить дальше или хотя бы еще раз обратить внимание общественности на эту проблему. Это наши люди, и мы должны им помочь. Они не раскисли, не опустили руки, они делают все возможное, чтобы их дети влились в социум. Они заслуживают уважения и поддержки.

Добавить комментарий