Логотип Магариф уку
Цитата:

Байкал – древний и вечно молодой

(Бинарный урок: география – математика. 8 класс) Альфия ВАЛИЕВА, учитель географии первой квалификационной категории средней общеобразовательной школы    №5, г. Азнакаево Лилия ГИЛ...

(Бинарный урок: география – математика. 8 класс)
 Альфия ВАЛИЕВА, учитель географии первой квалификационной категории средней общеобразовательной школы    №5, г. Азнакаево
Лилия ГИЛЬФАНОВА, учитель математики первой квалификационной категории  средней общеобразовательной школы №5, г. Азнакаево
Цели и задачи урока:
-раскрыть уникальность природы озера Байкал и причины ее уникальности;
- познакомить с историей открытия и изучения озера Байкал;
- исследовать физико-географические особенности Байкала;
-исследовать характеристики озера с помощью аппарата математической      статистики;
- прививать чувства гордости за природу Родного края.
Оборудование: Физическая карта России, фотографии, экран, проектор.
Форма проведения урока: урок-исследование.
Ход урока.

  1. Организационный момент.


На доске слова А.Твардовского. «Байкал – бесценный дар природы – да будет вечно на Земле».
   II.Актуализация опорных знаний учащихся.
Учитель географии. Необъятны просторы нашей Родины, богаты и разнообразны природные ландшафты, но один из уникальных объектов, редчайшее творение природы — Байкал. Это легендарное озеро – уникальное творение природы. В 1996 году Байкал был включен в список всемирного культурного и природного наследия ЮНЕСКО. Байкал – крупнейший в мире резервуар питьевой воды, самая глубокая впадина в материковой коре и самое глубокое озеро на Земле. Его вода имеет уникальные свойства, а большая часть организмов, населяющих озеро и его окрестности, не встречается больше нигде.  И задача нашего урока — узнать больше об этом уникальном озере.
Учитель географии.  Топонимика – происхождение названия
Эвенки называли его «Лама» (Лама – море).
Якуты в обиход вводят название Байкал («бай»-богатый, «куль»-озеро), у бурят Байгал – огненное место, где раньше сплошной огонь был, потом земля провалилась, и стало море.
Русским это название понравилось, они стали называть  озеро Байкалом.
- Ребята, а что вам известно о Байкале? И что бы вы хотели узнать об этом озере?
Возьмите в руки технологические карты, подпишите свою фамилию и имя, а затем запишите свои сведения в колонки: «Знаю» и «Хочу узнать» (1 мин.). В течение урока все полученные сведения и итоги вашего исследования должны будут вноситься в технологическую карту, в конце урока вы их сдаете на проверку.
Поработайте в паре, обменяйтесь информацией друг с другом и дополните свои знания. Отложите карту.
Учитель математики.  Ребята, мы с вами продолжим изучение тем из цикла «Математическая статистика».  Скажите, в чем заключается задача математической статистики? (В сборе и анализе данных.)  Мы с вами рассмотрели, как можно собирать и группировать данные и как их можно наглядно представлять. Вот сегодня мы будет исследовать характеристики озера Байкал с помощью математической статистики.
- Сегодня всю полученную информацию вы будете собирать и группировать в своих технологических картах.
-А для начала рассмотрим несколько заданий.
1) Население Украины составляет человек, а ее территория равна км². Какой из ответов характеризует среднее число жителей на 1 км²? (Г)
А) примерно 7,5 человек
Б) примерно 13 человек
В) примерно 130 человек
Г) примерно 75 человек
-Кстати, число, которое мы нашли, в географии называется плотностью населения.
 
2)   Найдите наибольшее значение температуры. Ответ дайте в градусах.(24)
- Найдите разность между наибольшим значением температуры и наименьшим. Ответ дайте в градусах (16). Какую статистическую характеристику вы нашли? (Размах.) Что это означает?
        - Найдите наименьшее значение температуры во второй половине дня. Ответ дайте в градусах. (8 °С)
        - Сколько часов во второй половине дня температура превышала 13 °С? (4 часа)

  • Изучение нового материала


Учитель географии. Ребята, приступим к исследованию физико-географических особенностей озера и территории, прилегающей к Байкалу. Начнем мы с географического положения. Откройте карту атласа на с.44.
Где расположено озеро Байкал? (В южной части Восточной Сибири.)
Узкая и вытянутая котловина озера зажата между высокими горами……Определите по картам атласа и запишите в техкарту. (На западе его окаймляют Приморский и Байкальский хребты. На севере – Северо-Байкальское нагорье. На северо-востоке – Баргузинский хребет. На юго-востоке — хребет Хабар-Дабан.
Форма рождающегося полумесяца: Байкал вытянулся с юго-запада на северо-восток между параллелями…. (51º28´с.ш. и 55º47´с.ш.) Длина озера 620 км ширина от 24 до 79 км.
Геологическое строение, возраст Байкала.
Учитель географии. Байкал по праву называют самым старым и…, как это ни парадоксально, вечно молодым озером. Но обо всем по порядку:
Байкал находится в очень древней котловине. Возраст озера 15-20млн лет (другие озера обычно имеют возраст 5-15тыс.лет). Котловина озера образовалась в результате разлома земной коры (грабен), то есть озеро имеет тектоническое происхождение. Найдите в атласах, в результате расхождения каких литосферных плит образовалась котловина озера Байкал. Данные запишите в техкарту. Очертания озера продолговатые и соответствуют разлому (озерная котловина в 3Д формате на экране).
http://baikal.ru/en/baikal/3d_model/fl.html
-Байкал – самое глубокое озеро в мире, и сейчас мы с вами в этом убедимся.
Учитель математики. Перед вами таблица данных о некоторых озерах мира.
         - Запишите в картах максимальную и среднюю глубину озера Байкал. 
Мы с вами проанализируем данные о максимальной глубине озер. Давайте для наглядности построим столбчатую диаграмму этих глубин в программе Ехсеl (1 ученик приглашается к доске).
- Определите среднюю глубину всех озер. Что это означает? Запишите в карту. (5575:6929м).
- Глубина Байкала выше среднего или ниже? (Выше.)
- Найдите размах ряда чисел (1637-480=1157).
 Учитель географии.  Байкал, несмотря на возраст, не только не стареет, а постоянно обновляется, другие озера со временем стареют, заиливаются и исчезают. На территории котловины и его берегов до сих пор происходят движения земной коры. Происходят частые и с разрушительной силой землетрясения.
Ребята, посмотрите на тектоническую карту в атласах. В какие годы на Байкале наблюдались землетрясения разрушительной силы?
На Байкале 27 островов, самые крупные….. Найдите на картах атласов и запишите в техкарту. (Остров Ольхон, Ушканьи острова, остров Ярки.)
Климат: 
Учитель географии. Давайте проведем исследование климата окружающей территории Байкала. Для этого воспользуемся атласом и картосхемами в учебнике и не забываем вносить результаты  в технологическую карту. Нам нужно определить тип и подтип климата, среднюю температуру января и июля, количество осадков, испаряемость и коэффициент увлажнения (2 мин. + 1 мин. на обсуждение).
Тип климата – умеренный, подтип – резко  континентальный;
Ср.t января -24º
Ср.t июля +15º
Осадки 400-600мм
К>1
Учитель математики.  Ребята, найдите размах ряда температур (в январе и июле) и запишите в свои карты. В географии число, которое вы нашли, называется амплитудой колебаний температур.
Учитель географии. Из-за разницы нагрева поверхностей на Байкале образовались собственные ветра, о которых нам расскажут ученики.
Верховик - может дуть одновременно на всем Байкале. Летом верховик добирается до южной оконечности Байкала крайне редко. На северном Байкале верховик дует с севера, на среднем и южном Байкале — с северо- востока. Предвестником верховика служит ярко-красный горизонт перед восходом солнца.
Баргузин - ровный и сильный северо-восточный ветер. Используются также названия полуночник (иногда баргузин дует ночью) и уже устаревшее —  баргузник. Воздушный поток вырывается из Баргузинской долины. В отличие от продольных ветров - верховика и култука, баргузин дует поперек котловины озера и только в средней его части. По продолжительности и силе он уступает верховику и култуку.
Култук -  он же низовик, низовка. Ветер, дующий с нижней, южной, оконечности Байкала от залива Култук (точнее, из пади Култучная). Это юго-западный ветер, он дует в направлении, противоположном верховику, но тоже вдоль котловины озера. Култук несет с собой мощные штормы, дожди и пасмурную погоду.
Горный - северо-западный ветер. Относится к поперечным ветрам. Холодный воздушный поток срывается с гор (отсюда и название),  со склонов Приморского и Байкальского хребтов и распространяет свое влияние только на западное побережье Байкала.
Сарма - сильный шквалистый ветер, разновидность горного. Холодный арктический воздух с Приленской возвышенности, переваливаясь через Приморский хребет, попадает в суживающуюся к Байкалу долину реки Сарма — природную аэродинамическую трубу, на выходе из которой достигает ураганной скорости.
Гидрология
Учитель географии. Озеро Байкал имеет уникально чистую прозрачную воду. Белый диск, с помощью которого определяют степень прозрачности воды, виден при погружении в озеро до глубины 40метров. По химическому составу вода близка к дистиллированной (в 1 л  воды менее 0,1 г солей т.е. соленость 0,1промилле) и богата кислородом.  Причин этому несколько. Горы, с которых в Байкал стекают ручьи и реки, сложены плохо растворяющимися вулканическими горными породами. Поэтому попадающая в озеро вода имеет мало минеральных примесей. С органическими же успешно справляется микроскопический рачок эпишура, составляющий около 80% общей биомассы озерного зоопланктона. В озеро впадает около 550 рек. Самая крупная из них Селенга (Верхняя Ангара, Баргузин, Турка, Снежная, Сарма). А вытекает всего одна река – Ангара. Вода в озере круглый год холодная. Замерзает поздно, в декабре, но и вскрывается поздно. До конца мая по воде плавают льды, в июне льды тают у берегов.
Для полной смены воды в озере потребуется 332 года. В озере содержится 20% всей пресной воды на Земле.

  1. Закрепление изученного материала


Учитель математики: Ребята, давайте проверим, как внимательны вы были на уроке. В технологической карте найдите соответствие между числами и предложениями. В разделе «Что означают эти цифры?» соедините линиями эти объекты.

  1. V. Домашнее задание


- Сдайте технологические карты и запишите домашнее задание:
География: составьте буклеты на тему «Проблемы Байкала».
Математика: решить тест на тему «Математическая статистика» на сайте Якласс
VI.Итоги
Учитель математики: Итак, мы с вами закрепили материал по темам «Сбор и группировка данных» и «Наглядное представление информации», и я думаю,  вы убедились, что математический аппарат полезен и в других науках. Заполните в своей технологической карте, что вы узнали на уроке.
 
                                                                                                                       Приложение 1
Технологическая карта к уроку географии и математики по теме «Байкал» ученика (цы) 
8класса__________________________________________________________________
Дата:____________













 ЗнаюХочу узнать Узнал
   


  1. Актуализация


Задание 1. Ответ________________________________
 
Задание 2. Ответ________________________________
 

  1. Географическое положение


Озеро Байкал расположено______________________________________________________________________.
Озеро окаймляют хребты: __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.

  1. Геологическое строение, возраст Байкала


Байкал – одно из древнейших озер планеты, его возраст __________________млн. лет.
                                                     ОСТРОВА
 





















    
  
   
 

 
 
 
 
 
Работа с учебником: с. 40,   рис.28
Байкал образовался в результате расхождения ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________литосферных плит.
Максимальная глубина озера___________________
Средняя глубина озера_________________________
Средняя глубина всех озер___________________
Глубина Байкала (выше, ниже) средней глубины всех озер.
Размах ряда чисел_________

  1. Климат





















Тип кли-мата
(атл., с.14)
Средняя температура января(с. 67 учебник)Средняя температура июля(стр. 66 учебник)Количество осадков(стр. 63 учебник)Испаряемость(стр. 69 учебник)К 
увлажнения
(осадки/испаря-
емость)
   
 
   

 
Размах ряда температур_________________
                                                         
Ветры на Байкале










































        
  
   
 
   
    
 
 

 
 
 
 
 
ОПРЕДЕЛИТЕ ПО КАРТЕ КРУПНЕЙШИЕ РЕКИ, ВПАДАЮЩИЕ В ОЗЕРО
                   САМЫЕ КРУПНЫЕ РЕКИ, ВПАДАЮЩИЕ В БАЙКАЛ
 
Количество всех рек, впадающих в Байкал                                
Вытекает            
                   ОПИСАНИЕ СВОЙСТВ ВОДЫ ОЗЕРА:






















      
      
 

 
 
Укажите уровень прозрачности:            м
Что означают эти цифры?(соедините линиями)































А) 401. Длина озера Байкал
Б)16372. Возраст Байкала
В) 15-20 млн. 3. Глубина озера
Г) 6364. Степень прозрачности Байкала
Д) 205. Время для полной смены воды
Е) 406. Столько % всех пресных вод содержится в Байкале
Ж)3327. Столько лет люди Земли могут жить на Байкальской воде

 
 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

Новости

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ