Человеческие ценности в рассказе Г.Черкашина «Кукла»

ИСТИННЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В РАССКАЗЕ Г.ЧЕРКАШИНА«КУКЛА»

(Урок литературы  в 5 классе)

 Данный урок литературы основан на прочитанном учащимися рассказе Г.Черкашина «Кукла», который является лучшим произведением о блокаде Ленинграда.

Цель: определить характеры героев, увидеть положительные и отрицательные их стороны; узнать, что пережили дети блокадного Ленинграда.

Планируемые результаты (УУД)

Личностные: организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла произведения Г. Черкашина «Кукла».

Регулятивные: формировать умение чувствовать, сопереживать, представлять «живые картины».

Коммуникативные: развивать умение связно излагать мысли, отвечать на вопросы.

Познавательные: расширить представление о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., блокаде Ленинграда.

Технология: развитие критического мышления, приём «Шести шляпмышления».

 Эпиграф:

Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу — во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.

                                         Ю. Друнина

Ход урока

  1. I. Этап мотивации к учебной деятельности.

— Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Поприветствуйте друг друга.  Садитесь. Начинаем урок литературы.

  1. II. Постановка проблемы. Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Ю.Друниной. Как вы думаете, о чем эти стихи?

III. Формулировка учащимися темы урока.

— Война – это боль, кровь, звуки орудий и бомб. Она рушит жизни сотен тысяч людей. Страшное слово «война» коснулось и главную героиню, девочку из рассказа Геннадия Черкашина «Кукла». Это сказка о девочке и её кукле, которые вместе переживают войну и блокаду.

— Итак, как вы считаете, какова тема нашего урока?

-Тема урока звучит так: «Истинные человеческие ценности в рассказе Г.Черкашина «Кукла».

Ребята, нам нужны 2 группы.

  1. IV. Актуализация.

— В русской литературе много произведений, посвящённых Великой

Отечественной войне, о блокаде Ленинграда снято немало документальных и художественных фильмов.

— Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент.

(просмотр фильма «Блокада Ленинграда»).

— Запишите свои ассоциации в таблицу. Как вы считаете, какие звуки, запахи чувствует человек на войне.

-Прочитайте свои ответы. Молодцы, ребята.

  1. V. Пробное учебное действие.

          — Одним из русских писателей, который сумел передать все ужасы войны, был Геннадий Александрович Черкашин. Его творчество связано с Ленинградом неслучайно: писатель учился в Ленинградском университете. Этот город является второй родиной для Г.Черкашина.

-872 дня длилась блокада Ленинграда. 27 января отмечается День полного освобождения Ленинграда от блокады.

Книгу о блокаде Ленинграда Г.Черкашина «Кукла» нужно читать не спеша, хотя её можно с лёгкостью одолеть за один вечер. Она рождает долгие, подробные разговоры о потерях, верности и честности, о вещах, ценных благодаря памяти о человеке и любви.

Следующее задание — нарисовать иллюстрацию к рассказу.

Карточка для обеих групп.

От слов: «В наших окнах свет! Неужели они живы?» до «…появится дедушка и позовёт её…».

Команды готовят иллюстрацию.

  1. VI. Целеполагание

         -Реалии блокадного Ленинграда не показаны во всей своей ужасающей полноте, а переданы через несколько характерных для того времени картин: чай без заварки «белая ночь», незнакомая бабушка, уронившая в прорубь бидончик

Задание группам: составить план по ключевым фрагментам.

 

VII. Творческая практическая деятельность

Страшный холод, голод и единственный символ детства — кукла Маша… Маша не просто кукла, подаренная дедушкой, а частичка волшебного мира и память о близком человеке, ниточка, связывающая с прошлой жизнью, с любимыми людьми.

-Ребята, давайте попробуем войти в роль. Я вам приготовила отрывки для инсценировки.

 

Карточка для 1группы.

Фрагмент от слов: «В детдоме мама работала воспитателем…» до «…со всеми прижималась к своей маме».

Карточка для 2группы.

Фрагмент от слов: «Перед знакомой дверью мама позвонила и взяла девочку за руку» дослов: «- Пошли, — сказала девочка, — Идём, мама, ну идём же!».

-Слово предоставляется первой группе (инсценировка).

-А сейчас выступает вторая группа.

 

-Ребята, перед вами необычный сундук. Подойдите, пожалуйста, и выберите себе одну шляпу определенного цвета по желанию или же по настроению. Займите, пожалуйста, свои места. Я вам предлагаю их примерить. Ребята, как вы уже поняли, сегодня на нашем уроке будем использовать приём «Шесть шляп мышления».

Вопросы по фрагменту у вас на столе. Карточку берем по соответствующим цветам шляп. Прочитайте их и подготовьте ответ в течение одной минуты.

            Белая шляпа:

–Какие факты из текста узнали?

Красная шляпа:

–Какие чувства возникают после прочтения отрывка?

Жёлтая шляпа:

–Какие положительные моменты мы можем выделить, прочитав данный отрывок?

Зелёная шляпа:

–Какие новые подходы (идеи) возможны в сложившейся ситуации? 

Чёрная шляпа:

–Какие скрытые недостатки можно увидеть в данном тексте?

Синяя шляпа:

– Что вы чувствовали, когда читали данный отрывок? 

 

Карточка для 1группы.

Фрагмент от слов: «Возле проруби было очень скользко от расплескавшейся и сразу же замёрзшей воды» до «Но девочка больше никогда не видела этой незнакомой бабушки».

Карточка для 2группы.

Фрагмент от слов: «- Мы опоздали. — Понурившись, мама тяжело опустилась на табурет» до «- Ничего, мама, — сказала девочка. —  Ничего…».

Выступления учащихся.

 

 

VIII. Заключительный эмоциональный этап урока. Рефлексия.

О чем заставило задуматься это произведение? Да, книга «Кукла» — это не только рассказ о девочке и её игрушке. Это рассказ о подвиге жителей и защитников города на Неве, об истинных человеческих ценностях.

Да, ребята, история заканчивается грустно. Но мы знаем, каким бы ни был финал, маленькая девочка сможет устоять, как сумели устоять в блокаду и не растеряли в себе человеческое люди этого города, так как нельзя строить счастье на бедах других.

 

Автор хотел увековечить память о тех страшных днях, чтобы не повторялось зло, а добра становилось больше. Я уверена, что спустя многие годы вы еще не раз откроете страницы книги Г.Черкашина «Кукла» с его и прочитаете эту потрясающую историю.

  1. IX. Домашнее задание.

Написать продолжение рассказа «Кукла».

Ландыш АХМЕТОВА,
учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия г. Азнакаево»

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.