Логотип Магариф уку
Цитата:

Человеческие ценности в рассказе Г.Черкашина «Кукла»

ИСТИННЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В РАССКАЗЕ Г.ЧЕРКАШИНА«КУКЛА»(Урок литературы  в 5 классе) Данный урок литературы основан на прочитанном учащимися рассказе Г.Черкашина «Кукла», который являет...

ИСТИННЫЕ ЧЕЛОВЕЧЕСКИЕ ЦЕННОСТИ В РАССКАЗЕ Г.ЧЕРКАШИНА«КУКЛА»
(Урок литературы  в 5 классе)
 Данный урок литературы основан на прочитанном учащимися рассказе Г.Черкашина «Кукла», который является лучшим произведением о блокаде Ленинграда.
Цель: определить характеры героев, увидеть положительные и отрицательные их стороны; узнать, что пережили дети блокадного Ленинграда.
Планируемые результаты (УУД)
Личностные: организовать читательскую деятельность учащихся на основе их личностных наблюдений, жизненного опыта для постижения смысла произведения Г. Черкашина «Кукла».
Регулятивные: формировать умение чувствовать, сопереживать, представлять «живые картины».
Коммуникативные: развивать умение связно излагать мысли, отвечать на вопросы.
Познавательные: расширить представление о Великой Отечественной войне 1941-1945 гг., блокаде Ленинграда.
Технология: развитие критического мышления, приём «Шести шляпмышления».
 Эпиграф:
Я столько раз видала рукопашный,
Раз наяву. И тысячу - во сне.
Кто говорит, что на войне не страшно,
Тот ничего не знает о войне.
                                         Ю. Друнина
Ход урока

  1. I. Этап мотивации к учебной деятельности.


- Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Поприветствуйте друг друга.  Садитесь. Начинаем урок литературы.

  1. II. Постановка проблемы. Давайте прочитаем отрывок из стихотворения Ю.Друниной. Как вы думаете, о чем эти стихи?


III. Формулировка учащимися темы урока.
- Война – это боль, кровь, звуки орудий и бомб. Она рушит жизни сотен тысяч людей. Страшное слово «война» коснулось и главную героиню, девочку из рассказа Геннадия Черкашина «Кукла». Это сказка о девочке и её кукле, которые вместе переживают войну и блокаду.
Итак, как вы считаете, какова тема нашего урока?
-Тема урока звучит так: «Истинные человеческие ценности в рассказе Г.Черкашина «Кукла».
Ребята, нам нужны 2 группы.

  1. IV. Актуализация.


- В русской литературе много произведений, посвящённых Великой
Отечественной войне, о блокаде Ленинграда снято немало документальных и художественных фильмов.
- Я предлагаю вам посмотреть небольшой видеофрагмент.
(просмотр фильма «Блокада Ленинграда»).
- Запишите свои ассоциации в таблицу. Как вы считаете, какие звуки, запахи чувствует человек на войне.
-Прочитайте свои ответы. Молодцы, ребята.

  1. V. Пробное учебное действие.


          - Одним из русских писателей, который сумел передать все ужасы войны, был Геннадий Александрович Черкашин. Его творчество связано с Ленинградом неслучайно: писатель учился в Ленинградском университете. Этот город является второй родиной для Г.Черкашина.
-872 дня длилась блокада Ленинграда. 27 января отмечается День полного освобождения Ленинграда от блокады.
-Книгу о блокаде Ленинграда Г.Черкашина «Кукла» нужно читать не спеша, хотя её можно с лёгкостью одолеть за один вечер. Она рождает долгие, подробные разговоры о потерях, верности и честности, о вещах, ценных благодаря памяти о человеке и любви.
Следующее задание - нарисовать иллюстрацию к рассказу.
Карточка для обеих групп.
От слов: «В наших окнах свет! Неужели они живы?» до «…появится дедушка и позовёт её…».
Команды готовят иллюстрацию.

  1. VI. Целеполагание


         -Реалии блокадного Ленинграда не показаны во всей своей ужасающей полноте, а переданы через несколько характерных для того времени картин: чай без заварки «белая ночь», незнакомая бабушка, уронившая в прорубь бидончик
Задание группам: составить план по ключевым фрагментам.
 
VII. Творческая практическая деятельность
-Страшный холод, голод и единственный символ детства - кукла Маша… Маша не просто кукла, подаренная дедушкой, а частичка волшебного мира и память о близком человеке, ниточка, связывающая с прошлой жизнью, с любимыми людьми.
-Ребята, давайте попробуем войти в роль. Я вам приготовила отрывки для инсценировки.
 
Карточка для 1группы.
Фрагмент от слов: «В детдоме мама работала воспитателем…» до «…со всеми прижималась к своей маме».
Карточка для 2группы.
Фрагмент от слов: «Перед знакомой дверью мама позвонила и взяла девочку за руку» дослов: «- Пошли, - сказала девочка, - Идём, мама, ну идём же!».
-Слово предоставляется первой группе (инсценировка).
-А сейчас выступает вторая группа.
 
-Ребята, перед вами необычный сундук. Подойдите, пожалуйста, и выберите себе одну шляпу определенного цвета по желанию или же по настроению. Займите, пожалуйста, свои места. Я вам предлагаю их примерить. Ребята, как вы уже поняли, сегодня на нашем уроке будем использовать приём «Шесть шляп мышления».
Вопросы по фрагменту у вас на столе. Карточку берем по соответствующим цветам шляп. Прочитайте их и подготовьте ответ в течение одной минуты.
            Белая шляпа:
–Какие факты из текста узнали?
Красная шляпа:
–Какие чувства возникают после прочтения отрывка?
Жёлтая шляпа:
–Какие положительные моменты мы можем выделить, прочитав данный отрывок?
Зелёная шляпа:
–Какие новые подходы (идеи) возможны в сложившейся ситуации? 
Чёрная шляпа:
–Какие скрытые недостатки можно увидеть в данном тексте?
Синяя шляпа:
– Что вы чувствовали, когда читали данный отрывок? 
 
Карточка для 1группы.
Фрагмент от слов: «Возле проруби было очень скользко от расплескавшейся и сразу же замёрзшей воды» до «Но девочка больше никогда не видела этой незнакомой бабушки».
Карточка для 2группы.
Фрагмент от слов: «- Мы опоздали. - Понурившись, мама тяжело опустилась на табурет» до «- Ничего, мама, - сказала девочка. -  Ничего…».
Выступления учащихся.
 
 
VIII. Заключительный эмоциональный этап урока. Рефлексия.
- О чем заставило задуматься это произведение? Да, книга «Кукла» - это не только рассказ о девочке и её игрушке. Это рассказ о подвиге жителей и защитников города на Неве, об истинных человеческих ценностях.
Да, ребята, история заканчивается грустно. Но мы знаем, каким бы ни был финал, маленькая девочка сможет устоять, как сумели устоять в блокаду и не растеряли в себе человеческое люди этого города, так как нельзя строить счастье на бедах других.
 
Автор хотел увековечить память о тех страшных днях, чтобы не повторялось зло, а добра становилось больше. Я уверена, что спустя многие годы вы еще не раз откроете страницы книги Г.Черкашина «Кукла» с его и прочитаете эту потрясающую историю.

  1. IX. Домашнее задание.


Написать продолжение рассказа «Кукла».
Ландыш АХМЕТОВА,

учитель русского языка и литературы МБОУ «Гимназия г. Азнакаево»

 
 
 
 
 
 

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ