Светлана Паршина: «Дети мудрее нас»

Как подготовить ребенка к школе? Когда и как правильно знакомиться с волшебной страной букв и чисел? Эти вопросы всегда будут актуальны для родителей. Особенно сейчас, когда индустрия школ раннего развития предлагает очень много услуг и методик. Об этом мы поговорили с педагогом, автором многочисленных учебников и пособий, координатором образовательной системы «Школа 2100» Светланой Валентиновной Паршиной.

– По каким критериям понять, что ребенок готов к школе? 

–    Главный критерий для родителей – это возраст, так как не всегда есть возможность попасть к хорошему психологу. До 7 лет я бы не рекомендовала отдавать ребёнка в школу. До 7 лет некоторые отделы мозга ещё не достаточно развиты, и даже если ребёнок умеет, например, читать и считать, он может быть не готов по каким-то другим направлениям развития, да и чисто психологически тоже. Ещё я бы рекомендовала, конечно, всё-таки проконсультироваться с психологом, который проведёт психолого-педагогическую диагностику и тоже даст ценные советы родителям. Однако надо понимать, что решение принимает родитель не только на основе рекомендаций психолога.

Я знаю много анекдотов, которые родились в реальности.

Девочку 6 лет приводят в школу на собеседование.

— Сколько ты знаешь времён года?

— Шесть.

-Подумай ещё.

— Честное слово больше не помню, шесть.

Психолог выразительно смотрит на маму и отправляет их в коридор.

Мама:

— Света, и что это было?

— Мам, я и правда не помню больше никаких времен года, кроме Вивальди, Гайдна, Пьяццола, Лусье, Чайковского и Глазунова.

— Света! А Десятников, а Кейдж?

Смешно, но в жизни такое часто встречается, когда, например, ребёнок не может назвать ни одного овоща, которые ему вытаскивает психолог из коробочки, сетуя на то, что забыл это слово. А по дороге домой вспоминает: «Муляжи, мама, муляжи, я вспомнил!».

Я бы посоветовала родителям проанализировать развитие своего ребенка по пяти направлениям: Познавательное развитие – это не только кругозор, но и умение выделять из целого детали, воспринимать информацию на слух, визуально и с помощью других органов чувств, конечно, сравнивать, сопоставлять, делать выводы и т.д. Это работа с предметами, картинками, ситуациями и текстами, воспринятыми на слух. Речевое развитие– активный словарь, умение вести диалог, высказывать свою позицию, рассказывать и наконец, чисто говорить. Социально-коммуникативное развитие – умение взаимодействовать со взрослыми и сверстниками, следовать правилам (например, в играх), стремиться к совместной деятельности.  Художественно-эстетическое развитие – видеть красоту природы и жизни, владеть различными изобразительными техниками, иметь представление о музыке. Физическое развитие – координация движений, моторика (мелкая, средняя, крупная), ориентировка в пространстве. Спросите любого учителя, что важнее для будущего первоклассника, например, уметь читать, или воспринимать текст на слух и понимать его. Конечно,  последнее. Я в своей жизни не встречала людей, не умеющих читать, а вот людей не умеющих понимать текст, анализировать его и делать соответствующие выводы, увы, много. Смотрим в книгу, а видим – сами знаете что. Надо признать, что это часто встречается. А сколько людей, не умеющих «читать» схемы, рисунки, таблицы! Когда же этому начинать учиться, если не на детских картинках?

– Современные родители с пеленок начинают водить детей во всевозможные детские развивающие центры, кружки, клубы… Кажется, что подготовка к школе начинается уже с 2-3 лет. Как найти золотую середину?

– Подготовка к школе должна проходить под лозунгом «Подготовка к жизни», тогда можно и нужно с пелёнок. Ребёнок сам подскажет, что ему нужно для жизни.

Так до года ему нужны ласковые родители, которые говорят добрые слова и улыбаются. В этот момент ребенок учится простейшему анализу, он выхватывает мимику, жесты слова мамы, сравнивает их, они же всегда разные, и начинает неосознанно делать выводы:«ага, мама кушать принесла». Если этого мама не делает, то увы, ребенку потом сложно освоить анализ более высокого уровня, отсюда отставание в когнитивном развитии (познавательном).

2-3 года – ребенок пополз, ему на пути попадаются разные предметы, и ему нужно ими манипулировать, собирать башни, разбирать и ломать игрушки, есть ложкой и др. Родители для него здесь –мастера, которые всё это умеют и могут научить. Если этого нет, то ребенок вырастает инфантильным, малоактивным, ничем не интересующимся, ничего не желающим делать. А зачем, кнопочку нажал, и развлечение готово (последствия интерактивных игрушек, гаджетов и др.).

3-7 лет – хотим играть во взрослых, взрослый как образец поведения. Сюжетно-ролевая игра (дочки-матери, повара, строители и др.) выходит на первый план, а не английский, математика и др. прелести. Что ребенок получает в сюжетно-ролевой игре? Действует самостоятельно, но как взрослый, по правилам. В результате происходит децентрация, т. е. включается механизм преодоления эгоизма. Оказывается, кроме моей точки зрения есть еще и другая, и в игре ее нужно обязательно учесть, а то с тобой никто играть не будет, правила такие.

6-8 лет проявляется интерес к учебной деятельности. В это время ребёнок хочет всё знать! Если, конечно, ему не отбили руки в младшем возрасте, заставляя учиться вместо того, чтобы играть. Вот здесь пригодятся умения вычитывать информацию из любых источников. Взрослый только обращает на них внимание и ставит правильные задачи, правильные – это интригующие, заманчивые.  «Интересно, а почему это корабли не тонут?». Пока ребенок будет в этом разбираться, он незаметно для себя изучит свойства воды.

И не упустите момент, когда для ребёнка важным будет общение (у всех по разному, где-то 10-12 лет). Превратитесь из взрослого «учителя и наставника» в хорошего взрослого «друга и собеседника».

– Вопрос от наших читателей: «Дочь не любит математику из-за задач. Примеры решает, темы понимает. Но задачки даются с трудом. Такое ощущение, что она не может в целом представить условие задачи, методом тыкания начинает умножать, прибавлять и т.д. данные цифры. Как ей помочь? Что было упущено? Боюсь, этот важный пробел ей будет мешать и дальше». Итак, как правильно изучать цифры и числа правильно, готовясь к школе?

– Девочка не может представить условие задачи, не привыкла или не осознала, как это делается. Здесь вообще всё очень интересно. Как мы приобщаем детей к математике? Чаще всего начинаем учить цифры… выучили.  И что, дети имеют теперь представление о числе? Нет… Цифра 3 о числе 3 ничего не говорит, как впрочем, и 5, и 7, и остальные. О числе 3 расскажут нам 3 яблока, 3 машинки, 3 конфетки, 3 палочки или точки. И если мы сначала будем оперировать предметами, то у нас сложится модель числа, которая потом понадобится и для решения задач. Ребенок будет в задаче видеть не просто цифры и наугад их умножать и складывать, а числа, выраженные предметами. Поэтому самый первый пример, он же и задача, для ребёнка должны быть такие: 2 конфеты я тебе дала, а 1 конфету папа, сколько у тебя теперь конфет, а не написанные на листе 2+1=3. И так до 7 лет. Это не значит, что цифры не появляются в поле зрения ребенка, но они не главные, они помощники, ими можно обозначить число, если нет конфет, если я их случайно все съела. Хотя, даже если я съела конфеты, то давай возьмем детали от конструктора, и их будем считать, ведь разницы нет, что считать. Число можно выразить любыми предметами,  можно даже точками.

Для Вашей девочки выход один, рисовать задачи, научится создавать схемы. Я сосвоими договаривалась так: ты нарисуй задачу, а я ее тебе решу… всё, они пропадали, потому что пока рисовали, уже задача сама решалась… почему-то.

– Не могу не спросить и о буквах. Сейчас в первом классе буквы не изучают, в учебниках сразу идут тексты. Посмотрев в эти учебники, можно понять желание родителей «научить всему до школы». Но другие родители считают, что ребенку, умеющему уже читать и писать, в первом классе будет неинтересно. Как быть с вопросом чтения?

– Некоторые дети до 7-ми лет не зачитают, как бы не старались. Отдел мозга, отвечающий за воспроизведение знаков (техническая сторона чтения) не развит. А некоторые да, начинают раньше воспроизводить знаки, это не значит, что они зачитали, так как есть еще и смысловая сторона чтения. Важно не просто воспроизвести знаки, но и воспринять текст и понять его. Смысловой стороне можно и нужно обучать, как минимум с 2-х лет, а технической, когда созреет мозг (5,6,7 лет, у всех по-разному). Смысловая сторона – это понимание текста на слух, сначала эмоциональное восприятие, через эмоции. Мы читаем детям стихи, потешки, сказки в раннем возрасте и передаем смысл через эмоции. Снесла курочка яичко – чудо произошло, передайте восхищение и удивление; мышка разбила яичко – досада, теперь не съешь, передайте эту эмоцию; курочка пообещала снести другое,простое, не золотое – радость, она нашла выход, с простым то сподручней старикам. Где то после 3-х лет будем воображение развивать, иллюстраций нужно много, инсценировать можно. А уж к 5-ти годам начнем раскрывать смысл действий и поступков героев и все это пока на слух. Потому что, даже если ребенок зачитал, он не смысл вычитывает, а воспроизводит знаки, не понимая смысла. Соответственно,в старшем возрасте будут проблемы, ребенок не будет воспринимать тексты, не научился. А когда перед ним не 5 строчек, а текст на две страницы, то он испытывает ужас от того, что сейчас придётся мучиться, складывая непонятные слоги.

Ну и помним, тоже, что буква – это обозначение звука, не более того. А вот в звуках покопаться – это интересно. Они по-разному звучат, некоторые из них поются, а некоторые нет, как не старайся. Некоторые мягко звучат, а некоторые твёрдо, некоторые можно шёпотом произнести, а некоторые без голоса никак не произносятся. А некоторые, скажу я вам, ведут себя просто неприлично, прячутся под одежду другого звука. Правда, правда… Звук [А] так делает. В слове корова пишется две буквы О, а слышится в первом случае звук [А], т.е. [А] взял и спрятался под букву О. Это же интересно, а полезно то как, потом, когда научимся писать, будем об этом помнить.Ну так скажите, когда этим заниматься – до изучения технической стороны чтения или после?

– Можно ли в начальных классах определить: гуманитарий ребенок или склонен к точным наукам?

– Иногда склонность к тем или иным наукам проявляется уже в дошкольном возрасте, но это не значит, что так и останется всегда, так как всё развивается, особенно, если ребенок заинтересовался тем или иным направлением. Одаренный ребенок от неодаренного отличается только одним, ему интересно то, что он делает, и он становится одаренным в этой области. Заинтересуйте гуманитария математикой, и он станет математиком, если всерьёз увлечётся этой наукой.

– В период изоляции пришлось опробовать дистанционное обучение. Уже ясно, что такой метод обучения в будущем имеет место быть. Как вы считаете, в каких классах оно менее безвредно?

– Дистанционная форма обучения сильно отличается от обычной. Нужно перестраивать и программу, и подбирать другие формы обучения, тогда эта форма в любом возрасте заработает, почти в любом (существуют возрастные ограничения нахождения перед экраном компьютера по времени). Если педагог не готов перестроиться и поменять  стиль и методы, то дистант вреден даже для студентов. Сразу хочу отметить, что дистанционное обучение никогда не заменит очного общения с педагогом, никогда, но оно может наряду с очным обучением, дополняя его, дать положительные результаты. Здесь важно всё, оформление экрана, как правило, это слайды, всё должно быть лаконично, наглядно и читаемо. Т.е. вывести на экран текст учебника нельзя или заполнить весь слайд текстом нельзя. Надо продумывать интерактивность, возможность взаимодействовать через экран, это не всегда просто, если перед тобой 30 человек и т.д. Домашние задания должны быть другими. Родители должны быть задействованы в меньшей степени, они не педагоги. А значит, для них должны быть четкие критерии разработаны, как выстроить работу с детьми дома.

– Какие советы еще можно дать родителям, воспитывающим дошколят. Что мы чаще всего упускаем? С какими проблемами вы сталкиваетесь в работе?  

Уважайте своего ребёнка и ему ничего не останется, кроме того,  как любить вас!

Чаще советуйтесь с детьми, они мудрее нас.

Запреты не работают, если они продиктованы только желанием настоять на своём.

В воспитании должно быть всего понемногу: авторитаризм должен быть (в вопросах безопасности, уважения к другим людям, следование общечеловеческим и общепринятым правилам); авторитетность тоже должна быть (своим примером мы показываем как надо, как правильно, следование традициям); демократия тоже должна быть, где же ещё ребенку научится принимать самостоятельные решения, пусть даже и ошибочные; но должен быть и диалог (обсуждаем вместе проблемы и вместе их решаем). Последнего, на мой взгляд, должно быть больше и больше с возрастом, а начаться диалог должен уже тогда, когда малыш находится ещё в утробе матери. А то иногда бывают и такие случаи: «В больницу приходит мама с трёхмесячным малышом. Он кричит, она молча раздевает его. Я не выдерживаю и говорю: «Поговорите с ним». Она смотрит на меня, как на ненормальную и говорит: «Ему три месяца, он ничего не понимает».

 

Лейсан НИЗАМОВА

 

Добавить комментарий