Роль национально-регионального компонента на уроке

В настоящее время, как и в прошлом, урок остается основной формой обучения – многогранной, вариативной и динамичной. Во время урока осуществляется учебно-воспитательный процесс, регулируемый ФГОС, и предъявляет особые требования к результатам образования: предметным, личностным и метапредметным.

Представленный план-конспект урока «Окружающего мира» в IV классе по учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» на тему «Водоемы нашего края – Республики Татарстан» является пропедевтической, изучение с последующим углублением знаний продолжается в VIII классе. Определена цель урока – сформировать представление о водоемах. Изложены планируемые результаты: метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) и личностные. Сегодня это важные показатели уроки «Окружащего мира», и они направлены на всестороннее развитие личности школьника.

Формирование личностных качеств учащихся обеспечивается мотивацией, бережным и эстетическим отношением к водоемам нашего края, осознанием значимости знаний о водоемах (рек, озер, ручей, прудов, водохранилищ) для практического использования их человеком.

Выделены новые понятия (водоем, приток, озеро, река) и умения. Ольга Григорьевна Ефремова подчеркнула ключевые компетенции, на формирование которых направлена деятельность учителя, а также средства обучения для учителя и учащихся. Структура данного урока логична, содержание последовательно.

Предметные результаты освоения изучаемой темы достаточны для освоения программы IV класса: объяснять основные признаки понятия водоем, озеро, водохранилища, приводить примеры нашего края.

Содержательный этап данного урока построен на наглядно-образном восприятии учащихся IV класса с привлечением к самостоятельному поиску, привлечению разных источников знаний (учебника, стенных карт, рабочих тетрадей, слайд).

Среди достоинств урока можно отметить методически правильный подход, что в плане-конспекте учитель О.Ефремова выделила компетенции характерные для каждого этапа урока: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, здоровьесберегающие. Данный урок характеризуется активной мыслительной деятельностью, работой с картами, источниками информации, требующей от учащихся большого внимания. Она учла требования ФГОС по реализации здоровьесберегающего подхода и с этой целью использовала время на проведение профилактики утомляемости в течение урока.

В ходе данного урока учащиеся выполнили индивидульные задания в парах, формировались регулятивно-познавательные учебные действия.

В плане-конспекте было бы методически грамотным раскрыть образовательные, воспитательные и развивающие задачи; выделить форму обучения – изучения нового материала.

В целом урок сконструирован, соответствует требованиям ФГОС, реализации деятельностного подхода. Одним, словом, урок достиг поставленной цели.

Габдельбар ХАЗЕЕВ,
кандидат педагогических наук,
заслуженный учитель РТ

 

Добавить комментарий