Роль национально-регионального компонента на уроке

В настоящее время, как и в прошлом, урок остается основной формой обучения – многогранной, вариативной и динамичной. Во время урока осуществляется учебно-воспитательный процесс, регулируемый ФГОС, и предъявляет особые требования к результатам образования: предметным, личностным и метапредметным.

Представленный план-конспект урока «Окружающего мира» в IV классе по учебнику А.А.Плешакова «Мир вокруг нас» на тему «Водоемы нашего края – Республики Татарстан» является пропедевтической, изучение с последующим углублением знаний продолжается в VIII классе. Определена цель урока – сформировать представление о водоемах. Изложены планируемые результаты: метапредметные (познавательные, коммуникативные, регулятивные) и личностные. Сегодня это важные показатели уроки «Окружащего мира», и они направлены на всестороннее развитие личности школьника.

Формирование личностных качеств учащихся обеспечивается мотивацией, бережным и эстетическим отношением к водоемам нашего края, осознанием значимости знаний о водоемах (рек, озер, ручей, прудов, водохранилищ) для практического использования их человеком.

Выделены новые понятия (водоем, приток, озеро, река) и умения. Ольга Григорьевна Ефремова подчеркнула ключевые компетенции, на формирование которых направлена деятельность учителя, а также средства обучения для учителя и учащихся. Структура данного урока логична, содержание последовательно.

Предметные результаты освоения изучаемой темы достаточны для освоения программы IV класса: объяснять основные признаки понятия водоем, озеро, водохранилища, приводить примеры нашего края.

Содержательный этап данного урока построен на наглядно-образном восприятии учащихся IV класса с привлечением к самостоятельному поиску, привлечению разных источников знаний (учебника, стенных карт, рабочих тетрадей, слайд).

Среди достоинств урока можно отметить методически правильный подход, что в плане-конспекте учитель О.Ефремова выделила компетенции характерные для каждого этапа урока: учебно-познавательные, информационные, коммуникативные, здоровьесберегающие. Данный урок характеризуется активной мыслительной деятельностью, работой с картами, источниками информации, требующей от учащихся большого внимания. Она учла требования ФГОС по реализации здоровьесберегающего подхода и с этой целью использовала время на проведение профилактики утомляемости в течение урока.

В ходе данного урока учащиеся выполнили индивидульные задания в парах, формировались регулятивно-познавательные учебные действия.

В плане-конспекте было бы методически грамотным раскрыть образовательные, воспитательные и развивающие задачи; выделить форму обучения – изучения нового материала.

В целом урок сконструирован, соответствует требованиям ФГОС, реализации деятельностного подхода. Одним, словом, урок достиг поставленной цели.

Габдельбар ХАЗЕЕВ,
кандидат педагогических наук,
заслуженный учитель РТ

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.