Студенты активнее работают на дистант-лекциях

Дистанционное образование – наш вклад в предотвращение распространения коронавируса!

Сегодня, пожалуй, не найдется никого, кто не интересуется географией и скоростью распространения коронавируса. Каждый день, как оперативную сводку с полей боевых действий, ждем информацию о числе новых заболевших, о выздоровевших, и, к сожалению, об умерших за последние сутки. Во всем мире закрылись множество предприятий, организаций, не летают самолеты, не ходят поезда, не плавают корабли. Маленький вирус, величиной всего 500 нанометров, загнал в квартиры почти всех жителей Земного шара. Это коснулось так же и школьников, студентов, преподавателей. Сидим дома. Но в отличие от многих предприятий, для которых до конца апреля объявлены нерабочие дни, учреждения образования продолжают работать: школьники и студенты учатся, преподаватели дают уроки. Все это происходит дистанционно.

Многие вузы уже давно были готовы к дистанционному образованию. Уже многие годы в вузах активно внедряются электронные образовательные среды (ЭОС) Moodle и Blackboard. Например, в нашем КНИТУ-КАИ еще в 2015 году по всем учебным дисциплинам были созданы электронные курсы в электронной образовательной среде Blackboard. Причем эти курсы являются во многом оригинальными и электронными копиями оригинальных разработок ведущих преподавателей университета. Это относится как общеобразовательным дисциплинам, так специальным дисциплинам. Например, по дисциплине «Физика» ЭОС в соответствии с рабочей программой включает конспект лекций, сборник задач и комплект электронных лабораторных работ, которые являются точными копиями реальных лабораторных установок. Компьютерные лабораторные работы даже интереснее реальных лабораторных работ, там все движется, вращается, и, самое главное, все это происходит в точном соответствии с законами физики и в реальном времени. Там можно и массу измерить, и длину определить, можно секундомер включить, определить длину волны зеленого или другого цвета и т.д. Лабораторными работами обеспечены все разделы курса общей физики и их количество более тридцати. Каждая лабораторная работа имеет методическое сопровождение: краткую теоретическую справку и методические указания по проведению физических опытов. Поэтому к дистанционному образованию мы были готовы на все 100%.
Как протекает дистанционное образование в настоящий момент. Мы на кафедрах решили, что занятия будем проводить строго по расписанию, т.е., если у меня 8. 00 лекционное занятие со студентами, я либо на электронную почту студентов, либо по телефону посылаю информацию о теме сегодняшней лекции. То же самое повторяется в Blackboardе, куда заранее зачислена данная группа студентов. Продолжительность урока 90 минут. За это время студенты должны законспектировать определенное количество вопросов. В качестве отчета о проделанной работе студенты присылают фотографии своих конспектов.
Следующее занятие лабораторное. Студенту дается задание выполнить лабораторную работу, например, лабораторная работа № 34 «Определение удельного заряда электрона методом магнетрона». В среде Blackboard студент находит эту работу, изучает методические указания к выполнению работы, проводит физические опыты, снимает данные, проводит расчеты, оформляет отчет и в письменной форме отвечает на контрольные вопросы. Все это так же снимает на смартфон и размещает в среде Blackboard. Дополнительные устные вопросы задаются по видео звонку в Ватсапе.

Практическое занятие проводится традиционно: студентам по задачнику задаются номера задач, которые они решают во время очередного занятия. Все это время преподаватель активен, студент может задавать любой вопрос. На дом задается так же несколько задач, которые студенты обязаны прорешать у себя в тетрадях.
Пока никто не знает, сколько продлится карантин. Впереди – сессия, выполнение и защита курсовых и дипломных работ. Пока окончательно не определились о форме контроля. Но есть надежда, что и эти вопросы, без ущерба качеству образования, будут решены. Студенты даже активнее стали. Правда, преподавателям нагрузка увеличилась, как минимум, в два раза.

Нет таких задач, которые мы не в состоянии решить. Задачу с коронавирусом тоже решим!

Борис ТИМЕРКАЕВ, профессор КНИТУ-КАИ, доктор физико-математических наук

Добавить комментарий