Великая отечественная война и судьба человека в произведениях татарских писателей

Великая Отечественная война и судьба человека в произведениях татарских писателей

(Интегрированный урок истории и татарской литературы.
XI класс)

Оборудование урока: Выставка книг писателей и поэтов, материалы о героях, стенды о войне, мультимедийная установка, книги и учебники по литературе и истории, фото- и видеофрагменты.

Раздаточный материал: листы А4, ватман, картинки и плакаты по ВОВ, цветные маркеры.

Дошманга ялкын сибүче

Җил булып барсам иде,

Тәвәккәллек, батырлыкта

Җыр булып калсам иде.

(Ф.Кәрим. «Теләк»)

«Хотел бы я достичь врага ветром пламени обжигающим, и песней остаться в мужестве и храбрости». (Ф.Карим. «Желание»).

Ход урока:

  1. Организационный момент.

Учитель истории. Добрый день, ребята! Сегодня у нас не совсем обычный урок – у нас интегрированный урок. А как вы думаете, в чем цель нашего урока? (Интегрировать или соединить учебные предметы и связать их на рассмотрении определенной темы. Судя по эпиграфу урока и по наглядным пособиям, скорее всего, мы будем говорить о войне.)

  1. Актуализация.

Ребята, как вы знаете, Война – это политический конфликт из-за территории или разногласий между двумя или больше сторонами. И когда мы говорим война, какие ассоциации с этим словом нам приходят в голову? (Война – это горькие слезы, это смерть, разлука. Война как воровка, она забрала много жизней людей, людей, которые защищали всех нас, Родину. Мне приходят в голову только такие слова: смерть, боль, потеря близких, горе, голод, страх. А для государства война еще значит и потерю независимости, рабство народа, унижения.)

Татар әдәбияты укытучысы. Әгәр дә әдәбият сүзен сугыш сүзе белән янәшә куйсак, безнең аңыбызда нәрсә күзаллана?

Укучы кыз. Минем уемча, сугыш ачысы белән әдәбиятны якынайтсак, анда бик күп кешеләрнең аянычлы язмышы, батырлык, дуслык, дошманга нәфрәт уты, туган илне сагыну хисләре кебек уртаклыклар табып булыр иде! (Звучит мелодия «Тёмная ночь», написанная композитором Никитой Богословским и поэтом Владимиром Агатовым в 1943 году для фильма «Два бойца».)

Учитель истории. Действительно, эти два понятия, война и литература, кажутся далеки друг от друга! В то же время они связаны очень крепко друг с другом. Именно эта связь и держит человека, безумно любящего свою Родину, свой народ! Ненависть к врагу, к этой войне, которая лишила человека всего человеческого, ярко отражается в произведениях. В смертельной схватке, когда, казалось, выжить невозможно, бойцы выживали благодаря стихам и песням, которые поднимали их боевой дух и укрепляли веру в Победу. Многие солдаты учили стихотворения поэтов-фронтовиков наизусть и повторяли их как молитву перед боем. А в минуты отдыха песни и стихи позволяли расслабиться, напоминали о доме, о родных и любимых людях.

Татар әдәбияты укытучысы. Бүгенге дәресебезнең төп темасы: Бөек Ватан сугышының кеше язмышына йогынтысы. Укучылар, әйдәгез, хәзер төркемнәрдә эшләп алыйк, бирелгән сорауларга «әйе» яки «юк» дип җавап бирәбез.

  1. Наступательная операция на Москву гитлеровское командование называло операцией «Тайфун»? (+)
  2. «Багратион» – так называлась операция советских войск по освобождению Берлина? (-)
  3. Брестская крепость героически оборонялась с 22 июня до 20-х чисел июля 1941 г. в тылу немецких войск. (+)
  4. «Воин-освободитель» – так называется памятник солдату со спасенной девочкой на руках, возведён в берлинском Трептов-парке. (+)
  5. Поэт, Герой Советского Союза Муса Джалиль погиб в фашистской тюрьме 1944 г. (+)
  6. Сугышка М. Җәлил, Ф. Кәрим,
    Г. Кутуй, А. Алиш, С. Хәким, Г.Әпсәләмов, И. Гази һәм башкалар китә. (+)
  7. В городе Курск можно посетить Мамаев курган, на котором расположен памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы»? (-)
  8. В 1943 году председатель Союза писателей СССР М. Шолохов, узнав об этом, выразил свою серьезную озабоченность и предложил предпринять меры, чтобы вернуть хотя бы некоторых из них обратно в тыл. (-)
  9. Имя героини М.Алигер, Зоя Космодемьянская, которой принадлежат эти слова: «Граждане, не стойте, не смотрите, я живая, голос мой звучит. Убивайте их, травите, жгите, я умру, но правда победит!» (+)
  10. Ә.Еникинең «Бала» хикәясендә төп герой: «Дошманның телен белергә дип, лозунг яздым», – ди. (Җавапларны читкәрәк алып куялар.)

III. Раскрытие новой темы.

(Сообщение Левитана о начале Великой Отечественной войны. 22 июня 1941 года https://www.youtube.com/watch?v=xoqW1BXZVZs)

Рузалия КАШАПОВА,
учитель истории и обществознания высшей
квалификационной категории средней школы №9,
г. Азнакаево
Флера ХАЙРЕТДИНОВА,
учитель татарского языка и литературы
I квалификационной категории средней школы №9,
г. Азнакаево

 

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.