Является ли стаж работы в детско-юношеских центрах творчества педагогическим?

Специалисты Общероссийского профсоюза образования отвечают на актуальные вопросы педагогов.  

Вопрос. Проработав в Центре развития творчества детей и юношества  более 20 лет, я ушла в школу работать учителем технологии и, как выяснилось, стаж в ЦРТДиЮ оказался не педстажем, а обычным, хотя нам на протяжении многих лет постоянно говорили, что нужно брать определенное количество часов и групп детей, чтобы педстаж исчислялся. Наш пенсионный фонд включать в стаж время работы отказывается.

Ответ. По всей видимости, речь идет о работе в учреждении дополнительного образования детей (ранее такие учреждения именовались внешкольными учреждениями) и исчислении специального стажа для 5 назначения досрочно страховой пенсии по старости в связи с осуществлением не менее 25 лет педагогической деятельности в учреждениях для детей. Прежде всего, следует иметь в виду, что регулирование порядка исчисления стажа педагогической работы (непрерывного стажа работы), применяемого при оплате труда педагогических работников, и стажа, требуемого для назначения независимо от возраста страховой пенсии досрочно лицам, не менее 25 лет осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях для детей, осуществляется по-разному. Досрочное назначение страховой пенсии по старости, предусмотренное для педагогических работников пунктом 5 части 5 статьи 47 Федерального закона от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» и пенсионным законодательством Российской Федерации, реализуется в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, а именно в соответствии со списками и с учетом правил, регулируемых постановлениями Правительства Российской Федерации. Следует учесть, что до 1 ноября 1999 года, то есть до дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067, согласно которому с 1 ноября 1999 года определялись список учреждений и должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет (так в этот период именовалась досрочная пенсия), а также правила исчисления сроков выслуги, учреждения дополнительного образования детей (внешкольные учреждения) и должности педагогов дополнительного образования (ранее руководители кружков) в ранее действовавших списках вообще не значились.

С 1 ноября 1999 г. в утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 г. № 1067 Список были включены учреждения дополнительного образования детей, 6 поименованные в пункте 2 раздела «Наименование учреждений» и должности педагогов дополнительного образования, также поименованные в пункте 2 раздела «Наименования должностей». При этом включение в Список периодов работы в учреждениях дополнительного образования, утвержденный указанным выше постановлением Правительства Российской Федерации № 1067 , а также в ныне действующий Список, утвержденный позднее постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 7811 было обусловлено наличием одновременно двух условий, предусмотренных пунктом 12 Правил, то есть: на 1 января 2001 г. у лица должен иметься стаж работы в должностях в учреждениях, указанных в Списке (т.е. в любых должностях и учреждениях, поименованных в Списке), продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев; у лица должен иметься факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 разделов «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» Списка.

Из этого следует, что если на 1 января 2001 года у лиц (т.е. у работников, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей) имелся стаж работы в любых должностях и учреждениях, непосредственно указанных в Списке, продолжительностью не менее 16 лет 8 месяцев (т.е. 2/3 стажа от требуемых 25 лет для назначения досрочной пенсии) и одновременно факт работы в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях и 1 Постановление Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781 «О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» 7 учреждениях, указанных в пункте 2 разделов «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» Списка, то уже к 1 мая 2009 г. этим лицам досрочно трудовая пенсия должна быть назначена (при условии, что ими к этому времени был выработан недостающий до 25 лет стаж, составляющий 8 лет и 4 месяца). Лица, у которых имелся факт работы (независимо от ее продолжительности) в период с 1 ноября 1999 г. по 31 декабря 2000 г. в должностях в учреждениях, указанных в пункте 2 разделов «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» Списка, но отсутствовал по состоянию на 1 января 2001 г. стаж работы не менее 16 лет и 8 месяцев в любых должностях и в учреждениях, указанных в Списке, то они уже не могли с 1 января 2001 года претендовать на включение в стаж последующих периодов работы в должностях и учреждениях, указанных в пункте 2 разделов «Наименование должностей» и «Наименование учреждений» Списка.

Следует также отметить, что с 1 января 2002 года, т.е. со дня вступления в силу Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», предусматривалось лишь сохранение права на досрочное назначение трудовой пенсии за теми лицами, которые это право имели на эту дату, поэтому предложения, в том числе Общероссийского Профсоюза образования, о дополнении Списка или об изменении Правил, утвержденных Правительством Российской Федерации от 29 октября 2002 г. № 781, с этого времени соответствующими уполномоченными органами не рассматриваются. Федеральным законом от 28 декабря 2013 года № 400-ФЗ «О страховых пенсиях», принятым взамен Федерального закона от 17 декабря 2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации», в соответствии со статьей 30 Федерального закона № 400-ФЗ также предусматривается только сохранение права на досрочное назначение страховой пенсии, в том числе в связи с педагогической деятельностью. 8 Жалобы граждан из числа педагогических работников, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей, на нарушение их прав при назначении досрочно страховой пенсии, изложенных в пункте 12 Правил, неоднократно рассматривались Конституционным Судом Российской Федерации.

В Определениях Конституционного Суда РФ от 16 ноября 2006 г. № 512-О, от 29 сентября 2011 г. № 1279-О-О, от 24.04.2018 № 954-О и от 27.02.2018 № 373-О была сформулирована правовая позиция, предусматривающая, что изложенные в пункте 12 Правил условия, не могут рассматриваться как нарушающие право на пенсионное обеспечение лиц, осуществлявших педагогическую деятельность в учреждениях дополнительного образования детей, поскольку введение в действие такого правового регулирования сопровождалось установлением специальной гарантии для лиц, длительное время проработавших в учреждениях для детей (не менее 16 лет 8 месяцев) и с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2000 года занимавших соответствующие должности. Таким образом, по мнению Конституционного Суда РФ, обеспечивалась необходимая стабильность в правовом регулировании, а для граждан создавалась возможность адаптироваться к изменившимся условиям их пенсионного обеспечения. 

Добавить комментарий