Защита трудовых прав учителя

Рассмотрим наиболее часто встречающиеся нарушения трудового законодательства в сфере образования

На первом месте находятся сразу две стандартные ситуации. Во-первых, администрация учебного заведения может приравнять ставку преподавателя к полной рабочей неделе совсем других специальностей. Стандартная рабочая неделя у менеджера в офисе – 36 рабочих часов. Для учителя же она делится на две равные части – 18 часов должно быть непосредственно посвящено проведению занятий и ещё 18 относится к так называемому нерегулируемому рабочему времени. Учитель должен иметь возможность перманентно совершенствовать свои навыки. А для этого он должен изучать специальную методическую литературу. И от проверки контрольных и домашних работ его никто не освобождал. На это и уходит половина (если не больше) его рабочего времени. А администрация «делает вид», что все 36 часов в неделю педагог должен находится на рабочем месте.
Во-вторых, администрация школы может потребовать от учителя посещать учебное заведение во время каникул свыше учебной нагрузки. Ключевое здесь – свыше учебной нагрузки.
Эти вопросы четко регламентированы законодателем. Поэтому такие «недоразумения» легко разрешимы. Разумеется, только в том случае, если учитель обладает достаточным мужеством, чтобы отказать директору. Как правило, обращения в трудовую инспекцию или в прокуратуру оперативно закрывают вопрос.

Третья позиция своеобразного рейтинга нарушений трудового законодательства в образовании — отказ от сокращенного рабочего дня в предпраздничные дни.
Тут все немного сложней. Разумеется, учитель не должен прерывать последний урок в предпраздничный день. На добровольных началах он может даже провести мероприятие, посвященное предстоящему празднику. Однако учителя такие же работники, и на них распространяется статья 95 ТК РФ: «Продолжительность рабочего дня или смены, непосредственно предшествующих нерабочему праздничному дню, уменьшается на один час». И по логике дополнительная работа педагогов должна быть оплачена отдельно.

Четвертая ситуация – администрация не желает учитывать явные переработки педагога. Когда, например, он водил свой класс в музей или в театр. Разумеется, за счет своего свободного времени. Или вообще в свой законный выходной. Также могут не учитываться участие в добровольно-принудительных мероприятиях, не имеющих прямое отношение к учебному процессу.

В таких случаях нет однозначности. Выход заключается в следующем: чтобы учителю компенсировали его участие во внеурочной деятельности, нужен соответствующий приказ, подписанный руководством учебного заведения. Иначе внеклассную работу можно трактовать как частную инициативу самого педагога. В приказе должно быть четко зафиксировано, что внеклассное мероприятие входит в план воспитательной работы общеобразовательного учреждения. Статья 152 ТК РФ предусматривает два основных способа такой компенсации – денежный и «отгулы». Из практики видно, что чаще всего, администрация выбирает второй вариант. Так ей проще и экономней.

И, наконец, ещё встречаются редкие случаи неправильного учета рабочего времени. Иногда его учет вообще не ведут. Понятно, что это грубейшие нарушения законодательства. Но трудность здесь в том, что эти факты не так-то просто доказать. В подобных ситуациях лучше всего не оставаться наедине с директором, а подключить к их разрешению коллег или профсоюз. Идеальный вариант – учет рабочего времени строго регламентирован коллективным договором и для подстраховки прописан в локальных актах. Самое важное, чтобы педагогический коллектив имел возможность совместно с администрацией вести мониторинг рабочего времени.
Вообще, в коллективном договоре лучше прописать, что все районные и городские мероприятия, включая олимпиады, экскурсии, походы и методические собрания – дело добровольное. И должно рассматриваться как сверхурочная работа. Разумеется, за исключением курсов повышения квалификации. Без них никуда.

Добавить комментарий