Организация работы с одаренными детьми

Гульнара ШАЙХУТДИНОВА,

учитель начальных классов средней школы №29 г. Нижнекамска

Уже в начальной школе дети должны получить возможность раскрыть свои способности, начать готовиться к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире. Каждый учитель, реализуя стандарты общего образования, должен выстроить систему поиска и поддержки талантливых детей, а также сопровождать их в течение всего периода становления личности. Система работы по выявлению одаренных детей строится на основе наблюдений, изучения психологических особенностей, речи, памяти, логического мышления помогут учителю выявить одаренных детей.

Для выявления творчески одаренных детей мноюбыла создана программа «Школа успеха». Одной из основных целей данного проекта является выявление и продвижение талантливых детей, обеспечение условий для поддержки и развития одаренных учеников, реализации инновационного потенциала учащихся в период обучения с 1 по 4 классы. Огромную роль в выявлении талантливых творческих учащихся играют классные руководители. Только через тесное общение и сотрудничество мы можем изучить наших детей, выявить их способности.

Основными целями моей работы с одаренными детьми являются:

— вовлечение учащихся в процессы поиска, создания, применения, распространения и популяризации актуальной информации и ценностей, необходимых для эффективной жизни в современном обществе;

— обеспечение участия детей в процессах самоуправления собой и коллективом;

—  развитие форм передачи информации, актуальной для жизни учащихся;

—  развитие потребности детей к позитивным ценностям современного общества;

— формирование и продвижение образа здорового успешного человека.

Для достижения поставленных целей решаетсяцелый ряд задач, одной из которых является формирование системы поддержки обладающих лидерскими навыками, инициативных и талантливых детей. Данная система включает в себя:

-составление базы данных одаренных учащихся, имеющих высокий уровень развития учебно-познавательной деятельности и творчески одаренных детей;

— обеспечение интенсивного роста количества участников конкурсных мероприятий (профессиональные и творческие конкурсы, спортивные соревнования, научные олимпиады), расширение перечня конкурсов;

— повышение общественного статуса лауреатов и победителей конкурсов, активная пропаганда и популяризация достижений талантливых детей;

— вовлечение учащихся в инновационные проекты в сфере образования, науки, культуры, технологий, в творческие, научные и спортивные объединения.

С целью развития способностей и задатков  привлекаю каждого ученика к участию в разнообразных конкурсах, спектаклях, проектах, акциях, научно-исследовательских работах, предметных олимпиадах, конкурсах профессионального мастерства. Результатом такой работы являетсяпредоставление возможности испытать, попробовать себя в разнообразной деятельности, использоватьполученные знания на практике, узнать свои склонности, научиться работать в команде, в группе, что, обеспечивает успешную социализацию личности в обществе.

Для выявления и увеличения роста количества одаренных детей помогает метод поощрения. Ученики, проявляющие способности на олимпиадах, в творческих конкурсах, в научной деятельности обязательно поощряются в различной форме, что является эффективным для  дальнейшего развития одарённости: награждения на линейках в присутствии администрации школы и родителей, встречи с  государственными служащими определённого профиля, публикации в серьёзном издании или выступления на конференции. Здесь следует ориентироваться на конкретный развиваемый тип одарённости.

Большую роль в выявлении и развитии творческой одаренности играет участие ребенка в больших массовых проектах различного уровня. Так, например,  республиканский антинаркотический проект  «Самостоятельные дети», в который могут вступить дети с десяти до восемьнадцати лет.Благодаря этому проекту мне удалось решить множество проблем по работе с одаренными детьми. Не все ребята интеллектуально одарены и могут участвовать в предметных олимпиадах и конкурсах. Есть большая часть активных детей, одаренных творчески, готовых проявить себя и свои способности. Участникам проекта предоставляется возможность  использовать свои коммуникативные, культурологические и творческие способности. Дети принимают участие в различных творческих конкурсах(эссе, видеороликов, газет, буклетов антинаркотической направленности), а также профильных сменах лагеря «Костер».

Ребята, состоящие в проекте, участвуют во всех мероприятиях и акциях, пропагандирующих здоровый образ жизни: «Будь готов! Скажи «нет!», «Мы за здоровую Россию», «Все начинается с семьи», «Россия без табака», «Будь здоров! Танцуй!» и другие. Во время городских акций участники проекта имеют возможность общения с другими талантливыми детьми, что развивает коммуникативные способности. Участники проекта «Самостоятельные дети» занимают активную жизненную позицию, приобретают умение  самостоятельно принимать правильное решение. Главное, что в этих детях вырабатывается сопереживание за своих сверстников и окружающих вообще. С целью сделать мир лучше и интереснее, ребята сами разрабатывают проекты, акции и другие мероприятия по профилактике асоциальных явлений, что развивает интеллектуальные и творческие способности. А главное, дети понимают, какую значимую долю они вносят в развитие здорового поколения страны.

На начальном этапе обучения важно правильно организовать урочную и внеурочную деятельность как единый процесс, направленный на развитие познавательных и творческих способностей учеников. Средняя школа № 29 города Нижнекамска предлагает такое количество дополнительных образовательных услуг, где каждый ученик может реализовать свои эмоциональные и физические потребности. Большое количество кружков и секций – это отличная площадка для развития учебных и творческих способностей одаренных детей. Главная задача классного руководителя – привлечь каждого ребенка к объединениям дополнительного образования, построить урочную и внеурочную деятельность так, чтобы учащийся мог проявить свои возможности в разных сферах деятельности.

Немалую роль в работе с одаренными детьми играют родители учащихся. Тесное сотрудничество с семьей также помогает выявить способности ребенка. Совместная подготовка к различным конкурсам, олимпиадам, конференциям, участие и победа в них создает определенный успех личности и желание идти и развиваться дальше.

Работая в данном направлении, необходимо наметить ожидаемые результаты:

— максимальное развитие способностей и задатков ученика;

— повышение качества обучения;

— привлечение максимального количества учащихся к объединениям дополнительного образования;

— формирование навыков культуры умственного труда, привлекать кисследовательской работы.

Большой интерес для моих учеников составляет презентация своего портфолио на классных часах, на «Минутках творчества». Каждая грамота, благодарственное письмо или диплом, врученный за участие или победу в каком-либо конкурсе, или олимпиаде – это большой успех для ребенка. Как классный руководитель строю свою работу так, чтобы во внимании был каждый ученик, привлекаю к активной разносторонней деятельности как можно больше детей, создавая условия, чтобы каждый ребенок чувствовал себя успешным и талантливым человеком.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *