ГОСУДАРСТВЕННОМУ АВТОНОМНОМУ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМУ УЧРЕЖДЕНИЮ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ 90 ЛЕТ

Людмила НУГУМАНОВА ,

доктор педагогических наук, доцент, ректор ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

Валерий АБДУЛАЕВ,

сотрудник ГАОУ ДПО «Институт развития образования Республики Татарстан»

Юбилей, особенно 90-летний, настраивает на подведение определенных итогов, погружение в историю, представленную в фотографиях, в книгах, в реализованных проектах. И даже малый штрих, родившись как исключение, со временем становится уникальной традицией, дающей новые возможности и открывающий новые пути.

Потребности нашего времени ставят новые задачи, от освоения нового содержания, технологий и методов – к поиску эффективных путей реализации дополнительного профессионального образования педагогических работников.

Реалии современного общественного развития приводят к необходимости обратиться к прошлому нашей страны в поисках истоков тех проблем, с которыми мы сталкиваемся сегодня. Возникает потребность проанализировать и критически переосмыслить исторический опыт прошлого, а также, по возможности, постараться выявить повторяемость основных законов и тенденций исторического процесса.

Исследование закономерностей развития образования, поиск путей качественного преобразования учебно-воспитательного процесса и профессионального роста главной фигуры этого процесса — учителя, придают теме повышения квалификации педагогических кадров актуальное научное и общественно-политическое звучание.

Для понимания и решения современных проблем повышения квалификации педагогических кадров важное значение имеет изучение истории становления системы повышения квалификации, ее генезиса и тенденций развития. Такой подход позволяет лучше понять закономерности возникновения того или иного явления в образовательной практике, его современное состояние и перспективы дальнейшего роста.

Повышение квалификации учителя – наиболее гибкая система непрерывного образования, которая может оперативно откликаться на запросы общества. Активная включенность педагога в процесс повышения квалификации является главным условием развития его творческого потенциала, компетентности, педагогического мышления и профессионально значимых качеств.

Во всех регионах Российской Федерации идет поиск оптимальных моделей послевузовского повышения квалификации специалиста. Усложнение образовательных программ, интенсивное внедрение информационных технологий требуют непрерывного повышения квалификации педагогических кадров. В этой связи в Татарстане принята ведомственная целевая программа «Повышение квалификации и переподготовка кадров в системе образования на 2010–2012 гг.», одним из направлений которой является организация курсов повышения квалификации педагогических кадров общеобразовательных учреждений.

Качество системы образования во многом зависит от образовательного уровня учителя. После введения в 2010/2011 учебном году новой системы оплаты труда педагогов проблема их профессионального роста, значит, и проблема повышения квалификации стала как никогда острой.

Система повышения квалификации работников образования призвана решать общегосударственные задачи, такие как инновационное развитие отрасли, стимулирование исследовательской деятельности педагогов, качественное обновление и модернизация всего учебно-воспитательного процесса, чтобы система образования соответствовала требованиям времени, способствовала решению тех задач, которые ставит государство перед наукой, производством и другими отраслями экономики.

В России становление системы повышения квалификации относится к середине 20-х годов ХХ века. Учебные заведения повышения квалификации стали действовать во многих отраслях хозяйства, в том числе и системе народного просвещения. Введение всеобщего начального образования в Татарстане в 1931 году, увеличение числа школ и учителей, потребовали создания специального учреждения, которое занималось бы повышением квалификации педагогических кадров, изучением, обобщением и распространением педагогического опыта лучших педагогов. С конца 1920-х до начала 2000-х гг. в республике сложилась многоуровневая система повышения квалификации учителей, руководителей школ и работников органов управления образованием.

Глубокое осмысление исторического опыта, критическое его использование важны не только для того, чтобы обозреть пройденный путь, но и для того, чтобы определить ориентиры на будущее в процессе модернизации системы образования.

НАЧАЛО ИСТОРИИ

В дореволюционной России не было системы повышения квалификации учителей, ее создание началось только после Октябрьской революции 1917 года. С первых лет своего существования молодое советское государство придавало большое значение выращиванию национального пролетариата и подготовке советских технических научных работников.

В то время Татарстан был сугубо аграрной республикой, например, в 1920 году из 2,9 млн. жителей 2,6 млн. проживали в деревне. В период образования Татарской автономной республики число работников-татар в промышленности составляло не более 15% от общего количества. Причем почти все они являлись неквалифицированными, выполняли наиболее тяжелые физические работы. Высшие партийные совещания в 1921-1923 годах в своих решениях по национальному вопросу особо подчеркивали задачи «ускоренной подготовки местных кадров квалифицированных рабочих и планомерного насаждения промышленности на окраинах». Эти планы требовали преобразований в системе народного образования, и в первую очередь подготовки новых квалифицированных, политически грамотных учителей, способных поднять общеобразовательную подготовку детей из рабочих и крестьян на такой уровень, чтобы учащиеся смогли получать дальнейшее образование в вузах и техникумах. В 1928 году в СССР началось грандиозное промышленное строительство. Появилась прибыль, выросла производительность труда. Началась подготовка квалифицированных рабочих кадров. В том же году был утвержден первый пятилетний план экономического и социального развития СССР. Первостепенным становился вопрос грамотности. От роста грамотности трудящихся города и деревни зависело укрепление государственности в национальных республиках. По данным статистики общий процент грамотности оставался крайне низким: 33% татар и 43% русских. Особенно неблагополучно дело обстояло в деревне, где больше половины (55%) населения в возрасте от 9 лет и старше оставалось неграмотным. Необходимость быстрого развертывания школьной сети в городах и селах требовала столь же стремительного роста численности учительских кадров. С этого времени берет начало курс на формирование учителя-общественника, активного проводника политики государства.

В 1928 году правительство принимает решение перевести всю письменность народов СССР на «интернациональный алфавит на основе латинской графики». Латинизация языков началась с графики на основе арабского алфавита. В августе ЦК ВЛКСМ принял постановление о проведении всесоюзного культпохода молодежи. Формировалась молодежная культармия. ЦИК ТАССР выступил с воззванием к трудящимся республики, выдвинув следующие основные моменты: 1. Всех трудящихся-татар, грамотных на арабском и кряшенском шрифтах (их число в республике доходило до 100 000 человек) к

1 января 1930 года обучить Яналифу (письменности на основе латинской графики). В республике объявляется «Трехмесячник Яналифа»; 2. Борьба с общей неграмотностью в Татреспублике должна быть закончена в 3-летний срок. На решение этих задач было мобилизовано 20 000 культармейцев. Участие в общественной работе, «борьбе за построение нового общества» стали для большинства педагогов главным фактором их идейно-политического воспитания. Занятия с неграмотными и малограмотными, работа в исполкомах и сельсоветах, организация изб-читален, клубов, пропаганда передовых методов земледелия и животноводства, проведение бесед и чтение лекций, антирелигиозная и культурно-просветительская работа, борьба за здоровый быт – вот далеко не полный перечень повседневных дел учителей того времени, прежде всего сельских школ. В этой обстановке в стране возникла острая потребность в едином научно-методическом центре, который бы проводил комплексное изучение всех аспектов проблемы повышения квалификации педагогических кадров, готовил учебные планы и программы, обобщал накопленный опыт. Народным комиссариатом просвещения РСФСР в соответствии с рекомендациями II Всероссийской конференции по повышению квалификации работников социального воспитания (соцвоса) в сентябре 1927 года было утверждено Положение о Центральных курсах по повышению квалификации работников соцвоса. Центральные курсы должны были вести исследования по проблемам повышения квалификации педагогических кадров; разрабатывать учебные планы и программы курсов, пособия для самообразования, библиографические указатели; проводить курсы для разных категорий работников народного образования, осуществлять программно-методическое руководство повышением квалификации на местах. Эти курсы в начале 1928 года были реорганизованы в Институт повышения квалификации педагогов (ИПКП). Положение об ИПКП было утверждено Наркомпросом РСФСР 28 июня 1928 года. Тогда же в ряде областных и краевых центров создаются отделения ИПКП. Так 90 лет назад было положено начало созданию Татарского института повышения квалификации педагогов (ТИПКП), ныне – Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования «Институт развития образования Республики Татарстан» (ГАОУ ДПО ИРО РТ).

БОЙЦЫ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ФРОНТА

 

Необходимость создания армии педагогов для вновь создаваемых советских школ, способных воспитывать подрастающее поколение и вооружать необходимыми знаниями будущие кадры для набирающей темп промышленности, привела к закономерному велению времени – созданию Татарского института повышения квалификации педагогов, тем самым заложив основы системы повышения квалификации педагогических кадров Татарстана.

Примечательно, что среди педагогов, проходивших курсовую подготовку в 1928-1929 учебном году, было 1002 (66%) мужчин и 513 (34%) женщин. Все без высшего образования. Введение всеобщего обязательного начального образования (1-4 классы) в Татреспублике в 1931 году, увеличение числа школ и учителей потребовали создания специального учреждения, которое бы занималось повышением квалификации педагогических кадров, изучением, обобщением и распространением опыта лучших педагогов и передовых учителей. Поэтому с 1931 года Институт становится самостоятельной структурной единицей в формирующейся Всесоюзной системе повышения квалификации педагогических кадров. Его официальное наименование тех лет – Татарский институт повышения квалификации кадров народного образования (ТИПККНО). В постановлении Центрального Комитета партии от 25 августа 1931 года «О начальной и средней школе» подчеркивалась необходимость решительной борьбы за соединения обучения с производительным трудом, началась программа резкого повышения качества обучения и воспитания. Учитывая, что проблема, повышения качества всей работы школы – это, прежде всего, проблема кадров, ставится задача в сжатые сроки ознакомить всех учителей с основами промышленного и сельскохозяйственного производства. Для оказания постоянной помощи учителям в органах народного образования, начиная с районного звена, вводился институт инструкторов, создавалась сеть образцовых школ, активизировалась работа по изучению и обобщению передового педагогического опыта.

В годы второй пятилетки (1933-1937 гг.) в Татарии развернулось усиленное школьное строительство. К концу второй пятилетки охват детей школьным обучением достигал 96%, а число грамотных возросло к 1937 году до 91%. Общее количество учителей всех общеобразовательных школ в Татарстане с 3 565 в 1913 году увеличилось до 20 440 в 1939 году. Учителей-татар работало 10 607 человек. Однако общеобразовательная подготовка и квалификация основной массы учительства не соответствовала новым задачам.

В 1936 году выходит постановление СНК СССР «О персональных званиях для учителей». В соответствии с постановлением органов исполнительной власти страны был определен порядок проведения аттестации. Аттестационные комиссии должны были не только знакомиться с учителями по документам, но и тщательно изучать качество их работы. Этой работе института придавалось большое значение. На заседаниях аттестационных комиссий присутствовали секретари райкомов партии и комсомола, председатели рай исполкомов, представите

ли прессы. Народному комиссару просвещения СССР Андрею Бубнову телеграфом отсылались сведения о работе аттестационных комиссий на местах. Комиссии могли дать заключения о необходимости замены того или иного работника школы, не аттестовав его в силу недостаточного уровня образования. С 1937 года ТИПККНО приступает к руководству заочным обучением дошкольных работников, для которых был открыт прием в трех заочных секторах – при Елабужском, Чистопольском и Казанском педучилищах.

В феврале 1939 года институт был объединен с областным школьным методическим кабинетом НКП ТАССР и стал называться Татарским институтом усовершенствования учителей (ТИУУ). Вплоть до 1941 года ТИУУ, кроме своих непосредственных задач, выполнял функции городского методического кабинета. В плане обмена опытом и организации курсов усовершенствования для учителей татарского языка и литературы институт осуществлял связь с Башкирским и Чувашским институтами усовершенствования учителей. В институте работало 39 человек, 25 из них – научные сотрудники. Таким образом, к началу Великой Отечественной войны ТИУУ стал в регионе ведущим учреждением системы повышения квалификации.

ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА

Великая Отечественная война поставила перед общеобразовательной школой ряд сложных и ответственных задач. Нужно было не только обеспечить нормальную работу школ в труднейших условиях военного времени, когда все материальные ресурсы страны были направлены на отражение военной агрессии, но и внести существенные изменения в содержание и организацию учебно-воспитательного процесса.

С первых дней войны особое значение приобрели вопросы идейнополитического и патриотического воспитания учащихся, их военной и физической подготовки. Несмотря на трудные условия военного времени, уровень методической работы повысился. В 1943-1945 гг. по стране в целом продолжалось укрепление институтов усовершенствования учителей как важнейших организационно-методических центров. Система повышения квалификации выдержала суровые испытания военного времени, показала свою жизнеспособность, правильность принципов, на которых она была построена. В школьной среде удалось сохранить главное – стремление к знаниям. В годы войны в жизни школ произошли существенные изменения. По указанию центра была прекращена практика социалистического соревнования в школе среди учащихся и учителей по вопросам учебной работы. Были осуществлены меры по улучшению качества обучения в школах, установлены выпускные экзамены для заканчивающих

начальную и семилетнюю школу. Введены экзамены на аттестат зрелости и учреждены золотые и серебряные медали за выдающиеся успехи в учебе при отличном поведении. ТИУУ принимал непосредственное участие в реализации вышеуказанных мер, проводя радиопередачи, заочные и стационарные мероприятия по повышению квалификации учительства, ознакомлению его с указаниями центра и планом реализации данных решений. Так, в плане радиопередач на март 1945 года встречаются следующие темы: виды письменных работ по татарскому языку (Сафин, научный сотрудник ТИУУ); экзамен на аттестат зрелости (Горохов, доцент КГПИ); из опыта работы по подготовке к экзаменам учеников 4 класса (Соколова, учитель средней школы №19, директор ТИУУ Поливанов). Хотя в годы войны территория Татарстана не являлась ареной боевых действий, последствия войны были тяжелыми – республика лишилась 12% своего довоенного населения. Из 700 тысяч татарстанцев ушедших на фронт, погиб каждый второй. По воспоминаниям учителя Г.М. Хакимовой, ее, молодую семнадцатилетнюю девушку­пионервожатую школы им. Вахитова Мензелинского района, назначили военруком. Приходилось учиться давать команды. Она наблюдала за курсантами, проходящими строевую подготовку на соседней спортплощадке, а затем обучала этому школьников. Уже осенью 1941 года Наркомпрос ТАССР совместно с ТИУУ организовал краткосрочные курсы военруков, на которых обучалось 176 преподавателей военного дела для школ республики.

ВОССТАНОВЛЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОТЕНЦИАЛА

 

Задачи, стоявшие перед учителями, тесно переплетались с задачами государства в области экономики, социальной и политической деятельности. Именно учитель должен был образовывать и воспитывать будущих строителей коммунистического общества, грамотных рабочих, инженеров, идеологов, работников сельского хозяйства. От квалификации и знаний учителей зависело поступательное развитие промышленности и экономики в целом.

Сразу после войны ТИУУ укреплял свою материальную базу. Вместо 3 комнат, оставленных институту во время войны, в 1946-1947 учебном году уже работали 5 кабинетов (педагогики, русского языка и литературы, физики и математики, начальной школы и химии/биологии). Имелся лекторий на 120 мест и библиотека с читальным залом. К 1947-1948 учебному году для института был освобожден еще один этаж, который до этого занимал Татарский филиал Академии наук СССР. На этих площадях впоследствии разместились кабинет истории и Конституции СССР, географии, физвоспитания. Вся практическая работа протекала в следующих направлениях: 1. Повышение квалификации учителей и руководящих работников школ, районных отделов народного образования. 2. Оказание помощи школе, районным педкабинетам и методическим объединениям учителей в организации и проведении методической работы. 3. Изучение, обобщение и распространение лучшего педагогического опыта, разработка методических вопросов. Поначалу институт испытывал потребность в кадрах, часть которых работала по совместительству. Постепенно установился устойчивый состав лекторов, рецензентов, методистов-учителей. Руководствуясь директивой центра «О мерах подъема сельского хозяйства в послевоенный период», институт проводит ряд семинаров, связанных с организацией работы на пришкольном участке. Отвечая требованиям времени по вооружению учащихся практическими умениями и навыками в изучении химии, физики, математики, кабинет химии и биологии ТИУУ оборудует в 1947 году передвижную химическую лабораторию, содержащую оборудование, реактивы и наглядные пособия. По отзывам учителей, во время семинаров и курсов многие из них впервые увидели опыты для 7 классов, «которые были понятны всем присутствующим». Как вспоминала учитель Байтеряковской неполной средней школы Воронина, проработавшая 15 лет: «Я чувствую смелость повторить эти опыты перед учащимися моей школы». В конце 1940-х годов в соответствии с решением Министерства просвещения РСФСР очно-заочное повышение квалификации педагогических кадров получило широкое распространение. Каждый учитель за время своей работы до 15-летнего стажа должен был пройти три цикла обучения. Курсы рассматривались как органическая часть процесса повышения квалификации: они должны были завершать длительный период самостоятельных занятий и в то же время служить отправной точкой для дальнейшего целенаправленного самообразования. Из прежних форм повышения квалификации учителей самыми массовыми стали краткосрочные проблемные курсы. Многое было сделано для обеспечения взаимосвязи курсовой подготовки и самообразования в межкурсовой период. В 1950-х годах большое значение имел взятый руководством страны курс на осуществление в средней школе всеобщего политехнического обучения. Проходило качественное преобразование главного учреждения в системе дополнительного педагогического образования – Татарского института усовершенствования учителей (ТИУУ). Были разработаны новые учебные планы и программы курсов повышения квалификации. Значительное место в них отводилось изучению основ современного производства, проведению производственных экскурсий. Большое внимание уделялось организации с учителями разнообразных практических занятий: конструирование приборов; изучение автомобиля и трактора; проведение опытов и лабораторных работ; обработка дерева, стекла, картона; авиамоделирование и многое другое. В 1952-1953 учебном году была поставлена задача охватить летними курсами учителей биологии, химии, математики, географии, так как политехническое образование требовало свежих знаний именно по этим дисциплинам. Особенно ценны для учителей были практикумы, которые проходили на базе Суворовского училища и лаборатории Казанского авиационного института – для учителей физики и химии, на базе биостанции Дворца пионеров – для биологов. Для учителей биологии организовывались, на пример, экскурсии в Зооботсад, где ими были прослушаны лекции, раскрывающие учение Мичурина и Павлова в применении к животным, а также по управлению ростом и развитием растений в условиях ботанического сада. Для учителей, проходящих курсовую подготовку, организовывались практические занятия по изготовлению наглядных пособий. Их вели опытные учителя. Например, заслуженный учитель республики М.П. Осипов делился своим богатым опытом по изготовлению самодельных пособий по биологии. Для учителей химии были проведены методические экскурсии в жиркомбинат им. Вахитова, завод «Красный Восток», в Государственный музей республики – отдел промышленности и нефти, на кислородную станцию при заводе синтетического каучука (СК). Многие учителя с удовлетворением отмечали то, насколько полезными оказывались курсы. Однако ряд учителей высказывали определенные пожелания об углублении подготовки. Так, учителя немецкого языка, обучавшиеся на курсах летом 1953 г. отмечали недостаток письменных упражнений по грамматике и фонетике, не было практических занятий по методике, где бы слушатели курсов сами могли планировать ту или иную тему. В ТИУУ в 1954-1955 учебном году была организована слесарная мастерская как база для работы с учителями по труду. Кабинет физики переведен в новое помещение, занимая площадь 110 кв. метров, и пополнился новыми приборами для проведения теоретических и практических занятий по радиотехнике. Следующим шагом в школьной политике стал переход на всеобщее восьмилетнее обучение. Такую реформу предусматривал «Закон об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшем развитии системы народного образования СССР» (1958). Реформа происходила путем трансформации 7-летних школ в 8-летние. Переход на восьмилетний всеобуч требовал рационализации школьной системы, создания в сельской местности школ-интернатов, подготовки дополнительных преподавательских кадров, преодоления второгодничества. Тогда неполная средняя школа стала 8-летней, а полная средняя – 11-летней. Было усилено трудовое обучение, в старших классах введена профессиональная подготовка. К 1961-1962 учебному году реорганизация 7-летних школ была закончена. К 1970 году осуществлен переход к обязательному восьмилетнему обучению. Вопрос о взаимосвязи системы повышения квалификации и системы педагогического образования, о роли институтов усовершенствования на новом этапе развития советской школы подвергся обсуждению. Многие участники дискуссии, которая развернулась на страницах «Учительской газеты» в 1956-1957 годах, приводя данные о слабости учебно-материальной базы и кадрового состава ИУУ, предлагали ликвидировать институты как самостоятельные учебно-методические центры, а функции повышения квалификации учителей передать пединститутам, создав при них специальные факультеты. Сторонники ликвидации ИУУ не учитывали, что функции институтов усовершенствования ни в коем случае не могли быть сведены только к проведению курсов и семинаров.  Институты усовершенствования выполняли также большой объем работы по:

– изучению состояния преподавания и качества знаний учащихся;

– обобщению лучшего педагогического опыта,

– руководству методической работой,

– оказанию учителям помощи в самообразовании и многое другое. Педагогические институты не могли взять на себя решение всех этих сложных задач. В конце 50-х годов получила поддержку точка зрения о необходимости создания в ИУУ соответствующей материальной базы, укрепления их квалифицированными кадрами, обеспечение взаимодействия институтов усовершенствования с педагогическими вузами, поручив последним переподготовку части учителей.

НОВЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ

Принятые меры позволили в начале 1960-х годов значительно расширить объем работы по переподготовке педагогических кадров страны. Если в 1950-е годы курсы охватывали примерно 10% общего числа учителей, то теперь институты усовершенствования совместно с пединститутами и педучилищами осуществляли ежегодно переподготовку 20-25% учителей, воспитателей, руководителей школ, работников органов народного образования.

Начала осуществляться дифференциация содержания занятий с учетом типа школ (средние, восьмилетние, школы-интернаты, школы рабочей и сельской молодежи), стажа (начинающие учителя и учителя с опытом работы), сочетания преподаваемых предметов (физика и математика, химия и биология, биология и география и т.д.). В связи с тем, что воспитательная работа являлась одной из важнейших составляющих всего образовательного процесса, в 1964-1965 учебном году ТИУУ впервые проводит курсы для классных руководителей (117 человек), на которых изучались музыкальная культура, изобразительное искусство, педагогика, психология, проводились занятия по планированию воспитательной работы, использованию технических средств обучения (ТСО). Именно переход на новые учебные планы и программы, при

ведение содержания образования в соответствие с современным уровнем развития науки остро поставили вопрос ликвидации существенных пробелов в теоретической подготовке учителя: многим учителям пришлось фактически заново осваивать новые разделы и темы, так как они в свое время не изучались в педагогических вузах. Во второй половине 1960-х годов учителя средних школ под руководством опытных методистов – сотрудников ТИУУ, заведующих методкабинетами районов – работали над внедрением в практику преподавания предметов методов проблемного обучения. Создавалась информационная инфраструктура для развития самообразования. ТИУУ были изданы и направлены во все районы и города республики сборники статей по наиболее актуальным вопросам обучения и воспитания. В практику входили кроме радиопередач и телепередачи для учителей. Многие районные методические кабинеты выпускали «Педагогические листки», альбомы-эстафеты, рукописные журналы с описанием передового опыта, брошюры по вопросам обучения и воспитания. На ВДНХ СССР в Москве в 1967 году был создан специальный павильон «Народное образование в ТАССР». Для павильона были подготовлены экспонаты, отражающие опыт передовых учителей республики. Большое внимание ТИУУ стал уделять проблеме применения технических средств и элементов программированного обучения. Проведена Казанская городская конференция по программированному обучению и применению технических средств. Уже в 19671968 учебном году начата экспериментальная работа по теме «Сочетание традиционных форм с элементами программированного обучения как важное средство формирования познавательной активности и самостоятельности учащихся», которая велась по математике, русскому языку, физике, химии, литературе. Типовое Положение о республиканском, областном, межрайонном, окружном, городском институте усовершенствования учителей, утвержденное Министерством просвещения СССР в сентябре 1969 г., четко определило в соответствии с новыми задачами основные направления деятельности ТИУУ: – повышение квалификации учителей и других работников народного образования; – изучение, обобщение и внедрение в практику передового опыта, достижений педагогической науки; – организация экспериментальной работы; – изучение состояния учебновоспитательной работы школ и эффективности повышения квалификации; – оказание помощи районным и городским методкабинетам в ор

ганизации методической работы и самообразования педагогических кадров. Большое значение имело создание кафедр педагогики и психологии в ИУУ в начале 1970-х годов. Постепенно ТИУУ из учебнометодического центра превращался в научно-методический. Этот процесс продолжался и в последующие годы. В 1969 году на межобластных курсах обучался 531 человек (по плану – 240), в том числе учителя 1 классов татарских школ, учителя русского и татарского языков татарских школ, заведующие педпрактикой дошкольных педагогических заведений, военные руководители начальной военной подготовки (НВП), учителя спецшкол и интернатов. В 1970 году институт даже проводит курсы для старших поваров детских дошкольных учреждений, а также курсы для подготовки резерва руководителей школ (разрабатываются курсовые задания по самообразованию), курсы для учителей физкультуры, не имеющих соответствующего образования, курсы переподготовки учителей технического труда 4-8 классов и металлообработки 9-10 классов, а также по подготовке учителей, ведущих занятия по тракторам. Примечательно, что программа для данной категории учителей включала общие вопросы – классики марксизма-ленинизма о трудовом воспитании, пути повышения эффективности занятий, руководящие документы по трудовому обучению, о международном положении, профориентационная работа, возрастные и психологические особенности учащихся 5-10 классов. В этот период была начата работа по повышению квалификации руководящих кадров народного образования. В 1969 году ТИУУ организует впервые курсы по гражданской обороне для директоров школ (255 человек). Указанные выше мероприятия способствовали качественному обновлению системы народного

образования. Переход ко всеобщему среднему образованию в Татарстане осуществлялся успешно в период с 1966 по 1970 годы. В составе педагогических кадров общеобразовательных школ произошли глубокие качественные изменения. Однако эти изменения ни в коей мере не уменьшали важности систематического и целенаправленного повышения квалификации учителей. Более того, непрерывное повышение квалификации в условиях ускорения темпов научно-технического и социального прогресса приобрело особую актуальность. Важнейшие задачи, которые ставились руководством страны перед школой, определяли цели функционирования системы повышения квалификации педагогических кадров, содержание, организационные формы и методы работы с учительством. В 1970-х годах промышленное строительство в Татарстане еще более усилилось. Только в первой половине десятилетия промышленность республики пополнилась 500 новыми предприятиями, цехами, производствами. Особое место среди них занимал автомобильный гигант – Камский завод большегрузных автомобилей (КАМАЗ). Весьма успешно наращивала силы нефтяная и нефтехимическая промышленность республики. Новые мощности были введены в объединениях «Нижнекамскнефтехим» и «Нижнекамскшина». Продолжался рост городского населения, причем в Татарстане урбанизационные процессы имели более высокие темпы, чем по СССР в целом. В 19701980 годах население Казани увеличилось на 10%, Альметьевска – на 18%, Набережных Челнов – на 66%, Нижнекамска – на 42%. Урбанизация породила дефицит кадров на селе, в том числе педагогов с соответствующим образованием. В связи с началом строительства КАМАЗа для работников образования города Набережные Челны институт разрабатывает постоянно действующие курсы учителей технического труда, очно-заочные курсы для заместителей директоров по учебно-воспитательной работе, семинары для различных категорий учителей, а также для сестер-воспитателей яслей и садов. Росло и количество работающих сотрудников ТИУУ. Если в 1971 году в штате числилось 62 человека, то в 1972 – 65, 1973 – 80, 1974 – 82, 1975 – 84, 1976 – 88, 1977 – 90, 1978 – 92, 1979 – 94, 1981 – 100. ТИУУ в 1970-х годах довольно широко использовал проблемные семинары, включаемые в программы месячных курсов. Так, для учителей истории проводились семинары по методике изучения Конституции СССР, семинары для учителей экспериментальных классов, специальные семинары по технике использования учебно-технической аппаратуры. С учетом своих интересов и уровня подготовки учителя имели возможность выбрать тот или иной проблемный семинар. Осуществлению дифференцированного подхода к повышению квалификации педагогических кадров способствовала аттестация учителей общеобразовательных школ. В течение 1976-1980 годов был проведен первый пятилетний аттестационный цикл. По стране в целом аттестацию прошли 1 млн. 880 тыс. учителей общеобразовательных школ. В связи с проведением аттестации перед институтами усовершенствования встал вопрос об оказании дифференцированной помощи учителям, получившим те или иные рекомендации. К началу 1980-х годов сеть институтов усовершенствования в Советском Союзе насчитывала 188 учреждений. В каждом районе или городе были созданы районные методические кабинеты. В среднем по стране один методист приходился на 216 учителей.

Укреплению системы повышения квалификации способствовало налаженное тесное взаимодействие с системой педагогического образования. Между ТИУУ и педагогическим институтом существовало определенное разделение труда: вуз в первую очередь брал на себя повышение квалификации по теории преподаваемого предмета. В качестве тенденций развития системы образования в Татарстане в 1970-1980 годы следует отметить непрерывное сокращение числа татарских школ. Если в начале 1965-1966 учебного года в республике насчитывалось 1475 татарских школ, в которых обучалось более 190 тысяч учащихся, то к 1990 году осталось лишь около 1000 национальных школ. Главной причиной «бегства» от родного языка явилась быстрая урбанизация республики и связанная с ней миграция сельских жителей в города.

ИННОВАЦИИ В ОБРАЗОВАНИИ НА СТЫКЕ ВЕКОВ

С начала 1990-х годов в ходе распада СССР школа приходила во все большее несоответствие с общественными и образовательными потребностями. Провозглашались высокие цели образования, но фактически существовал низкий уровень подготовки массы учащихся, не соответствующий интересам и потребностям общественного и экономического развития.

В этот период исследователи призывают к разработке долгосрочной программы повышения квалификации педагогических кадров, в которой должен быть максимально учтен накопленный опыт. Эта программа должна быть достаточно гибкой и вариативной, определять лишь магистральные направления, основные принципы, а не пытаться строго регламентировать каждую деталь. Органы образования, институты усовершенствования учителей должны сохранить «оперативный простор» для маневрирования с учетом всего многообразия местных условий, индивидуальных потребностей учителей и руководителей школ. Подготовка, полученная учителем в педагогическом вузе, в целом является лишь основой его профессиональной деятельности. Интеллектуальному багажу учителя свойственно старение; в его работе возникают новые запросы, на которые необходимо реагировать.

Информации только о современных достижениях в фундаментальных науках недостаточно, так как профессиональное поле деятельности учителя – школа и учебный процесс – зависит от социальных изменений, оказывающих влияние на школу. Связанное с этим воздействие на цели и задачи воспитания и обучения, на организацию и формы работы школы требует от учителей непрерывного размышления над вопросом о пригодности нынешнего содержания и организационных форм работы в школе. Коллективом Татарского института усовершенствования учителей все более признается, что чисто методическая «накачка» учителя только по одному преподаваемому предмету недостаточно совершенствует учителя. В 1991-2000 годах осуществляется новый этап образовательной политики, связанный с периодом проведения радикальных реформ и модернизации всей образовательной системы.

Главной целью повышения квалификации становится подготовка работников образования к выполнению своих профессиональных обязанностей в условиях меняющихся социокультурных реалий и растущих требований к интеллектуальному и духовному потенциалу. Вновь изменилась структура ТИУУ. В 1993 году Татарский институт усовершенствования учителей был преобразован в Институт повышения квалификации и переподготовки работников образования Республики Татарстан (ИПКРО РТ). В 1990-х ИПКРО превратился в вуз с развитой системой современных кафедр и лабораторий, коллективом ученых и специалистов. Изменение портрета учителя-заказчика привело к изменениям форм и методов повышения квалификации. Основные направления опытно-экспериментальной и научно-исследовательской работы ИПКРО – модернизация образования, обновление методической системы обучения, формирование профессиональной компетентности учителя, подготовка его к проведению локальных экспериментов. Кроме того, институт начал осуществлять подготовку кадров на основе личностно ориентированного подхода по новым специальностям: социальный педагог, практический психолог, организатор социальной работы среди населения. В учебном процессе нашли применение современные технологии развивающего обучения, был представлен национально-региональный компонент, реализуемый через этнопсихологию, прививались навыки исследовательской работы. В феврале 2005 года ИПКРО РТ был реорганизован в Институт развития образования Республики Татарстан (ИРО РТ). Пройдя сложный путь реформирования, система дополнительного профессионального образования педагогических кадров

продолжает доказывать свою состоятельность и необходимость. Перед ИРО РТ поставлены масштабные задачи, обеспечивающие инновационное развитие системы образования Республики Татарстан:

– совершенствовать региональную систему дополнительного профессионального образования, профессиональные компетенции педагогических и руководящих работников в соответствии с профессиональными стандартами на основе персонифицированного подхода; – обеспечивать реализацию приоритетных направлений развития региональной системы образования;

– развивать систему научно-методического сопровождения профессионального роста педагогических и руководящих работников;

– развивать профессиональную мобильность педагогов, их готовность обновлять содержание и характер профессиональной деятельности и способность интегрировать в преподавательской и методической деятельности психолого-педагогические знания, современные научные достижения в предметных областях, а также результаты собственной исследовательской, поисковой и прикладной научной деятельности.

С 2014 года ИРО РТ является региональным оператором персонифицированной модели повышения квалификации работников образования Республики Татарстан, осуществляя мониторинг потребностей работников образования в повышении квалификации на образовательном портале «Электронное образование в РТ»; организацию деятельности республиканского экспертного совета по оценке дополнительных профессиональных программ (модулей) повышения квалификации работников образования Республики Татарстан; формирование республиканского реестра дополнительных профессиональных программ (модулей) повышения квалификации работников образования Республики Татарстан.

Научно-методический потенциал сотрудников института обусловил их участие в разработке концептуальных документов (проектов) республиканского уровня: Концепции и программы развития кадетского образования в РТ на 2015-2019; Концепции развития одаренных детей в РТ до 2020 года; Стратегии развития воспитания обучающихся в РТ на 2015-2025 годы; Концепции национального образования (обучения и воспитания на татарском языке в образовательных организациях РТ); Концепция преподавания татарского языка и татарской литературы; Концепции развития школьного физического образования в РТ.

Современные образовательные технологии можно рассматривать как ключевое условие повышения качества образования, снижения нагрузки обучающихся, более эффективного использования учебного времени. В настоя щее время в школьном образовании применяют самые различные педагогические инновации. Сотрудники института ведут активную работу по внедрению кураторской методики «Стодневка для директора», поликультурной полилингвальной модели образования РТ; методической сертификации тьюторов преподавания татарского языка как государственного РТ на основе коммуникативных технологий; педагогической технологии управления качеством образовательного процесса «Биоинформатика и синергетика» (БиС), технологии «Образовательный минимум», технологии «Смешанное обучение», модели «Перевернутый класс», технологии обучения татарскому языку русскоязычных учащихся с использованием нового учебно-методического комплекта «Сәлам». Значительный опыт в сфере реализации научных и образовательных проектов и программ Стратегии развития образования в Республике Татарстан на 20102015 годы «Килэчэк» – «Будущее» определил выбор ИРО РТ в качестве федеральной стажировочной площадки по реализации мероприятий Федеральной целевой программы развития образования. Деятельность ИРО РТ как стажировочной площадки призвана создать условия для повышения квалификации работников образования, обобщения и распространения наработанного положительного опыта в области повышения качества образования в школах республики и за ее пределами.

С 2016 года по настоящее время в рамках реализации мероприятий ФЦПРО (ГП РФ) институт выполняет функции ресурсного, научно-методического, консультационного и координационного центра планирования и реализации мероприятий по обеспечению повышения качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, на основе развития социально-педагогической среды школы. Вторым направлением является модернизация технологий и содержания обучения в соответствии с новым федеральным государственным образовательным стандартом посредством разработки концепций модернизации конкретных областей, поддержки региональных программ развития образования и поддержки сетевых методических объединений. На базе института в 2017 году по данному направлению обучено 1334 педагогических и руководящих работников РТ и 8449 из других субъектов РФ. Третьим направлением является развитие национально-региональной системы независимой оценки качества общего образования через реализацию пилотных региональных проектов и создание национальных механизмов оценки качества. ИРО РТ вносит значительный вклад в развитие национального образования в Республике Татарстан и Российской Федерации: активно сотрудничает с образовательными и общественно-культурными организациями 18 регионов РФ; организует Всероссийские конкурсы профессионального мастерства учителей татарского языка и литературы; разрабатывает УМК, примерные образовательные программы по предметам «Татарский язык» и «Татарская литература»; проводит экспертизы учебников на татарском языке и образовательных программ, нормативно-правовых документов по языковому образованию в РФ Институт проводит большую работу по реализации республиканской программы «Сохранение, изучение и развитие государственных языков Республики Татарстан и других языков в Республике Татарстан на 2014-2020 годы». Осуществляется деятельность по повышению квалификации учителей татарского языка и литературы регионов РФ, оказывается научно-методическая поддержка, в том числе с выездом в субъекты РФ. Институт реализует следующие направления инновационной деятельности: Формирование региональной системы оценки качества дошкольного образования. Инклюзивное образование в современной школе. Реализация адаптированных образовательных программ. Развитие региональной системы оценки качества общего образования: повышение качества образования в школах с низкими результатами обучения и в школах, функционирующих в неблагоприятных социальных условиях, путем реализации региональных проектов. Внутришкольная система оценки качества. Создание унифицированного фонда оценочных средств для оценки результатов освоения разработанных унифицированных образовательных программ СПО (по наиболее востребованным на рынке труда, новым и перспективным профессиям и специальностям («ТОП-50», «ТОП-Регион»). Роль института в реализации приоритетных направлений развития системы образования трудно переоценить. Сопровождение национальной системы учительского роста (НСУР), проекта «Цифровая школа», организация системы наставничество на основе сетевого взаимодействия – вот неполный перечень общероссийских проектов, участником которых планирует стать институт в ближайшей перспективе.

За минувшие 90 лет менялись названия, структура института, но он был и остается центром повышения квалификации педагогических кадров Республики Татарстан, центром изучения и распространения опыта обучения и воспитания, а также одним из ведущих научно-исследовательских учреждений республики. На всех этапах своего развития – от ликвидации неграмотности до введения образовательных стандартов – институт активно решал поставленные государством задачи, максимально использовал свой потенциал формирования школы сегодняшнего и завтрашнего дня.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *