Использование ИКТ-технологий на уроках химии

Рамзия АРЕНТОВА,

учитель химии гимназии № 7 г. Казани.

В основе нового ФГОС лежит системно-деятельностный под­ход. Осуществление системно-деятельностного подхода предъяв­ляет к учителю новые требования. Учитель должен быть профес­сионалом: демонстрировать универсальные и предметные способы действий, инициировать пробные действия учащихся, консульти­ровать и корректировать действия учащихся, искать способы включения в работу каждого ученика; воспитателем: создавать условия для приобретения детьми жизненного опыта, являться со­участником событий; ИКТ-компетентным. А значит и урок химии XXI века должен отражать не только содержание предмет­ной области «химия», но и быть ориентированным на метапредметные результаты и использование в образовательном про­цессе современных образовательных технологий деятельностного типа.

Информационно-коммуникативные технологии становятся важ­нейшими инструментами в работе и учителя и учеников. Совре­менный урок немыслим без работы в операционной системе WIN­DOWS, без презентаций, без работы в компьютерных сетях, без технологий поиска, отбора, сортировки, обработки и хранения тек­стовой и графической информации. Новый ФГОС требует формирования и реализации в каждом образовательном учреждении информационно-образовательной среды, в том числе создание контента. Урок не ради ИКТ, а ИКТ ради урока.

Урок химии для меня начинается задолго до звонка на урок. В учебной, научно-популярной и методической литературе, на сай­тах: http://lib.inorg.chem.msu.ru – материалы по общей химии для учащихся химико-биологических классов: основные понятия химии, строение атома, химическая связь,

http://www.chem.km.ruмир химии. (Образовательный сайт, содержащий теоретические сведения по различным разделам химии, материалы олимпиад, справочные таблицы),

http://cnit.ssau.ruорганическая химия. Электронный учебник для средней школы. – Под редакцией Г.И.Дерябиной, А.В.Соловова,

www.fipi.ru – федеральный институт педагогических измерений,

http://ege.edu.ru – информационной портал ЕГЭ,

http://school-collection.edu.ru. – единая коллекция ЦОР,

http://chem.решуегэ.рф – решу ЕГЭ,

http://www.fipi.ru/view/sections/141/docs/ – открытый банк заданий и многих других сайтах я отбираю мате­риал, который можно будет использовать на разных этапах урока. Материал отправляется либо в контент, либо вставляется в презен­тации, либо используется в оболочке Moodle на LEARNING в учебном пространстве.

В своих презентациях я применяю разнообразный иллюстративный материал мультимедийные и интерактивные модели, которые поднимают процесс обучения на качественный уровень. Нельзя сбрасывать со счетов и психологический фактор: современному ребенку намного интереснее воспринимать информацию именно в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц. При использовании компьютера на уроке учащиеся переходят от пассивного усвоения к активному, т.к. они получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы. Воспринимать информацию не линейно, а с возвратом. При необходимости можно вернуться к какому либо фрагменту с повторением.

 Работа с мультимедийными пособиями дает возможность разнообразить формы работы на уроке за счет одновременного использования иллюстративного, статистического, методического, а также аудио- и видеоматериала.

Совмещение видео-, аудио- и текстового материала, комплексное освещение темы обеспечивают более глубокое погружение в материал, способствуют его творческому осмыслению, повышает мотивацию учения.

Так, например, в VIII классе, при изучении темы «Строение атомов химических элементов» я использую материалы, взятые из «Единой коллекции цифровых образовательных ресурсов». Яркие анимации и презентации позволят учащимся представить строение атома химического элемента, наглядно увидеть процесс заполнения электронами энергетических уровней, представить схемы образования химических связей, и таким образом снимаются многие непонятные для ученика вопросы. Причем, данный материал можно увидеть не только в классе, но и просмотреть неоднократно дома, для закрепления материала. У каждого ученика своя скорость чтения и мышления. И укладываться в строго определенные временные рамки могут не все.

При освоении методов решения задач удачным способом является использование презентации с послайдовым предоставлением алгоритмов решения. В ней подробно рассматриваются (и одновременно объясняются на доске) способы и приемы решения. Ученик, у которого возникли проблемы, может неоднократно вернуться к слайдам с представленным решением, найти свою ошибку и попробовать все сначала.

Информационно-коммуникативные технологии позволяют обеспечить полноценное усвоение ребенком учебного материала, усиливают ориентацию обучающегося на практическое применение знаний и умений. Каждый обучающийся может вернуться к проблемной точке неоднократно. ИКТ позволяют проверить, насколько глубоко усвоен материал той или иной темы. Учащиеся могут самостоятельно выбрать уровень теста, при этом компьютер мгновенно выдаст результат, не ориентируясь на личность, а только на примененные знания.

Кроме вышеперечисленного есть шанс показать с помощью ИКТ учащимся те эксперименты и опыты, которые невозможно провести (по каким-либо причинам) в школьной лаборатории. Современные 1С программы не только имитируют на экране химические реакции, но и позволяют учащимся получать соответствующую количественную информацию.

Я использую и готовые мультимедийные пособия на уроках: «Уроки химии Кирилла и Мефодия» – виртуальная школа; электронные пособия – «Неорганическая химия», «Органическая химия», «Химия элементов», «Общая химия», «Химия для всех».

Мною разработаны уроки с использованием ИКТ (ЦОРов и CD-дисков) по многим темам.

Построение урока с применением обучающих программ и электронных учебников, позволило:

• осуществить автоматический контроль при использовании готовых тестов и контрольных работ;

• организовать проведение лабораторных практикумов с виртуальными моделями. (Многие явления, недоступные для изучения в классах из-за отсутствия оборудования, ограниченности во времени либо не подлежащие прямому наблюдению, могут быть достаточно подробно изучены в компьютерном эксперименте);

• обработать результаты эксперимента.

Я отметила, что из-за высокой степени наглядности и заинтересованности учащихся на уроке, повысилась активность, произошло более осмысленное понимание многочисленных химических процессов, схем, моделей, где крайне необходимы развитое абстрактное мышление и пространственное представление структуры вещества. Результатами является повышение интереса к довольно трудному предмету-химии, повышение качества знаний. Положительным результатом используемых технологий является успешный показатель сдачи экзамена по химии в форме ЕГЭ. 30% выпускников нашей гимназии ежегодно выбирают в качестве выпускного ЕГЭ по химии. Средний балл – 78.

Список литературы.

1. Ахлебинин А.К., Лазыкина Л.Г., Кракосевич А.С, Нифантьев Э.Е. Компьютерные программы для обучения решению задач по химии. //
Химия в школе. – 2002. – № 4. – С. 51– 55.

2. Безрукова Н.П., Изместьева Н.Д., Реди Е.В. Организация изучения темы «Химическая связь» с использованием компьютерных технологий в 8 и 11 классах. – Тобольск, 1999. – С.23 –24.

3. Дендербер С.В., Ключникова О.В. Современные технологии в процессе преподавания химии, М.: 5 за знания, 2007.

4. Дорофеев М.В., Нагин Н.А., Лущай М.Г. Мотивационный ресурс виртуальной химической лаборатории //Химия в школе.– 2008, №9. – С. 60 –65.

5. Органическая химия. 10 – 11 классы [Электронный ресурс]: поставляется в рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды» / Образовательная коллекция: 1С. Лаборатория систем мультимедия. – Йошкар-Ола: МарГТУ, 2003.-1 эл. Опт. Диск(CD-ROM).

6. Советов Б.Я., Цехановский В.В. Информационные технологии. – М.: Высшая школа, 2005. – С.173.

Категория:

Добавить комментарий