Исследовательская работа в начальной школе: лягушка не так проста

Наталья АХМЕТШИНА,

учитель начальных классов I квалификационной категории средней школы № 33 с углубленным изучением английского языка г. Нижнекамска,

Галина КОЗИНА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы № 33 с углубленным изучением английского языка г. Нижнекамска

На сегодняшний день одной из самых актуальных проблем современного обучения школьников стало приобщение школьников к проектно-исследовательской деятельности. Хочу поделиться своим опытом, как я организую исследовательскую работу в начальной школе.

На первом подготовительном этапе мы с учеником выбираем тему исследования. Как только ученик выбрал себе тему, я погружаю его в совместную проектно-исследовательскую деятельность через организацию сотрудничества учеников, учителя и родителей. Составляем вместе с учеником план работы, используя доступные методы исследования: подумай самостоятельно; посмотри книги о том, что исследуешь; понаблюдай; спроси у других людей; обратись к компьютеру, посмотри в глобальной компьютерной сети Интернет; познакомься с кино и телефильмами по теме своего исследования; проведи эксперимент; воспользуйся теми методами, которые помогут проверить твои гипотезы.

На втором этапе исследовательской работы мы составляем первую часть “Введение”, оно должно обосновывать актуальность избранной темы, чётко поставить цели и задачи исследования. Привожу один из вариантов актуальности избранной темы «Лягушка».

Цель работы: выяснить, что выражает образ лягушки в русском и татарском фольклоре.

Задачи:

  1. Изучить образ жизни и деятельности лягушки.
  2. Изучить русское и татарское народное творчество, на наличие образа лягушки.
  3. Изучить достоверность информации, услышанной мною от взрослых.
  4. Изучить использование образа лягушки в современной литературе.

На третьем этапе исследовательской работы составляем “Теоретическую” часть. Она должна содержать изложение теоретического материала, на которое опирается данное исследование. Здесь мы выдвигаем гипотезу исследования. Гипотезы начинаем словами: предположим…, допустим…, возможно…, что, если… Если гипотез несколько, самую важную ставим на первое место, менее важную на второе и так далее. В случае, если работа опирается на эксперимент, доклад должен содержать практическую часть, состоящую из описания проведенных экспериментальных исследований с необходимыми рисунками, таблицами, схемами.

Исследовательская деятельность приучает детей работать с книгой, газетой, журналом, интернетом. Они с каким-то азартом активно ищут информацию для своих исследований. Найденный материал мы просматриваем, подбираем фотографии, вместе оформляем лепбук, попутно выясняем, что нужно провести анкетирование, опрос или эксперимент. Ребенок готовится выступать на классном часе, или мы включаем его выступление на одном из уроков.

Привожу примерную теоретическую часть по теме лягушки.

Глава 1. Лягушка – символ удачи и благополучия в разных сферах жизни.

1.1. Лягушка – индикатор благополучия окружающей среды .

1.2. Пение лягушек вечером – к благоприятному дню.

1.3. Бодрая и весёлая жизнь лягушек.

1.4. Лягушка в фэн-шуй – символ удачи и богатства.

Глава 2. Образ лягушки в фольклоре

2.1. В гостях у коллекционера.

2.2. Образ лягушки в русском фольклоре.

2.3. Образ лягушки в татарском фольклоре.

2.4. Образ лягушки в современных сказках.

2.5. Первые шаги обмена опытом.

На четвёртом этапе исследовательской работы учащиеся анализирует результаты проделанной работы, делает выводы, обобщающее заключение.

Привожу примерные выводы и заключение по теме лягушки.

Подводя итоги проведенных исследований, можно сделать следующие выводы:

1 Лягушка – это любимый герой в русском и татарском детском фольклоре.

2.Корни этого, ставшего столь привычным персонажа, уходят в глубокую древность, окутаны таинственными легендами и мистическими поверьями.

3.Образ лягушки – своеобразное предостережение человеку о невторжении в природу.

4.Отношение к образу лягушки сильно изменилось, во-первых: со времен язычества, во-вторых: после распространения в нашей жизни науки фэн-шуя.

5.Этот образ используется в современном фольклоре, как образ благополучия и удачи.

Заключение. Лягушка не так проста, как это кажется на первый взгляд. На самом деле это – одна из самых древних жительниц нашей планеты, неотъемлемая часть экосистемы. В жизненном цикле превращения икринки через головастика в лягушку прослеживается целая философия, воплощение круговорота жизни. В мифах различных народов образ Лягушки, как положительный (связь с плодородием, производительной силой, возрождением), так и отрицательный (связь с миром, болезнью, смертью), определяется, прежде всего связью с водой, в частности с дождём. Фольклорный образ Царевны-лягушки собрал в себя символику весенней, порождающей силы Матери-земли.

Лягушка – действительно интересный и желанный образ формирования идей для современных писателей и народа, творчество который охватывает множество различных стилей и направлений. Для живописцев, графиков, керамистов, кукольников, дизайнеров, ювелиров и многих других художников лягушка по истине стала счастливым талисманом.

Роль лягушки в жизни людей оказывается далеко не маловажной, а иногда и решающей, но главное – вполне достойной уважения и симпатии. Не случайно, зеленый цвет лягушки — цвет созидания и самой жизни!

На пятом этапе исследовательской работы идёт  подготовка к защите и защита работы. Любой исследовательский проект должен быть защищен. Для этого нужна подготовка. Собраны все сведения, сделаны все необходимые выписки из книг и проведены наблюдения и эксперименты. Теперь нужно кратко изложить на бумаге самое главное и рассказать об этом людям.

Самому ребенку подготовиться к защите очень тяжело, здесь нужна помощь учителя и родителей. Даже очень хорошо подготовленные дети на публике теряются, поэтому мы делаем презентацию, в которой отражаем основные моменты работы ребенка. Приглашаем родителей, это успокаивает ученика и укрепляет связь семьи и школы. Привожу примерное выступление по теме лягушки.

«…Всё началось прошлой весной: когда мы сажали картошку, я нашла маленькую лягушку. И сразу возник вопрос: что она делала в сухой земле, так далеко от водоема? Этот случай был началом моей исследовательской работы. Я стала опрашивать взрослых, вспомнила сказки «Царевна-лягушка» и «Лягушка-путешественница». Рассказ папы о пользе лягушки в молоке вызвал большой интерес и я решила это проверить. Поймали лягушку, поместили в банку с молоком и поставили в чулан в прохладное место. Прошло два дня, молоко оставалось в хорошем состоянии. Как любитель природы, я не смогла дальше держать лягушку “в плену” ради своего эксперимента, мне стало её очень жалко, поэтому поблагодарила и отпустила на волю.

Из татарского фольклора узнала, что «Кичен бака кычкырса, көн җылы була», то есть если вечером лягушки поют, то на следующий день будет тепло. Каждый знает примету, что если раздавить жабу или лягушку, то непременно пойдёт дождь. Со временем возник основной вопрос: что выражает образ лягушки в русском и татарском фольклоре? Чтобы это выяснить, я ходила в библиотеку, прочитала несколько сказок, ознакомилась с приметами, поверьями и суевериями, пословицами и поговорками, брала интервью у человека, который коллекционирует лягушек, искала в интернете, провела тестирование своих одноклассников, рассмотрела влияние фэн-шуй на образ лягушки. А вы знали, оказывается, есть поверье: если на ночь класть свое колечко перед фигуркой лягушки, а утром его одеть, то женское счастье, не заставит Вас долго ждать. Думаю, что после моего выступления мальчики перестанут обижать лягушек.

Я надеюсь, что образ лягушки и мне принесёт удачу, ведь выступать здесь – это большой стимул для дальнейших творческих работ. Спасибо за внимание!»

Сколько радости испытывает ученик, когда он находится в поиске вместе с родителями, учителем. Для учителя очень интересно следить за работой мысли ребят, направляя их по пути познания. Важно не мешать, суметь вовремя отойти в сторону и дать детям насладиться радостью своего открытия, показать им значимость их деятельности и вселить уверенность в своих силах.

Специфика исследовательской работы в начальной школе заключается в систематической направляющей, стимулирующей и корректирующей роли учителя. В приобщении детей к исследовательской деятельности важен не результат, а процесс. Главное заинтересовать ребенка, вовлечь в атмосферу творчества, и тогда результат будет закономерен.

Вывод: проектная деятельность способствует формированию ключевых компетентностей учащихся, подготовки их к реальным условиям жизнедеятельности. Выводит процесс обучения и воспитания из стен школы в окружающий мир.

Учитель должен чутко и умело руководить исследовательской деятельностью своих учеников. Девизом этой деятельности могут служить слова выдающегося немецкого драматурга и философа Г.Э. Лессинга: «Спорьте, заблуждайтесь, ошибайтесь, но ради бога, размышляйте, и хотя и криво, да сами».

Список литературы

  1. Господникова М.К. Проектная деятельность в начальной школе. Волгоград: Учитель, 2008.
  2. Григорьев Д. В. Степанов П. В. Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор; пособие для учителя / М. «Просвещение»,2015
  3. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. — М. «Просвещение»,2011

4. Феоктистова В.Ф. Исследовательская и проектная деятельность младших школьников. Рекомендации

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *