Из размышлений сельского педагога

шакиртянова лилия.jpg кечк

Лилия ШАКИРТЯНОВА,

учитель русского языка и литературы средней школа №3 п.г.т. Актюбинский Азнакаевского района. Стаж работы – 19 лет.

Школьное образование, полученное на селе, желание работать там, где выросла,  и почти 20-летний стаж работы учителем русского языка и литературы в поселке городского типа — вот мой багаж педагогического опыта.

Первые пять лет работы в школе  – всегда  трудные годы: учитель набирается опыта. И чем больше человек вкладывается именно в этот период, тем сторицей вернется к нему. Человек,  проработавший в школе более пяти лет,  все-таки там и останется работать, так как, видимо, не только условия труда влекут молодого специалиста, а то, что называется призванием. Впрочем, до момента осознания  последнего пройдут годы.

Хочется подчеркнуть мысль о том, что человеку необходимо чувство родины;  малая  родина всегда притягательна, несмотря ни на какие максималистские заявления юности («Я  уеду отсюда»), и тем ценнее специалист, который нашел применение своим знаниям и силам именно на родине. В этом прослеживается кровная связь поколений именно на уровне исторической памяти.

Образование на селе чрезвычайно консервативно. Менталитет деревенского человека «заточен» прежде всего на сохранение  того, что имеется. Именно потому и новое входит в жизнь с трудом, и присущие советской  педагогике плановость и аккумулятивность знаний столь живучи и мешают движению вперед, внедрению новых технологий и всего прочего, что требует мобильности в современных условиях. Мобильность
(в том числе и  как новое качество современного образования), возможно, прерогатива сознания выпускника нынешней современной школы, и вопрос  только в том, когда это новое качество  станет нормой сельской жизни.

Что я подразумеваю под названием «мобильность образования»? На мой взгляд, это способность как образования в целом, так и его представителей (учителей, ученых) оперативно реагировать на изменения ситуации и производить актуальный продукт. На возражения о том, что литература или русский язык как учебные предметы  культивируют  вечные  категории, отвечу, что жизнь современного человека протекает в ускоренном темпе и за единицу времени он делает намного больше, чем прежде, и отсутствие, например, каких-нибудь филологических навыков будет означать лишь одно: ты маргинал или станешь им.

Мобильность образования сопряжена с интеграцией в мировое образовательное пространство. Звучит несколько дико в отношении сельской школы, но наличие интернета позволяет это сделать. Такие сайты,  как YouTube и  Большая онлайн библиотека, расширяют круг познавательного поиска и  дают возможность представить  свой опыт,  учительский или ученический.

Мобильность образования не синоним оптимизации школ, лицемерно преподносимой как «улучшение качества и условий преподавания и обучения». Ошибочна  идея укрупнения образовательных учреждений за счет ликвидации сельских школ. Говорю это не только потому,  что я сельский учитель и моя школа неизбежно попадет в жернова оптимизации, а потому, что искоренение малых школ ведет к утрате исторической памяти.

Маленькая школа в идеале должна быть элитной школой, а элитная школа – кадровая политика. Но я не министр – я учитель.

Комментарий

  1. Хайдарова Сания

    Удачи в дальнейшей работе! Спасибо автору!!!!!!

  2. Зульфия

    Я считаю, что с каждым днем стирается грань между городскими и сельскими школами. Сейчас даже в маленьком селе есть и достаточно богатая библиотека, и интернет, и современное оборудование , то есть все условия для качественного образования. Лилия, вы правы в том, что «маленькая школа в идеале должна быть элитной школой». И, дай бог, понять это нашим чиновникам… Как хорошо, когда есть такие учителя, без которых «не стоит село, ни город , ни вся земля наша. » Спасибо Вам, Лилия Наилевна, и только победы!

  3. Хайдарова Сания

    Не будем забывать, что сельская малочисленная школа во многом национальна. Самобытность уклада школьной жизни, связь обучения и воспитания с народными традициями, народной культурой — важнейшие составляющие процесса формирования национального самосознания. Ученик малочисленной школы живёт в особом, близком и родном жизненном пространстве, выпадание из которого для него — сильнейший стресс. Поэтому и надо сохранить такие школы!Спасибо за материал!

  4. Люция Селезнева

    «Образование на селе чрезвычайно консервативно»? Может, это личный подход, Но самородки ученики приходят из деревень. Консервативная система не мешала Ломоносовым делать открытия, подходя «мобильно» к разным областям науки и образования. Да, сельская школа должна существовать не для одного ученика, но все же оставаясь маленькой и элитной( для деревенских жителей)! Удачи Вам!

  5. Люция Селезнева

    Образование на селе «чрезвычайно»» консервативным называть — это резко. Взращивая в молодых душах уважение к исторической памяти и прививая вечные ценности литературы и родного языка, учитель развивает в учениках потребность в саморазвитии, в овладении нормированностью речи.За такой «консерватизм» поборолись бы все защитники чистого слова. И вы правы: на селе должна быть школа!

  6. Иргашева Руза

    Правильные мысли!!! Я поддерживаю Вас! Я тоже сельский учитель и во многом с Вами согласна. Хотя и идет оснащение сельских школ современным оборудованием, но это так медленно и в очень малом количестве. Хочется верить, что у сельских школ есть будущее.

  7. Галина

    Сколько мудрости у сельских учителей! Такие верные мысли!

  8. Асия Хусаенова

    Замечательные мысли, Лилия Наилевна! Я с Вами солидарна. Ваша школа всегда существовала «вопреки», а не «благодаря», ведь она татарская в посёлке, где большинство говорят на русском языке. Надеюсь, она и дальше выстоит, тем более, что пользуется поддержкой наших районных руководителей.

  9. Розалия Сабирзянова

    На селе в большей степени, чем в городе, сохранилась целостность национального самосознания, внутреннее духовное богатство, бережное отношение к Родине и природе. Сельская нравственно-этическая среда относительно устойчива. В таких условиях у детей значительно раньше формируется уважение к семейным традициям, почитание старших, уважение к людям труда, взаимопомощь.

  10. Хайдарова Сания

    Главная отличительная особенность сельской школы состоит в том, что она прежде всего учреждение воспитательное.Поэтому среди воспитанников таких школ нет учащихся стоящих на учете в КДН. Спасибо еще раз за хороший материал!

  11. Лиля Юсупова

    Обратите взор на историю и вспомните Римскую империю. «Хлеба и зрелищ» — вот лозунг этой мощнейшей в истории цивилизации. Он же и стал причиной развала империи. Неужели нечто подобное не происходит у нас? Потребление… потребители… продукт. Все сводится к требованию «хлеба и зрелищ». Наверное, лишнее спрашивать вас , что же нас ждет. Наивные, благородные романтики, верящие, что можно и нужно воспитывать в подрастающем поколении доброту! Браво и низкий поклон вам, учителя!

  12. Алексей Гвоздев

    Я учился в деревенской школе, в наличии у нас были учебники, мел да доска. Собственно, что еще нужно, если голова думающая, ты не дурак. Внимание к ученику на каждом уроке. По-любому учиться будешь. Все остальное от человека зависит.

  13. Румия Давлетшина

    Современная школа не та, что была вчера. Сейчас в школу приходят совсем другие дети. И их учить по- старому нельзя. Реформы в образовании, увы. необратимы.

  14. Танзиля

    Закрытие сельской школы путь к исчезновению села. Кто задумался? Сколько исчезнувших сел и деревень в нашем районе? С каким трепетом мы вспоминаем свою школу и учителей. Не надо рубить сук на котором сидим. Сельские школы должны жить. Я искренне желаю удачи в Вашей работе.

  15. Сегодня на селе не легко. Если уж и школу свести на нет, так и жизнь казалась бы должна остановиться. Но село живет, школа работает, только нужно ей помочь это богатая библиотека: учебники согласно требованиям ФГОС, ЦОР, доступ интернета.

  16. Татьяна Козлова

    Мобильность образования — это не только информационно-коммуникативные технологии. Мобильность образования достигается благодаря внедрению в практику новых педагогических технологий, например, технологии критического мышления, которая способна сформировать личность и творческую, и конкурентоспособную, то есть личность 21-го века.

  17. Елена Турсунова

    Система образования на данном этапе претерпевает существенные изменения. Это новые стандарты обучения, новые технологии и методы. Внедряемый в Татарстане сингапурский метод предполагает формирование креативной личности посредством обучающих структур. Новый подход в решении педагогических задач, на мой взгляд, позволит воспитать личность, способную внедриться в любое технологическое мышление.

  18. Фиалка

    Сельские школы ничуть не хуже городских. Некоторые даже лучше, так как наполняемость классов не большая. У учителей есть возможность проводить индивидуальную работу, найти ключик к каждому ученику. Наиля, почему Вы думаете, что образовательные возможности на селе меньше??? Сельские школы оснащены не хуже городских. Есть интернет, кабинеты оснащены проекторами и интерактивными досками. У каждого учителя есть ноутбук. Нельзя закрывать сельские школы! Даже если там мало учеников. Нет школы — нет будущего у села!!!

  19. Миляуша Галимзянова

    Сельские школы закрывать нельзя. Без школ деревни опустеют. Молодые семьи будут стремиться уезжать в город.

  20. Миляуша Галимзянова

    Сельские школы закрывать нельзя! Если в селах не будет школ — не будет и села. Молодые семьи будут стремиться уезжать в города.

  21. Разиля

    Полностью согласна с автором,»что человеку необходимо чувство родины; малая родина всегда притягательна, несмотря ни на какие максималистские заявления юности (Я уеду отсюда)». Уверена, что кадры на селе должны быть » из своих», из неравнодушных к происходящему со своей деревней, со своей малой Родиной.

  22. Нигматзянова Р.

    Здравствуйте. Спасибо за Ваши размышления. Действительно, элитной школу делают квалифицированные учителя, учёные, создающие учебные программы, стандарты, оборудования, работающие на уроках… И чем меньше учеников в классе, тем больше внимания они будут получать, результативнее будет урок, крепче знания и умения. Да и щемящее сердце чувство малой родины можно привить только на родной земле. Новых побед!

  23. Нигматзянова Р.

    Здравствуйте. Спасибо за Ваши размышления. Действительно, элитной школу делают квалифицированные учителя, учёные, создающие учебные программы, стандарты, оборудования, работающие на уроках… И чем меньше учеников в классе, тем больше внимания они будут получать, результативнее будет урок. Новых побед!

  24. Согласна с тем, что сельские школы нужно подерживать. Но даже в классе в классах с высоким количеством учащихся качество преподования будет высоким, если учитель- мастер преподавания. И думаю, что такие преподаватели есть именно в сельских школах. И если бы правительство перестало «оптимизировать» сельские школы, результаты ЕГЭ были бы действительно выше.

  25. Лениза

    По поводу исторической памяти. Село не стоит без праведника, так и без школы как носителя нравственности и культуры деревня усыхает и исчезает. Деревня как частица человеческой памяти отмирает. Память как нравственная категория слабеет. Село нужно поддерживать.

  26. Лениза

    По поводу исторической памяти. Село не стоит без праведника, так и без школы как носителя нравственности и культуры деревня усыхает и исчезает. Деревня как частица человеческой памяти отмирает. Память как нравственная категория слабеет. Разве не манкуртов (по Айтматову) из нас делают?

  27. Гульназ

    Да, действительно, мы живем в непростое время… Школа является центром культуры, нравственности, чтобы не говорили сторонники оптимизации. Благодаря школе деревня живет. Сколько печальных примеров исчезнувших деревень и сел, и только потому, что в них искоренили школы, молодежь уехала и некому стало наследовать опыт старших поколений. Люди, одумайтесь!!!

  28. Карина

    Автор статьи ставит вопрос о мобильности образования, но о какой мобильности может идти речь, если учебные кабинеты оснащены лишь доской , мелом и потемневшими от времени плакатами. В первую очередь необходимо оснастить школы, а потом внедряться в мировое образовательное пространство.

  29. Рушания

    Я имеющий педагогическое образование человек, но уже давно не работающий в школе, прочитав данные размышления поняла, что выбранная мною первая моя профессия была по настоящему любимой. Я искренне скучаю по любопытным взглядам и стране ученических почемучек. Я солидарна с автором данного размышления. Спасибо за статью. Удачи и победы.

  30. Тансылу

    Я живу в деревне. Согласна с мнением, что многие сайты помогают в учебе. Такой сайт, как Большая онлайн библиотека мне очень помогает развиваться.

  31. Миляуша

    Я согласна с мнением, что искоренение школ это плохо, так как многие школьники элементарно лишатся доступного образования.
    Образование — это основа всего. Что до новых технологий, то это вопрос времени. Технологии со временем придут во все уголки страны. Главное, чтобы учителя и ученики дружно осваивали все новое и развивались.

  32. Образование на селе,конечно,большая проблема. Правительство проводит сокращение расходов путем оптимизации сельских школ. Экономит, я думаю, существенно, потому что обучение сельского школьника обходится в 2 раза дороже,чем городского. Но когда возникают новые проблемы, правительство не желает решать их, ссылаясь на отсутствие денег.

  33. Розалия

    Я хочу стать учителем. Это моя мечта с детства. Учусь я хорошо, а как же иначе. Ведь чтобы учить других, надо самому все знать. Живу я в деревне, а в школу приходится ездить в поселок. В школе мне нескучно. Каждый урок интересен по-своему. Интернет, компьютеры для меня уже не новость. Они расширили мой кругозор.

  34. Евгений Петров

    Сельское образование нуждается в поддержке, а не в оптимизации. Разумеется, легче сократить, объединить, но будет ли качество? Не думаю, что качество преподавания в классах с большим количеством учащихся будет высоким. Возможно, низкие результаты ЕГЭ этого года объясняются и этим явлением (укрупнением школ, ликвидацией сельских школ).

  35. Статья очень интересная! В наше время когда все стремятся получить образование в городе! Эта статья очень актуальна, так как, заставляет задуматься и про сельские школы.

  36. Хайдарова Сания

    Cпасибо за умные размышления о будущем маленьких школ.

  37. Галина

    Полностью с Вами согласна!Очень своевременная статья!УДАЧИ!

  38. Не думаю, что на селе с образованием дела обстоят плачевно, хотя, согласна, образовательные возможности на селе в разы ниже. Но что мешает современному школьнику пользоваться Интернетом именно в образовательных целях?!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *