Краеведение в помощь учителю иностранного языка

Тема: Гаджеты — от вредного к полезному

Лилия ХАЛИУЛЛИНА,

учитель английского языка Иж-Бобьинская средней школы Агрызского района

Известно, что у детей в раннем возрасте, когда занятия проводятся в игровой форме с применением информационно — коммуникационных  технологий,  наблюдается высокий интерес к изучению иностранного языка, а в средних классах, в связи  с усложнением изучаемого учебного материала, отмечается  его снижение у части учащихся.  Эта проблема  существует уже давно, несмотря на осознание в обществе в целом значимости изучения иностранного языка. Этот факт вполне объясним, если задуматься над социальными вопросами. С одной стороны, ученик осознает необходимость изучения иностранного языка, а с другой стороны, он не видит перспективы для себя лично и не заинтересован в его изучении, считая, что язык не нужен для будущей профессии,  не ощущает значимости его практического применения в жизни. Эта ситуация характерна и для сельской школы.

Для  решения этой проблемы  учителя  нашей школы используют в своей деятельности различные методы и приемы, способствующие  формированию и развитию коммуникативных навыков учащихся. Одной из направлений работы является изучение  и  применение краеведческого материала.

При изучении английского языка с использованием краеведческого материала мы ставим  следующие цели:

  1. Освоение программы по английскому языку на уровне стандарта среднего (полного) общего образования.
  2. Умение самостоятельно работать с различными источниками информации, планировать и организовывать свою деятельность, применять полученные теоретические знания в практике самостоятельной работы.
  3. Способность к творческому мышлению.

Для осуществления этих целей  ставим следующие задачи:

  • Способствовать выбору индивидуального образовательного пути;
  • Обеспечивать каждому ученику «ситуацию успеха»;
  • Содействовать самореализации личности ребенка;
  • Создавать условия для развития познавательных интересов и стремления к расширению общего кругозора;
  • Воспитывать гражданственность, любовь к Родине, уважительное отношение к родителям и семье.

Мне очень повезло, что свою педагогическую деятельность  я  осуществляю  в  школе,  которая находится в селе, имеющем уникальную историю.  В конце Х1Х в начале ХХ века село Иж-Бобья было одним из центров татарского просветительства наряду с такими большими городами как Казань, Оренбург, Уфа. Основателями знаменитого медресе  являются педагоги — просветители братья Буби,  имя которых носит наша школа уже много лет.  В селе сохранилось 8 исторических зданий, на которых установлены мемориальные доски. Историей нашего села интересуются не только в пределах нашей республики и страны. Нашу школу посетили представители из США, Австралии,  Кореи.  Частыми гостями  музея истории школы и села были руководители района и республики. В недалеком будущем планируется сделать наше село музейным комплексом, предполагающим посещение туристами, в том числе и иностранными.

С целью представления достопримечательностей села иностранным туристам,  мы с учащимися оформили на английском языке стенд  «Путешествие в прошлое»  и  создали видеопрезентацию «Добро пожаловать в Иж-Бобью!»  на занятиях кружка английского языка. Планируем создать буклет, альбомы о нашем селе для иностранцев. Ученики с большим увлечением  занимаются поисками информации о достопримечательностях села, о знаменитых деятелях — выпускниках медресе и Иж-Бобьинской школы, посещают музей школы и музей истории села, ищут информацию в просторах интернета. Не менее интересным для учеников является отбор необходимого материала и перевод их на английский язык.  А создание видеопрезентации  стало для многих его участников памятным событием, вызвавшим много приятных эмоций и гордость за выполненную работу во благо общества. Отрадно отметить, что такие формы работы вызвали немалый интерес к изучению языка тех учащихся, которые раньше изучали его по необходимости, принуждению.

Краеведческий материал имеет большую практическую значимость  как при   организации  урочной,   так и внеклассной, исследовательской деятельности. Краеведение помогает не только прививать любовь к своей малой Родине, формировать гражданскую позицию, но и нести культуру своего народа представителям других стран, воспитывает толерантное отношение к другой культуре.

Включение краеведческого компонента в содержание обучения иностранному языку и культуре повышает не только качество образования, но и благотворно влияет на мотивацию учащихся. Изучение истории своего края позволяет расширить знания о своей «малой» родине и затем рассказать об этом при проведении экскурсий и встречах с гостями школы, села и района.

Важнейшей задачей, стоящей  перед учителем сегодня  является развитие ребенка, его патриотическое воспитание, основанное на знании и умении представить свою родную культуру на международной арене, и иностранный язык как предмет играет в этом первостепенную роль.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *