«Наследники принца»

(Интерпретация образа Гамлета в русской поэзии Серебряного века: урок-квест по литературе для IX класса)

Лилия БАГМАНОВА,

учитель русского языка и литературы I квалификационной категории школы №18 г.Казани

Цели:

  • Образовательная: вовлечение каждого учащегося в активный образовательный процесс, организация индивидуальной и групповой деятельности школьников.
  • Развивающая: развитие интереса к предмету, творческих способностей, воображения учащихся, формирование навыков исследовательской деятельности, умений самостоятельно работать с информацией, расширение кругозора, эрудиции, мотивации.
  • Воспитательная: воспитание личной ответственности за выполнение задания, воспитание уважения к культурным традициям и истории.

Оборудование урока:

  • портреты А.Ахматовой, А.Блока, М.Цветаевой, Б.Пастернака;
  • Энциклопедия «Уильям Шекспир»;
  • ПК с выходом в Интернет.

Содержание урока

  1. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте, ребята! Сегодня мы  познакомимся с людьми, которые в разное время получили наследство от одного знаменитого принца. Кто эти люди и как они распорядились наследством – в этом нам предстоит разобраться.  Для начала вы должны разделиться на 4 команды и получить задание (5 мин).

  1. Стадия осмысления

Задание для групп «Угадай наследника». Переходя от точки к точке, открывайте конверт и узнавайте факт из жизни наследника. Если угадаете, о ком идет речь, подойдите к портрету этого человека и обнаружите лист с посланием поэта (8-10 мин).

Группа 1.

  1. Настоящая фамилия – Горенко.
  2. В 1965 году этот человек стал обладателем почетной степени доктора литературы Оксфордского университета.
  3. Первый сборник стихотворений назывался «Вечер».

Нет, и не под чуждым небосводом,
И не под защитой чуждых крыл, —
Я была тогда с моим народом,
Там, где мой народ, к несчастью, был.

  1. Автограф.

(Ответ: Анна Ахматова)

Группа 2.

  1. Первые стихи были написаны в пятилетнем возрасте.
  2. Образ Любови Менделеевой лег в основу цикла «Стихи о Прекрасной Даме».
  3. Автор поэмы «Двенадцать».
  4. Один из признанных гениев Серебряного века.
  5. О, я хочу безумно жить:
    Всё сущее — увековечить,
    Безличное — вочеловечить,
    Несбывшееся — воплотить!

(Ответ: Александр Блок)

 

Группа 3.

  1. Автор поэмы «Крысолов».
  2. Отец – основатель Музея изящных искусств.
  3. Слушала курс французской литературы в Сорбонне.
  4. Красною кистью
    Рябина зажглась.
    Падали листья,
    Я родилась.
  5. Первый сборник стихотворений – «Вечерний альбом».

(Ответ: Марина Цветаева)

 

Группа 4.

  1. В юности проявил себя как разносторонний человек: сочинял музыку, писал картины, изучал историю.
  2. Перевел «Фауста» Гете.
  3. В 1958 году за вклад в русскую лирическую литературу ему была присуждена Нобелевская премия.
  4. Его роман «Доктор Живаго» был под запретом в России 30 лет.
  5. Быть знаменитым некрасиво.

Не это подымает ввысь.

Не надо заводить архива,

Над рукописями трястись.

(Ответ: Борис Пастернак)

 

Учитель: Каждый из поэтов оставил послание. Нужно понять, кому оно посвящено.

 

  1. У кладбища направо пылил пустырь,
    А за ним голубела река.
    Ты сказал мне: «Ну что ж, иди в монастырь
    Или замуж за дурака…»
    Принцы только такое всегда говорят,
    Но я эту запомнила речь,-
    Пусть струится она сто веков подряд
    Горностаевой мантией с плеч.

    2.

    И как будто по ошибке
    Я сказала: «Ты…»
    Озарила тень улыбки
    Милые черты.
    От подобных оговорок
    Всякий вспыхнет взор…
    Я люблю тебя, как сорок
    Ласковых сестёр.

Анна Ахматова

 

Я — …. Холодеет кровь,
Когда плетёт коварство сети,
И в сердце — первая любовь
Жива — к единственной на свете.

Тебя, …. мою,
Увёл далёко жизни холод,
И гибну, принц, в родном краю,
Клинком отравленным заколот.

Александр Блок

 

— На дне она, где ил
И водоросли… Спать в них
Ушла, — но сна и там нет!
— Но я её любил,
Как сорок тысяч братьев
Любить не могут!
‎— ….!

На дне она, где ил:
Ил!.. И последний венчик
Всплыл на приречных брёвнах…
— Но я её любил
Как сорок тысяч…
‎— Меньше,
Всё ж, чем один любовник.

На дне она, где ил.
— Но я её —
(недоумённо)
‎— любил??

М.Цветаева

 

Гул затих. Я вышел на подмостки.Прислонясь к дверному косяку,Я ловлю в далеком отголоске,Что случится на моем веку. На меня наставлен сумрак ночиТысячью биноклей на оси.Если только можно, Aвва Oтче,Чашу эту мимо пронеси. Я люблю Твой замысел упрямыйИ играть согласен эту роль.Но сейчас идет другая драма,И на этот раз меня уволь. Но продуман распорядок действий,И неотвратим конец пути.Я один, все тонет в фарисействе.Жизнь прожить — не поле перейти.

Борис Пастернак

 

Учитель: Мы установили, что все эти поэты обращались к образу Гамлета. Что же так привлекло их в личности, судьбе этого героя? Для дальнейшего исследования необходимо выбрать себе роль: историк, психолог, литературовед.

Задание по группам: учащиеся распределяются по группам в зависимости от выбранной роли, на выполнение задания дается 15 мин, можно пользоваться Интернетом (http://www.world-shake.ru/ru/Encyclopaedia/3707.html), энциклопедией «Уильям Шекспир»

Задание для историков: узнать историю создания стихотворения и соотнести ее с биографией поэта.

Задание для психологов: проанализировать психологическое состояние лирического героя стихотворения.

Задание для литераторов: выписать изобразительно-выразительные языковые средства и определить их роль в тексте.

 

  • Стадия рефлексии

 

Итоговое индивидуальное задание: дать ответ на проблемный вопрос: «Почему образ Гамлета привлекал поэтов?» (5-8 предложений, 10 мин).

 

Подводятся итоги урока. Учащиеся должны закончить фразы

Урок показался мне…

За урок я узнал…

Меня заинтересовало…

Домашнее задание. Выучить стихотворение А.Ахматовой, А.Блока, М.Цветаевой, Б.Пастернака наизусть (на выбор). Сопоставить сонет У.Шекспира №102 и его переводы, сделанные С.Я.Маршаком, А.М.Финкелем и Н.В.Гербелем (см. http: //lib.ru/SHAKESPEAR/sonnets6.txt).

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *