Органы чувств человека

(Окружающий мир. V класс)

Эльвира ХАБИБУЛЛИНА,

учитель начальных классов высшей квалификационной категории  Муслюмовского лицея

Цель. Формировать знания об органах чувств человека как источниках информации об окружающем мире; выяснить, чем они отличаются и какую функцию выполняют; развивать навыки исследовательской деятельности; воспитывать бережное отношение к органам чувств, к своему здоровью.

Метапредметные:

Познавательные УУД: ориентироваться в информационном материале предлагаемого учебного материала, осуществлять поиск необходимой информации при работе над предлагаемыми заданиями;

Регулятивные УУД: принимать учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; осуществлять первоначальный контроль своего участия в доступных видах познавательной деятельности;

Личностные УУД: положительное отношение к изучению предмета, уважение к мыслям и настроениям другого человека

Коммуникативные УУД: принимать работу парами и группами; воспринимать различные точки зрения; принимать задаваемые вопросы, контролировать свои действия.

УМК. «Планета знаний»

 

Ход урока

  1. I. Организационный момент. Мотивация к активной деятельности

Вниманию детей предлагается видеоклип «Выглянуло солнышко». (https://www.youtube.com/watch?v=QYlkuAgGs-g)

Я вижу, ребята, улыбку на ваших лицах и мне тоже хорошо от ваших улыбок. Пусть она не покидает вас долго-долго.

Добрый день солнцу и птицам,

Добрый день улыбчивым лицам.

Поздороваемся с нашими гостями! Садитесь!

  1. II. Проверка домашнего задания.

Ребята, какую очень важную тему мы с вами изучаем по окружающему миру? (Человек)

– Почему я назвала эту тему очень важной?

– Ребята, а чем отличаются люди друг от друга?

– Люди имеют разный цвет  волос и кожи, форму глаз, носа, губ, длину рук и ног. А что их всех объединяет в устройстве организма? (Внутреннее строение организма)

– Какие системы органов образуют внутреннее строение человека? (Дыхательная, пищеварительная, кровеносная, опорно-двигательная, нервная)

– Проверим, что вы узнали на прошлых уроках о внутреннем строении организма человека. У вас на партах лежат конверты под №1. Пусть участники под №1 достанут карточки из конверта и раздадут членам группы. (По 4 изображения органов человека на каждом столе. На табличках написаны названия систем органов человека).

– Какой из этих 4 понятий вы бы выбрали, соответствующий вашей картинке? Подумайте в тишине. Обсудите в парах, почему вы выбрали данный ответ и и какую функцию  выполняет выбранная вами система? (Пары обсуждают причины своего выбора.)

(Учитель просит несколько учеников поделиться мыслями своего партнера).

III. Мотивирование к учебной деятельности

– Мы хорошо поработали над темами об организме человека, но не усвоили еще одну важную сторону её, а между тем знать его для вашей будущей жизни просто необходимо.

(Показывается отрывок из учебного видео, где рассказывается о человеке в шлеме, который не пропускает свет, звуки,  запахи, что руки в боксерских перчатках и что человек будет беспомощным; он не будет понимать, где он находится и что ему делать.) (0:37)

– Почему, как вы думаете? (Закрыты глаза, нос, уши, рот, кисти рук.)

– Мы уже говорили о них. Вспомните, как назвать эти органы? (Органы чувств.)

– Назовите тему урока.

– Давайте сформулируем цель нашего урока. Как вы думаете, что мы с вами сегодня будем выяснять? (Знакомиться с органами чувств, их значением)

– Чтобы ответить на эти вопросы, нам предстоит провести исследование.

– Кто будет предметом нашего исследования? (Человек)

– Верно, предметом нашего исследования будет человек, вернее, его организм. Глаза, уши,  нос, язык, руки – это всё части организма, его органы. (Прикрепляются на доску карточки с названиями органов и карточки с надписями «орган зрения», «орган слуха», «орган осязания», «орган обоняния», «орган вкуса»)

– Представьте, что мы в научной лаборатории. Позвольте мне быть её научным руководителем, а вы – группы молодых учёных.

  1. IV. Изучение темы урока

а) исследование органа зрения.

(Учитель предлагает на экране рассмотреть фотографии природы.)

– Подумайте, что можно рассказать об окружающем мире, рассматривая эти фотографии? (Можно узнать, какое время года, какие цветы и деревья изображены, какое из них вызывает радостное и грустное чувства)

– Какой из ранее перечисленных органов помогает нам рассматривать краски окружающего мира? (Глаза)

– Какая табличка подходит для глаз? (Орган зрения, орган слуха, орган осязания, орган обоняния, орган вкуса)

(На доске появляется схема ГЛАЗА – ОРГАН ЗРЕНИЯ.)

Вывод. Больше всего сведений об окружающем мире человек получает с помощью зрения. С помощью глаз человек воспринимает луч света и тьму ночи, все цвета и оттенки, отличает далекое от близкого. Значит, с помощью какого органа человек воспринимает окружающий мир?(С помощью глаза.)

б) исследование органа слуха.

(Учитель включает музыку.)

– Встаньте, задвиньте стулья. (Физ.минутка) (Учащиеся передвигаются по залу и по окончанию музыки учитель задает вопрос в любом порядке. Дети объединяются в группы, количество участников которых соответствует  номеру ответа. (Ответы проецируются через экран)

  1. Какой орган помог вам услышать звук музыки? (Уши)
  2. С помощью какого органа ты видишь, что написано на доске? (Глаза)

3.Какой орган человека защищает его от повреждений и проникновения бактерий в организм? (Кожа)

  1. На земле он всех умней, потому и всех сильней? (Человек)

(Учитель задает вопрос так, чтобы №1-ый был последним. (Уши)

(На доске схема УШИ – ОРГАН СЛУХА. Дети заполняют свою таблицу).

– Значит, с помощью ещё какого органа чувств мы воспринимаем окружающий мир?

Вывод.  Уши помогают  людям ориентироваться в разнообразном мире звуков.

в) исследование органа обоняния.

– Для следующего исследования нам необходимо проделать практическую работу. У меня на подносе 5 баночек с номерами соответствующие номерам ваших столов. (Чеснок, апельсин, лук, духи, лимон, но детям не сообщается содержимое.) Вы можете определить, что внутри? (Невозможно: глаза не видят, уши не слышат.)

– Закройте глаза. Я сейчас пройдусь между вами. (Ученики с закрытыми глазами, определяют, что находится внутри, по запаху.)

– Так, что же внутри? Каждая команда угадывает свой запах.

(Духи, лимон, чеснок, лук, апельсин)

– Какой орган помог вам определить это? (Нос)

(На доске схема НОС – ОРГАН ОБОНЯНИЯ)

Вывод. Благодаря органу обоняния мы чувствуем запах цветов и вкусной пищи. Запах гари может предупредить нас об опасности – о пожаре. То, что мы не видим и не слышим, мы можем различить по запаху. А помогает нам в этом орган обоняния.

г) исследование органа вкуса.

– Для продолжения исследования мне понадобятся помощники. Подойдите участники под номерами 2. (На 5 подносах по 2 штуки тарелки с сахарной пудрой и мукой.)

– Посмотрите, понюхайте, послушайте. Что вы почувствовали?  (Затруднение в ответе.)

– А что же нам делать? (Дети определяют  по вкусу.)

– Что вы ощущаете? Что помогло вам почувствовать вкус? (Дети догадываются, что это – язык.)

– Дайте научное определение этому органу.

(На доске схема ЯЗЫК – ОРГАН ВКУСА .

Вывод. Орган вкуса помогает нам знакомиться со свойствами предмета, когда не могут помочь органы зрения, обоняния, слуха.

д) исследование органа осязания.

Игра «Секретный мешочек»

(Учащимся предлагается на ощупь определить предметы в мешочке, не засовывая руки внутрь. Все предметы одинакового размера и формы: теннисный мяч, не очень мягкий апельсин.)

– Что вы чувствуете? Можете ли узнать предмет? (Дети описывают предмет, но точно назвать его не могут.)

А как же вы смогли бы определить предмет? Что поможет вам в этом?

(При помощи рук.)

– Но ведь сначала вы тоже пользовались рукой,  но не смогли отгадать предмет. (При помощи кожи.)

(На доске схема: КОЖА – ОРГАН ОСЯЗАНИЯ)

Вывод. На коже нашего тела находится множество чувствительных клеток, которые воспринимают действие тепла, форму, величину предметов, их поверхность. Кожа – это орган осязания.

– Вот и закончилось наше исследование. Сейчас мы сможем ответить на вопрос: кто же они, наши верные помощники, с помощью которых мы воспринимаем окружающий мир? Посмотрите на доску (учитель показывает на левую сторону таблички) – это органы, а это – чувства. (Показывает на правую сторону таблички.) Какое название отсюда следует?

е) исследование охраны и гигиены органов чувств.

– Ребята, а как вы думаете, нужно ли охранять органы чувств? Почему?

– Теперь новое задание вам для работы в команде: нужно выбрать из данного списка  правила охраны и гигиены органа чувств. (Каждому  учащемуся предлагается на  листе одинаковый свод правил. Они должны выбрать только те из них, который будет соответствовать определенному органу. Стол №1глаза, №2уши, №3 нос, №4 язык, кожа.)

– Во время выполнения данного задания вы должны ОБДУМАТЬ ответ, подчеркнуть его. Затем по очереди, начиная с участника №1, ОБСУДИТЕ свои ответы в команде. (Каждый стол выступает по одному из органов.)

ж) органы чувств и мозг. Нервная система.

– Ученые говорят: «Не глаз видит, не ухо слышит, не нос ощущает запахи, не кожа чувствует прикосновение, а МОЗГ!» Как же это понять? (Ответы детей.)

– Закройте глаза и представьте: утро, вы еще спите. Вдруг…звенит будильник. Что вы делаете?

– Видя, что подъезжает машина, вы будете переходить дорогу?

– А в лесу, увидев ёжика, вы будете его гладить или брать в руки?

– Вы поступите правильно, почти не задумываясь. Кто же управляет всеми вашими поступками? Ими занимается наш мозг! (На экране показывается рисунок мозга.) Человек видит, слышит, чувствует вкус и запах только тогда, когда сигналы от органов чувств поступают в головной мозг. Что бы мы не делали, всеми управляет он. Но как сигналы поступают в головной мозг? Найдите ответ в учебнике (Учебник стр. 38)

(Рассказ учителя о нервной системе: головной мозг (управляет всем) и спинной мозг (проводит сигналы от органов к г.м.)

  1. V. Закрепление. Самооценка

Детям предлагаются карточки. Они должны соединить линиями соответствующие названия с органами. (Проверка по экрану)

Встаньте, у кого верно.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *