Порядок действий в выражениях со скобками и без скобок

(Урок математики во  II классе)

Раушания АФЛЯТУНОВА,

учитель начальных классов средней школы №4 г. Набережные Челны

Тип урока. Урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Цель. Изучение и первичное осознание нового учебного материала.

Задачи.

  1. Формировать предметное умение: вычислять значение числового выражения, содержащего 2-3 арифметических действия, со скобками и без скобок.
  2. Совершенствовать предметное умение: выполнять устно сложение и вычитание чисел в пределах 1000.
  3. Формировать УУД:

— принимать и сохранять учебную задачу; совместно с учителем составлять план и последовательность действий; давать оценку (осознавать качество усвоения темы); осуществлять пошаговый контроль по результату (Регулятивные УУД);

— проводить рефлексию  содержания учебного материала (Познавательные УУД);

— планировать учебное сотрудничество со сверстниками (определять функции участников) (Коммуникативные УУД)

 Ход урока

  1. Организационная часть урока.
  2. Мотивация к учебной деятельности.

– Здравствуйте, ребята.

– На предыдущих уроках мы занимались распознаванием выражений, составлением выражений по тексту задач и программ действий.

– Сегодня на уроке мы продолжим работать с выражениями. Нам также пригодится умение составлять программу действий.

  1. Постановка проблемы.

– Предлагаю найти значения данных выражений (Приложение1).

(Учитель организует проверку. Фиксирует разные варианты выполнения заданий на доске. Учащиеся самостоятельно выполняют задание на листочках.)

–  Какое было задание? (Найти значение выражений.)

– Все одинаково выполнили это задание?

– В чём причина разных вариантов выполнения этого задания? (Есть скобки, не знаем, в каком порядке выполнять действия.)

Если ученики затруднятся с причиной:

– Чем похожи выражения? (Одинаковые числа. Три действия.)

– В чем различие между выражениями? (Нет скобок в 1 выражении, во 2 и 3 выражениях есть скобки, но стоят в разном месте.)

 – Вы знаете, в каком порядке выполнять действия в выражениях со скобками? (Нет, не знаем.)

  1. Постановка цели и определение образа результата.

 –Что мы пока не умеем делать? (Выполнять  действия в выражениях со скобками и без скобок.)

Целью нашего урока является умение вычислять значение числового выражения со скобками и без скобок.

– Порядок действий в выражениях со скобками и без скобок – тема нашего урока.

(Тема записана на доске.)

– Выполнив данное задание (Приложение 2), мы выясним, научились ли мы вычислять значение числового выражения со скобками и без скобок или нет.

  1. Определение критериев оценки результата.

– Оценивать данное задание мы будем по следующим критериям (записаны на листочках Приложение 2):

«5» — нашли значения всех трёх выражений без ошибок.

«4» — нашли значения двух выражений без ошибок.

«3» — нашли значение одного выражения без ошибок.

  1. Разработка плана достижения цели.

– Для достижения цели составим план наших действий.

Мы не знаем, в каком порядке выполнять действия в выражениях со скобками и без скобок. Значит, сначала узнаем, в каком порядке выполнять действия в выражениях со скобками и без скобок.

 (Записывает первый пункт плана на доске (Приложение 3).

–Когда мы узнаем, в каком порядке выполнять действия в выражениях со скобками и без скобок, нужно ли вернуться к первому заданию? (Нужно.)

– Для чего необходимо вернуться к первому заданию? (Чтобы проверить и исправить ошибки.)

(Записывает второй пункт плана на доске (Приложение 3).

– Нужно ли нам тренироваться, чтобы научиться вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок? (Да, нужно тренироваться.)

– В этом нам помогут задания в учебнике.

(Записывает третий пункт плана на доске (Приложение 3).

II.Основная часть урока.

  1. Действия по реализации плана.
  2. Работа по учебнику.

– Откроем страницу 97 учебника и прочитаем, как правильно определить порядок выполнения действий в выражениях. (Читают стр. 97 учебника.Делают вывод)

  1. Составление алгоритма (Приложение 5).

– Далее предлагаю поработать в группе и составить алгоритм, который поможет научиться  вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок.

(Примечание: учитель назначает капитанов (руководителей) группы до урока.  Руководитель группы назначает, кто и какую работу выполняет: первый ученик будет вписывать в шаблон числа, второй ученик будет помогать,  третий ученик будет следить за временем. Учитель организует проверку. Обобщённый алгоритм записывает на доске. Руководители групп прикрепляют составленные алгоритмы на доску. Исправляют ошибки, используя алгоритм.)

3.Физкультминутка

  1. Вернёмся к заданию № 1 (Приложение 1), исправим ошибки.

(Учитель организует фронтальную работу.)

Итак, какие пункты плана мы уже выполнили? (Пункт 1 и пункт 2)

– Что мы будем делать сейчас? (Тренироваться вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок.)

(Учитель организует выполнение задания № 3 в учебнике на стр. 98 и проверку ошибок. Предлагает образец выполнения. Один ученик выполняет у доски с комментированием, остальные в тетрадях. Самооценка.)

– Давайте вместе проверим, научились ли мы вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок. Для этого выполним задание № 2 (Приложение 2).

III. ИТОГ УРОКА

  1. Фиксация результата, оценивание по критериям.

(Учитель организует проверку выполнения самостоятельной работы (Приложение 2), исправление ошибок, оценивание по критериям. Учащиеся проверяют работу, исправляют ошибки, оценивают по критериям. Проводят самооценку.)

  1. Рефлексия.

– Какую цель ставили на уроке? (Научиться вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок.)

Продолжите предложения (записаны на доске):

Сегодня на уроке я выяснил …

Теперь я научился…

Я хочу …

  1. Перспектива. Постановка домашнего задания/

– Были у ошибки при выполнении самостоятельной работы?

– Нужно ли нам ещё тренироваться вычислять значения числовых выражений со скобками и без скобок? (Ответы учащихся)

Этим мы продолжим заниматься на следующем уроке.

– А дома предлагаю вам выполнить задание № 5на стр. 98 (Записывают домашнее задание.)

– Оценивать домашнее задание будем по следующим критериям … (Приложение 4).

 

Приложение 1.

Задание № 1. Найдите значения выражений.

80 + 40 — 20 + 50 =

80 + (40 — 20) + 50 =

80 + 40 — (20 + 50) =

Приложение 2.

 Задание № 2.  Найдите значения выражений.

180 – 20 + 40 – 80

200 – (34 + 66) + 55

320 — 20 + (90 – 25)

Критерии оценивания:

«5» — нашли значения всех трёх выражений без ошибок

«4» — нашли значения двух выражений без ошибок

«3» — нашли значение одного выражения без ошибок

Приложение 3.

План:

1.Узнать, в каком порядке выполнять действия в выражениях со скобками и без скобок. Составим алгоритм (программу) действий.

  1. Вернуться к заданию № 1, проверить и исправить ошибки.
  2. Тренироваться в вычислении значений числовых выражений со скобками и без скобок.

Приложение 4.

Критерии оценивания самостоятельной работы:

«5» — нашли значения всех трёх выражений без ошибок

«4» — нашли значения двух выражений без ошибок

«3» — нашли значение одного выражения без ошибок

Критерии оценивания домашнего задания:

«5» — верно расставлены скобки и верно нашли значения четырёх выражений

«4» — верно расставлены скобки и  верно нашли значения трёх выражений

«3» — верно расставлены скобки и  верно нашли значения двух выражений

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *