Повышение квалификации учителей информатики: практикум-интенсив по решению задач ЕГЭ

Полина БЕРГЕР,

учитель информатики и ИКТ высшей квалификационной категории

Лицея им. Н.И.Лобачевского» КФУ

В настоящее время в российском образовании осуществляется переход на новые образовательные стандарты, которые ставят перед школьным учителем информатики задачу усиления практической направленности преподавания предмета «Информатика и ИКТ» [5].

По данным аналитических отчетов ФИПИ [3, 4], сложность задач ЕГЭ по информатике за последние годы резко возросла. Одновременно с этим наблюдается значительное снижение результатов ЕГЭ выпускников школ России. Уменьшение среднего тестового балла ЕГЭ по информатике можно наблюдать на диаграмме 1, а изменения количества
«100-балльников» – на диаграмме 2.

 Диаграмма 1           

Бергер 7

                       Диаграмма 1                                                                                       Диаграмма 2

По мнению выпускников школ, родителей и представителей педагогического сообщества, результаты ЕГЭ во многом характеризуют результативность работы учителя-предметника, влияют на рейтинг образовательного учреждения и формируют имидж системы образования в целом. Поэтому перед школьным учителем стоит сложная задача: подготовить выпускника к успешной сдаче ЕГЭ.

Следует отметить, что к настоящему времени в большинстве школ сложилась собственная система подготовки учеников 9-х и 11-х классов к государственной итоговой аттестации (ГИА). В рамках системы подготовки к ГИА статус предмета определяет то, является он «обязательным» или «по выбору».  Как известно, предмет «Информатика и ИКТ» относится к разряду предметов «по выбору», поэтому многие учителя информатики сталкиваются с тем, что в учебном плане нет специально отведенных часов на подготовку учеников к ОГЭ и ЕГЭ. Учителю приходится прорабатывать со всем классом программный материал и параллельно готовить к экзамену тех учащихся, которые выбрали ЕГЭ по информатике.

В литературе и в различных Интернет-источниках можно легко найти подборки и видео-разборы решения задач ЕГЭ по информатике, однако сама методика подготовки к экзамену еще недостаточно разработана.

Когда в разговоре с коллегами – учителями информатики – речь заходит о задачах повышенной сложности, те только вздыхают. Учащимся это дается нелегко, да и нет у них особого стимула, ведь ЕГЭ по информатике выбирают единицы.

Что скрывать, зачастую и сами учителя, которым не приходится регулярно готовить учащихся к ЕГЭ по информатике, не всегда уверенно решают задачи повышенной сложности.

Но все таки за последние годы мотивация у слушателей курсов повышения квалификации и профессиональной переподготовки заметно повысилась. Это объясняется тем, что с 2015 года Министерство образования и науки Республики Татарстан обязало всех учителей-предметников пройти диагностическое тестирование в формате ЕГЭ. Результаты не публикуются на сайте Министерства, но учителя всерьёз задумались над повышением своей профессиональной компетентности.

В рамках стажировочной площадки на базе лицея им. Н.И. Лобачевского КФУ проходят мастер-классы и практические занятия для учителей информатики Республики Татарстан, слушателей курсов повышения квалификации ПМЦПКиППРО КФУ. На основе опыта преподавания информатики в классах физико-математического профиля опубликованы разработки по методике проведения практических занятий в формате практикума-интенсива по разделам «Теоретические основы информатики» и «Основы алгебры логики» [1, 2]. В данной статье описывается методика проведения практических занятий в формате практикума-интенсива по решению задач ЕГЭ повышенного уровня сложности, адаптированная для учителей. Слушатели курсов знакомятся с данной методикой, принимая участие в практикуме-интенсиве в роли учащихся.

Что же такое «практикум-интенсив»?

Практикум-интенсив – это инновационная форма проведения практических занятий, которая позволяет быстро трансформировать знания в прочные навыки.

На кого рассчитан практикум-интенсив по решению задач ЕГЭ?

На учащихся классов физико-математического и инженерно-технологического профиля, а также на учителей информатики — слушателей курсов повышения квалификации.

Бергер 1

Рис. 1.

В приведенной ниже таблице перечислены вопросы, стоящие перед учителем накануне практикума по решению задач повышенной сложности, и способы их разрешения.

Табл. 1

Бергер

На этапе подготовки к проведению практикума-интенсива:

учитель разрабатывает опорный конспект по теме практикума, которые содержат основные формулы, таблицы и прочую справочную информацию в сжатом виде. (В дальнейшем он служит образцом для учеников, которым дается домашнее задание разработать подобный опорный конспект, но уже по другим темам курса).

– учитель готовит списки задач для практической работы на 2 варианта. (Сложность задач повышается постепенно: от базового уровня к повышенному).

– ученики получают опорный конспект в электронном виде, зайдя в виртуальный факультатив «Интенсив по подготовке к ЕГЭ по информатике», специально организуемый учителем в среде «Электронное образование в Республике Татарстан» [9]. Накануне практикума им дается домашнее задание выучить этот конспект наизусть.

В начале практикума-интенсива на этапе актуализации знаний учитель проводит в высоком темпе разминку (опрос, диктант или обучающий тест), по окончании которой учащиеся проводят взаимооценку или самооценку знаний по теме практикума.

Далее учитель проводит коррекционную работу у доски.

Затем учитель раздает списки задач для практической работы: сначала задачу из 1-го варианта разбирает у доски, при этом обсуждаются эффективные приемы решения, затем учащимся предлагается самостоятельно решить подобную задачу из 2-го варианта.

Задание на дом содержит задачи повышенной сложности.

Приведем фрагмент занятия «Оптимальные методы решения заданий ЕГЭ по теме «Информация», проведенного в формате практикума-интенсива.

Табл. 2
Бергер 2

Раздел «Основы алгебры логики» – один из сложнейших в курсе информатики. В КИМ ЕГЭ по информатике присутствуют задания базового и повышенного уровня сложности, для решения которых требуются глубокие теоретические познания и хорошо сформированные практические навыки.  Выпускники, изучающие информатику на базовом уровне, при подготовке к ЕГЭ сталкиваются с объективными трудностями. Во-первых, в учебниках базового уровня эта тема рассматривается в усеченном варианте и поверхностно в рамках тем «Базы данных» и «Электронные таблицы». Во-вторых, сложность задач за последние годы резко возросла, о чем свидетельствует значительное снижение результатов сдачи ЕГЭ по информатике. Так, по данным Минобрнауки, средний тестовый балл понизился с 63,5 в 2013 г. до 57,2 в 2014 г. и 54 балла в 2015 г. С заданием №18 «Проверка истинности логического выражения» в 2015 году справились менее 15 % выпускников. С заданием №23 «Системы логических уравнений» в 2015 году справились менее 5 % выпускников [1, 2]. 

Проанализировав ошибки учащихся при решении задач ЕГЭ по теме «Основы алгебры логики», мы обозначили следующие проблемы и наметили пути их решения.

Табл. 3

Бергер 4Методика развития навыков осмысленного чтения на уроках информатики 

В условиях перехода на новые образовательные стандарты большое внимание уделяется достижению метапредметных результатов при обучении информатике. Одна из важнейших задач, стоящих перед учителем, — формирование навыков осмысленного чтения.

В таблицах 4, 5 приведены алгоритмы изучения условий задач.

Алго изучения условия задачи для определения темы и выбора формул по теме «Информация»

Табл. 4 Бергер 3

Алгоритм изучения условия задачи по теме «Основы алгебры логики» для определения проверяемых умений и выбора вспомогательных материалов

 Табл. 5Бергер 5

 

Выводы

Как показал опыт, практикум-интенсив позволяет быстро трансформировать знания учащихся в прочные навыки. Качество знаний повысилось с 73% до 86%. Динамичные и интенсивные практические занятия, которые проводятся, начиная с 8 класса, позволяют избежать рутины и скуки на уроках, повышают интерес к предмету.  У учащихся повышается уверенность в себе, и они все чаще рассматривают для себя возможность выбора экзамена по информатике.

Данная работа является обобщением опыта проведения занятий для учителей информатики РТ по решению задач повышенной сложности в формате практикума-интенсива в период 2014-2016 г.г. на базе Приволжского межрегионального центра повышения квалификации и профессиональной переподготовки работников образования Института психологии и образования ФГАО ВПО КФУ.

 

Литература

  1. Бергер П.Г. Методика проведения практикума-интенсива по решению задач ЕГЭ по разделу «Основы информатики» // Сетевое издание «Образование: эффективность, качество, инновации». – №3. – 2015 г. ru/journal?p=7579
  2. Бергер П.Г. Методика проведения практикума-интенсива по решению задач ЕГЭ по разделу «Основы алгебры логики» // Сетевое издание «Образование: эффективность, качество, инновации». – №1. – 2016 г. ru/journal?p=12034
  3. В.Р. Лещинер Методические рекомендации по некоторым аспектам совершенствования преподавания информатики и ИКТ (fipi.ru/sites/default/files/document/1410157306/informatika_i_ikt.pdf)
  4. В.Р. Лещинер, М.А. Ройтберг МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ для учителей, подготовленные на основе анализа типичных ошибок участников ЕГЭ 2015 года по ИНФОРМАТИКЕ и ИКТ. – М, 2015 (http://fipi.ru/ege-i-gve-11/analiticheskie-i-metodicheskie-materialy )
  5. Современный урок информатики в условиях ФГОС / О. М. Губанова, М. А. Родионов // Вестник Пензенского государственного университета. –  2015. –  №1 (9).
  6. Чупин Н.А. Подготовка к ЕГЭ по информатике: оптимальные способы выполнения заданий/ Н.А. Чупин. – Ростов н/Д: Феникс, 2013. – 105 [1] с.: ил. – (Абитуриент).
  7. Демо-версия ЕГЭ-2017 по информатике http://www.fipi.ru/sites/default/files/document/1479117555/inf_ege_2017.zip
  8. Материалы сайта http://kpolyakov.spb.ru 
  9. Виртуальный факультатив «Интенсив по подготовке к ЕГЭ по информатике» https://edu.tatar.ru/facultative/index/8637

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *