Правописание разделительного мягкого знака (I класс школы с татарским языком обучения)

Резеда САФИНА,
учитель начальных классов I квалификационной категории Кубянской средней школы Атнинского района

Цель: создать условия для формирования умений правописания слов с ь, образовывать форму множественного числа, различать: ь – показатель мягкости и разделительный знак.

Задачи
Личностные: способствовать проявлению интереса к изучаемой теме, осознанию собственных достижений при освоении учебного материала.

Метапредметные
Коммуникативные: способствовать умению формулировать собственное мнение и позицию; умению принимать активное участие в работе группами, допускать существование различных точек зрения.
Регулятивные: способствовать развитию умений принимать и сохранять учебную задачу, соотносить учебное действие с правилом; уметь оценивать правильность выполнения действия.
Познавательные: содействовать формированию умений различать две функции ь, умений осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков, выстраивать знаково-символические схемы.

Тип урока: урок открытия новых знаний с применением структур Сингапурской системы обучения.
Материал и оборудование: учебник (Чуракова Н.А. Русский язык. Часть 3. − Академкнига, 2012. (ПНШ), рабочая тет­радь, карточки с заданиями, МЭНЭДЖ МЭТ, компьютер, проектор.
I. Организационный момент. (2 мин.) (Формирование личностных УДД)
II. Актуализация знаний. (5 мин.) (Индивидуальная и фронтальная работа. Формирование познавательных и коммуникативных УДД)
− Ребята, сейчас мы поработаем по структуре СИ ФИНК УАНДЭ (Посмотри – Подумай – Задайся вопросом)
1. Что ты видишь?
2. Что ты думаешь об этом?
3. Что тебе хотелось бы узнать?
(На экране рисунки: пальто, соль, морковь, платье. Ученики сообщают, что они видят, что об этом думают и что им хочется узнать.)
− А вот мне хочется узнать, можно ли разделить эти слова на группы? Если да, делим слова на группы:
ь – показатель мягкости       разделительный ь
(соль, пальто, морковь)      (платье)
III. Определение темы и целеполагание. (3 мин.) (Фронтальная работа. Формирование регулятивных УДД)
Определение темы урока. («Разделительный мягкий знак»)
− Чему мы сегодня будем учиться? Что мы хотим узнать?
− Узнать, когда пишется разделительный ь.
− Научиться правильно писать слова с разделительным ь.
− Уметь употреблять в речи слова с разделительным ь и т.д.

• Чистописание (3 мин.)
ье    ья    ьё    ью
Красна птица перьями, а человек уменьем.

IV. Первичное усвоение материала.
(6 мин.) (Фронтальная работа. Формирование личностных и познавательных УДД)
− Ребята, посмотрите на доску и сравните произношение буквосочетаний. Есть ли разница? Напишите транскрипцию.
лё    [л’о]        льё    [л’й’о]
ся    [с’а]        сья    [с’й’а]
пе    [п’э]        пье    [п’й’э]
− Есть ли разница? (Да, во второй группе появился звук [й’])
− Какой сделаем вывод? (Если в слове после согласного слышим звук [й’], то перед я, е, ю, ё пишется мягкий знак.)
Е    Ё    Ю    Я
пьеса    польёт    солью    семья
[й’э]    [й’о]    [й’у]    [й’а]

− В какой части слова пишется разделительный ь? (В корне.)
− Давайте построим схему:

ь  я (е, ё, ю)
• Физкультминутка. (4 мин.) (Формирование личностных УДД)
– Ребята, мы с вами очень много поработали, теперь можно и отдохнуть, потанцевать. (Применение структуры МИКС-ПЭА-ШЭА)
Вопросы:
− Сколько гласных в русском языке?
− Сколько слогов в слове муравьи?
− Сколько букв, которые обозначают два звука?
− Сколько в русском языке парных согласных?
− Сколько в русском языке букв, которые не обозначают звука?

V. Осознание и осмысление учебной информации. (6 мин.) (Работа по учебнику. Формирование познавательных и коммуникативных УДД)
− Мы с вами сделали вывод, что разделительный ь пишется …
− Мы сделали правильный вывод?
А как можно это проверить? (Прочитать правило в учебнике.)
(Применеие структуры СИНГЛ РАУНД РОБИН)
Работа по учебнику (упр. 162).
Вывод: после разделительного ь буква и обозначает два звука:
Е    Ё    Ю    Я    И
пьеса    польёт    солью    семья    муравьи
[й’э]    [й’о]    [й’у]    [й’а]    [й’а]

VI. Первичное закрепление учебного материала. (6 мин.) (Формирование регулятивных УДД)
1) Работа по слайду.
− Ребята, смотрим на экран. Там даны предметы в единственном числе и во множественном числе. Вы должны записать их названия парами. Помни: в словах множественного числа должен быть разделительный ь.
лист – листья
дерево – деревья
стул – стулья
муравей – муравьи
2) Взаимопроверка.

VII. Самостоятельная работа (по разноуровневым карточкам)
Сделать фонетический анализ слов. (5 мин.)
I уровень:
колосья – [ __ ] – __ букв (ы), __ звука (ов), __ слога
пью – [ __ ] – __ букв (ы), __ звука (ов), __ слога
конь – [ __ ] – __ букв (ы), __ звука (ов), __ слога
жильё – [ __ ] – __ букв (ы), __ звука (ов), __ слога
II уровень:
братья – [ __ ] – __ букв (ы), __ звука (ов), __ слога
вьюга – [ __ ] – __ букв (ы), __ звука (ов), __ слога
коньки – [ __ ] – __ букв (ы), __ звука (ов), __ слога
шью – [ __ ] – __ букв (ы), __ звука (ов), ___ слога
шалунья – [ __ ] – __ букв (ы), __ звука (ов), __ слога

VIII. Домашнее задание (2 мин.)
Упр. 66, стр. 49 в рабочей тетради.

IX. Рефлексия (итог урока). (3 мин.) (Формирование регулятивных УДД)
 Я научился …     Я понял …
 Я узнал …         Я расширил …
− Покажите свое настроение в смайликах.
− Спасибо всем за работу на уроке.

С образцами уроков можно ознакомиться здесь.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *