Птицы в зимнем саду

(Конспект образовательной деятельности по ознакомлению с миром природы в старшей группе)

Лариса ВЛАДИМИРОВА,

старший воспитатель высшей квалификационной категории детского сада №1 «Березка» г. Кукмор

Воспитательные задачи: воспитывать самостоятельность в выполнении задания, желание заботиться о птицах в зимний период, интерес к лэпбуку, способствуя углубленному  изучению материала.

Развивающие задачи: развивать исследовательский интерес, мелкую моторику кистей рук, технические навыки в рисовании, работая разными материалами и способами, логическое мышление, внимание, память.

Образовательные задачи: познакомить детей с понятием лэпбук, уточнить представления  и расширить знания о зимующей птице снегире (особенности строения, окраска), учить детей рисовать в нетрадиционной технике рисования – малярным валиком, совершенствовать технику рисования тычком сухой малярной кистью,  ватной палочкой, формировать последовательность работы над объемной аппликацией.

Наглядные средства обучения:

-демонстрационный материал: мультимедийная презентация с видеороликом «Птицы в зимнем лесу», презентация для работы с лэпбуком, интерактивная дидактическая игра «Птичья столовая».

-раздаточный материал: лэпбук «Снегирь» с комплектом заданий на каждого ребенка, изобразительный материал на каждого ребенка: малярный валик, малярная сухая кисть, ватные диски, влажные салфетки, ватные палочки, баночка с водой, лоток, гуашь черного, красного, белого цветов, палитра.

-технические средства обучения: ноутбук, мультимедийное оборудование, планшет Mimio, минусовка песни «Снегирь» С.Малова – звуковое сопровождение во время практической деятельности.

Обогащение словаря:  лэпбук, снегарка, снегарочка, малярный валик, малярная кисть, ватный диск.

Предварительная работа:

— беседа о зимующих птицах родного края (наблюдение за птицами, прилетающими на участок);

— рассматривание изображений птиц на иллюстрациях, фотографиях, открытках, в энциклопедиях для детей;

— чтение  и  разучивание стихов о птицах (Роньшин В. «Птичьи секреты», Кайгородов Д.Н. «Детям о русской природе. Птицы». Книга 1,2);

— отгадывание загадок, знакомство с силуэтами различных птиц, изготовление совместно с родителями кормушек для птиц.

Планируемый результат:

— ребенок имеет представления о зимующих птицах родного края;

— ребенок умеет узнавать по внешнему виду и называть птиц;

-ребенок способен выражать собственные мысли и чувства, включаться в обсуждение;

-ребенок умеет работать в технике тычка (малярной сухой кистью, ватной палочкой), технике рисования малярным валиком,

— ребенок умеет создавать объемную аппликацию с помощью ватного диска;

— ребенок самостоятелен в выборе материалов для работы;

— ребенок способен анализировать свою деятельность.

Ход образовательной деятельности

1.Вводная часть.

Мотивация на совместную деятельность.

Воспитатель. Здравствуйте! Приглашаю Вас сегодня в зимний лес. Давайте понарошку оденем варежки, шапки, сапоги и пойдем в лес!

(Звучит музыка: Отрывок произведения П.И. Чайковского «Времена года. Январь», на мультимедийном экране появляется видеоролик тихого  зимнего леса.)

Воспитатель. Зимний лес стоит печальный.

Кто под снегом спрятал тайны?

Почему река молчит?

Птичья песня не звучит?

Осторожно в лес входите,

Тайны леса не будите.

­ Как вы думаете, почему  так тихо в лесу. (Птицы не поют.) 

­ Почему не поют птицы? (Улетели в тёплые края.) 

­ Я вижу здесь птиц (на мультимедийном экране появляется видеоролик с зимующими птицами), значит, не все птицы улетели.
(Рассматриваем птиц – воробей, синица, снегирь, ворона.)

­ Вы рассмотрели птиц, которые были на экране. Назовите их.

(Дети перечисляют, и на экране появляются все названные птицы).

Воспитатель. Как одним словом можно назвать воробья, синицу, снегиря, ворону? (Зимующие птицы.)

(На экране меняется изображение — демонстрация готовой кормушки.)

­ Что это? (Ответы детей.)

­ Для чего она нужна? (Ответы детей.) Птицам зимой не только холодно, но и голодно. Нет ни насекомых, ни ягодок, ни травки. Птицам очень тяжело найти еду. Как мы можем помочь птицам перезимовать? (Ответы детей.)

Интерактивная игра «Птичья столовая» (Используется mimio планшет. Дети с помощью стилса должны переместить в кормушку корм для птиц, правильно выбрав из предложенного в игре корма.)

­ Ребята, давайте, посмотрим, кто же прилетит к нашему угощению.

(Появление на экране кормушки со снегирями и звуковым сопровождением «фю, фю».)

Воспитатель. Какие это птицы? Почему не у всех снегирей окраска груди красная? (Дети высказывают свое мнение.)

­ Ярко-красная грудка – у снегиря-папы, а темно-коричневая или серая- цвет мамы-снегарки. (Индивидуальная работа.)

­ Знаете ли вы, что птицы называются так потому, что появляются в наших краях с первым снегом и первыми морозами?

­ Хотите рассмотреть интересную и удивительную книгу с кармашками  о снегире? (Ответы детей.)

­ Для этого нам необходимо вернуться в детский сад, давайте снимем варежки, шапки, сапоги.

  1. II. Основная часть.

(Воспитатель показывает всем детям лэпбуки, которые лежат на столах.)

­ Вы знаете, что это? (Показывает лэпбук, дети высказывают свои  собственные мысли.)

­ Может быть, это книга, которую можно почитать?

­Может быть, это раскраска? (Развязывает шнурки.)

­ Ребята, это же лэпбук – такая папка, в которой много интересного и неизвестного, разные игры и задания. Хотите рассмотреть его и выполнить задания?

­ Развяжите  ленточки и откройте его. (Дети выполняют действие.)

  1. Задание конвертик «Собери снегиря» (совместно с показом на мультимедийном экране).

Детям предлагается собрать снегиря из геометрических фигур на центральном листе лэпбука: большой круг, большой овал – туловище; маленький круг – голова; маленькие треугольники – клюв, лапки; большой треугольник – крылышко; хвост – прямоугольник.

­ Из каких геометрических фигур собрали снегиря? (Ответы детей.)

­ Туловище может быть овальной формы и круглой формы, когда снегирь замерз и втянул шею в туловище.

  1. Задание – картинки «Найди отличия».

В картинке 7 отличий: 1 – цвет грудки (серая и красная); 2 –  название птицы (снегирь, снегарка); 3 – рябинка (10 и 8 штук); 4 – размер птицы (большой, маленький); 5 –  цвет глаз  (голубой и белый); 6 – крыло (у одного два крыла, у другого – одно крыло); 7 – хвост (наверху и внизу).

  1. Задание – диск с изображениями снегирей в различных позах «Найди мою тень».

Физкультминутка «Снегири».

Вот на ветках, посмотри, (Руками хлопают себя по бокам.)

В красных майках снегири. (Показывают грудки.)

Распустили перышки, (Руки слегка в стороны.)

Греются на солнышке, (Шевелят пальчиками.)

Головой вертят, вертят, (Повороты головой вправо, влево.)

Улететь они хотят. (Взмахивая руками.)

Кыш! Кыш! Улетели. (Дети разбегаются, взмахивая руками.)

Практическая часть

Воспитатель. Дети, как вы думаете, почему середина нашего лэпбука пустая? (Дети высказывают свои собственные мысли.)

­На этом листе можно нарисовать снегиря. А рисовать мы будем необычным способом, используя   различный материал. Как создать, картину нам поможет мастер-класс художника-иллюстратора.

(На мультимедийном экране появляется видеозапись мастер-класса художника-иллюстратора  с показом приемов рисования березы и снегиря. Далее показ и совместное выполнение с детьми пальчиковой гимнастики перед началом практической деятельности.)

Пальцы делают зарядку,

Чтобы меньше уставать.

А потом они в лэпбуке

Будут дружно рисовать.

Воспитатель. Теперь вы можете создать свою картину с объемной аппликацией снегиря на ветке березы с элементами рисования. А поможет вам в этом схема изображения приемов рисования в вашем лэпбуке с правой стороны.

Дети выбирают необходимый материал и приступают к самостоятельной деятельности. (Оказание помощи в процессе рисования, поощрение, индивидуальный подход к каждому ребенку, предложение идей для рисования.)

III.Заключительная часть

Воспитатель. Вот и получились у вас картины. Кого вы нарисовали? (Ответы детей.)

­ Молодцы! Удивительные работы у вас получились! Как праздничные фонарики, светятся в ветвях ваши снегири.

­ Как называется книга, которая вам сегодня помогала? (Ответы детей.)

­ В какие игры из лэпбука вам понравилось играть? (Дети высказывают свое мнение.)

Игра «Синквейн» с использованием мультимедийной презентации.

Воспитатель. У всех книг есть названия. Как можно назвать наш лэпбук? (Снегирь.)

­ Какой снегирь? (Красногрудый, черноголовый.)

­ Что делает? (Сидит, клюет, летает.)

­ Когда он прилетает в наши края? (Снегирь прилетает к нам зимой.)

­ Каким другим словом можно назвать снегиря, который не улетает в теплые края? (Снегирь-зимующая птица).

Ребята, послушайте: из наших ответов получилось настоящее стихотворение.

­ Снегирь

Красногрудый, черноголовый.

Сидит, клюёт, летает.

Прилетает к нам зимой.

Снегирь — зимующая птица.

­ Эти лэпбуки вы можете оставить себе, вспомнить, рассказать о снегире, поиграть со своими друзьям, родителями  и  близкими родными.

До новых встреч. До свидания!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *