Радость познания – успех в изучении химии     

  Татьяна ЩУКИНА,

учитель химии высшей квалификационной категории лицея №116 им. М.Махмутова г.Казани

Процесс усвоения знаний – творческий процесс, следовательно, он должен нести ребенку радость, давать вдохновение, прививать чувство  успешности, быть эмоционально окрашенным. Не должно быть чувства страха  перед учителем за неправильный или неточный ответ. «Если охоты учиться нет – учение мучительно и бессмысленно. Только увлечение создает то напряжение духовных сил, которое ведет к развитию способностей. Все знают: у кого большие способности, у того обычно есть интерес к занятиям. Но не все знают обратное правило: у кого больше интереса, у того быстрее развиваются способности. Увлечение и способности тесно связаны между собой», – пишет известный педагог-новатор С.Соловейчик. Учащиеся легче воспринимают материал, если при объяснении вносятся элементы занимательности и ассоциативного мышления. Так, при изучении строения Периодической системы химических элементов Д.Менделеева таблицу  представляем как большой многоэтажный дом, в котором живут химические элементы. Как в каждом доме имеются подъезды – это номер группы, этажи – периоды, а каждая квартира имеет номер – порядковый номер химического элемента. Каждый из нас живет в семье. Так и химические элементы образуют семьи, например, щелочные металлы, щелочноземельные металлы, галогены, халькогены и т.д. В каждой отдельно взятой семье много общего, но в то же время каждый член семьи отличается от другого по многим параметрам, так и химические элементы одной семьи, имея одинаковое число электронов на внешнем энергетическом уровне, отличаются друг от друга химической активностью в реакциях с одними и теми же реагентами. После демонстрации химического взаимодействия лития и натрия с водой можно поставить вопрос: «Почему в школьной лаборатории отсутствуют образцы других щелочных металлов?» А далее сформулировать проблему, ориентируясь на схемы реакций:

2Li +2H2O =2LiOH + H2 + Q1                    2Na + 2H2O =2NaOH + H2 + Q2

Сравните значение количества теплоты (Q1 и Q2), характеризующих данные реакции. Объясните различие с точки зрения положения в периодической системе химических элементов и строения атома. Процесс поиска решения с ориентиром на наглядную химическую реакцию, даст позитивный опыт и яркую эмоциональную окраску процессу познания.

На уроках в VIII – IX классах использую игровые моменты. Игра – не просто развлечение, а особый метод вовлечения учащихся в творческую активную деятельность. Игровая ситуация способствует более быстрому усвоению знаний и умений, снимает напряжение, усталость и позволяет направить учащихся на  успешное усвоение новой информации. Например, при изучении темы металлы, настраиваю класс на положительное восприятие материала. Проговариваю: «Представим себя путешественниками, которым придется пройти большой путь по стране «Металлы». Путешествие продлится больше месяца. В дорогу берем саквояж, в который складываем маршрутную карту ­ периодическую систему Д.Менделеева, все знания о строении атомов, о свойствах металлов и, конечно же, бодрое настроение». Использование уроков-путешествия по стране «Металлы» или «Неметаллы» – дает возможность учителю поднять интерес к изучаемому предмету. Предварительно ученики получают домашнее задание, которое можно выполнить, используя дополнительную литературу или ресурсы интернета. Например, найти информацию о самых легких и самых тяжелых металлах, привести примеры  использования их в промышленности и быту, могут быть предложены такие вопросы: Почему алюминий называют крылатым металлом? Когда алюминий был дороже золота? Какой металл и его соединения отличаются по свойствам от металлов его семейства? и т.д.

На уроках в VIII классе использую красочные алгоритмы составления формул соединений. Так, при написании формул ионных соединений, учащиеся обозначают катионы металлов синим цветом, а анионы – красным. Зеленым цветом записывают наименьшее общее кратное. Изучая тему «Электролитическая диссоциация», учащиеся получают фрагмент таблицы растворимости, в которой ярко, крупным шрифтом и разным цветом указаны заряды катионов и анионов. Учащиеся без затруднения пишут уравнения реакций диссоциации кислот, солей, щелочей, однако при объединении этой темы в написании уравнений реакций ионного обмена, многие допускают ошибки, забывая проставлять заряды ионов. Легче выработать внимание учащихся, когда ученик выступает в роли учителя и  сам начинает объяснять этот фрагмент темы своему однокласснику. В этом случае желательно использовать групповую работу. В состав группы обязательно должен входить ученик, который хорошо владеет знаниями по химии. Но одним из главных условий является то, что он должен  быть доброжелательным. Первым объяснять начинает ученик, знания которого проверены учителем, а далее этот же вопрос объясняет каждый из учеников группы под контролем своих одноклассников. Групповая работа на уроке способствует развитию умения слушать своего товарища, развивает толерантность общения.

За годы работы накопился большой творческий материал учащихся по написанию сказок и рассказов. При написании сказок раскрываются таланты учащихся, как писателей, авторов детективных историй, любовных романов, увлекательных сказок и заодно используются знания физических и химических свойств веществ, области их применения. Так, анализируя образования соединений железа, в которых он проявляет степень окисления +2 или +3, описана встреча железа с хлором. Железо идет по улице в добром расположении духа, а навстречу движется его давний друг хлор. Друзья обрадовались друг другу, так как давно не виделись. Радость железа была безграничной: улыбка во все лицо, и от радости он дарит хлору три электрона, переходя в положительно заряженный ион со степенью +3.  Проходит время, железо вновь оказалось  на той же улице, но, к сожалению,  хлор уже был не один. Вместе с ним шел водород, с которым они обсуждали свои кислотные дела. Железо было радо встрече с хлором, но его несколько смущал водород, и хотя водород был интеллигентом, отошел в сторону, а затем и вовсе  исчез за горизонтом, радость была омрачена. Железо скромно улыбнулось и подарило хлору только два своих электрона, перейдя в положительно заряженный ион с зарядом +2.

При закреплении темы «Галогены» во время групповой работы на уроке была сочинена учащимися сказка, в которой они отразили химические свойства галогенов и металлов. В некотором царстве, в некотором государстве жили, были галогенчики – девчушки-хохотушки: фторинка, хлоринка, броминка, иодинка. С виду дружелюбные, а нутро то у них  озорное, хитрое. Так и норовят, что схватить, что утащить, да к себе в домик атом – положить. Жили, не тужили, как однажды напал на них  враг темный, весь в железо закован, палец в розетку засунет, искры летят в разные стороны. Шутки с ним не шути. Не растерялись галогенчики. Не стали ждать, когда их в плен уведут, а сами начали нападать, да и электрончики у метальчиков отнимать, да себе забирать. Не долго шла битва. И чудо! Нет ни победителей, ни побежденных. Нет ни шаловливых галогенчиков, нет ни врагов нападавших – метальчиков. Образовалась дружная семья, состоящая из аниончиков и катиончиков – фториды, хлориды, бромиды, иодиды.

Одним из элементов закрепления знаний учащихся является парная работа, в которой каждый ученик выступает в роли учителя, проверяя знания своего напарника. Она занимает на уроке не более 4 минут, но за это время каждый ученик проговорит правило, или определение, или даст названия кислотам, солям. Учащиеся X класса быстро проверяют знания строения молекул, названия веществ соответствующих гомологических рядов органических соединений.

Разнообразные формы подхода к освещению темы дают возможность учителю преподносить новые темы так, чтобы они были наиболее доступны  к  восприятию и усвоению учащимися. При систематическом повторении и закреплении уже изученного материала познания ученика будут все более обогащаться, и вызывать творческий интерес  к предмету.

 

 

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *