Татарская народная сказка «Три сестры»

(Урок литературного чтения во II классе по программе «Начальная школа XXI века»)

 Галина ШОНИНА, 

учитель начальных классов высшей квалификационной категории средней школы №26 г. Нижнекамска

Цели:

— Создать условия для ознакомления с содержанием татарской народной сказки  «Три сестры»;

— Формировать умения выражать свои мысли и чувства; способствовать развитию речи, памяти, мышления;

— Содействовать воспитанию уважения к старшим, к маме.

Тип урока: комбинированный с элементами проекта.

Планируемые результаты:

личностные: проявляют понимание и уважение к ценностям культур других народов; выражают готовность в любой ситуации поступить в соответствии с правилами поведения, проявляют в конкретных ситуациях доброжелательность, взаимопомощь, внимательность.

метапредметные:

регулятивные – планируют решение учебной задачи;

познавательные – воспроизводят по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи, составляют модель обложки книги;

коммуникативные – описывают героев сказки, передают внешние характеристики, используя выразительные средства языка;

предметные – называют жанры и тему изученных произведений, получат возможность понимать нравственное содержание прочитанного произведения, сравнивать тексты сказок.

Формы организации познавательной деятельности: групповая, коллективная, работа в парах.

Средства обучения: учебник «Литературное чтение», рабочая тетрадь №2, презентация, задания для работы в парах, группах.

Ход урока

  1. Организация начала урока.

Эмоциональный настрой

Улыбнитесь друг другу и пожелайте удачи на уроке.

– Вы разделились на бригады, выбрали бригадиров, счетоводов и наблюдателей.

– Начнем.

  1. Актуализация знаний обучающихся.

– Назовите произведения.

  1. Появилась девочка в чашечке цветка,

И была та девочка чуть больше ноготка.
В ореховой скорлупке та девочка спала
И маленькую ласточку от холода спасла.

2.Нет ни речки, ни пруда.

Где воды напиться?
Очень вкусная вода в ямке от копытца.

  1. Отворили дверь козлята, и пропали все куда-то.

– Что объединяет эти произведения? (Это сказки)

(Слайд 1. Что за прелесть эти сказки)

– На какие две группы делятся сказки? (На литературные и авторские)

– А чем они отличаются?

– А авторские и народные делятся на три вида. Какие? (Волшебные, бытовые и о животных)

(Слайд 2. Виды сказок)

III. Сообщение темы урока.

– Сказка обязательно учит чему-то, несет с собой мудрую мысль.

– Зачем нам знать и изучать сказки других народов?

– В какой республике мы живем? (В Татарстане)

Татары – народ, составляющий основное население Татарии. Образовали свое государство «Золотая Орда» в XIII-XV вв. Татары имели свою письменность и школы, где обучали чтению священного писания. Интересное и богатое устное народное творчество. В этом вы сегодня убедитесь.

Сегодня будем составлять алгоритм работы с произведением, и поможет нам произведение татарского народа «Три сестры»

– К какому жанру оно относиться?

  1. I Изучение нового материала.

– Докажем, прослушав, но в тексте встретятся малознакомые слова.

  1. Словарная работа. (Слайд 3.)

тяжко заболела – тяжело

поспешили – быстро пришли

печальная весть – грустная, горестная

вовек – всегда, вечно

ярмарка – большой торг с увеселениями, развивающими, развлечениями, устраиваемый регулярно в одном и том же месте
холст – льняная ткань из толстой пряжи.

кустарный – относящийся к производству домашним, ручным, не фабричным способом.

  1. Первичное знакомство с произведением.

(Чтение 3-х первых абзацев.)

– Что произошло дальше, как вы думаете? (Ответы детей)

(Чтение до конца.)

– Понравилось? Чем?

  1. Применение теоретических положений.

– Так к какому жанру относиться произведение?

– Какая это сказка? (Волшебная)

(Слайд 4. Название сказки «Три сестры»)

– Сегодня к концу урока каждая бригада должна будет сделать проект.

– С чего начнем? (Заголовок)

– Что он нам показывает?

  1. Работа по содержанию прочитанного текста.

– Почему же эта сказка так называется?

– С какими героями вы познакомились?

  1. Творческая работа в группах.

(Первая бригада разбирает образ 1-ой дочери, вторая – образ 2-ой дочери, третья – образ 3-ей дочери.)

– Найдите и прочитайте о них.

(Чтение бригад образов дочерей. Наблюдатели наблюдают и отмечают.)

  1. V. Закрепление изученного.

(Обсуждение образов героев.)

– Представили свой персонаж. Нарисуйте.

(На доске уже появились названия и текст у каждой бригады.)

(Слайд 5. Иллюстрация к сказке.)

– Покажите свои рисунки и прикрепите на проект.

– Представили, увидели, а теперь охарактеризуйте. (Бригады обговаривают и оформляют свои проекты)

– В какой раздел входят сказки? (Фольклор)

– Назовите произведения фольклора. (Пословицы, загадки…)

– Так пословица учит, одобряет, наставляет. Найдите и к вашему произведению пословицу. (Оформление и чтение.)

–Мудрый народ составил много пословиц о маме. Прочитаем.

(Слайд 6. Пословицы.)

(Чтение бригадами и обсуждение. Какая пословица подходит к произведению.)

– Татарский народ сочинил много прекрасных произведений, написал музыку, послушаем и потанцуем.

Физминутка. (Танцуем под тат. музыку)

– Кто самый дорогой человек на свете? Мама самый дорогой человек для каждого из нас.

– А что бывает с теми, кто не заботиться о своей маме? Близких?

– Почему белочка превратила дочерей? (Две дочери могли помочь, но не захотели.)

Бригады доказывают:1 бригада – черепаха, 2 бригада – паук, 3 бригада – пчелка

–А теперь найдите в энциклопедии и напишите интересные факты о этих животных. (В бригадах идет оформление.)

Чтобы много знать – надо много …(Знать)

– А какие книги по этой тематике вы бы порекомендовали к чтению другим ребятам. (Дети оформляют раздел «Литература»)

– А теперь нужно отметить состав бригады и подготовить защиту.

(Один ребенок из каждой бригады идет к своему проекту и защищает.)

– Кто готов рассказать, как нужно работать над произведением.

Алгоритм работы. (Ученики в обсуждении выводят алгоритм.)

  1. Прочитать заголовок. (Подумать о чем произведение)
  2. Прочитать текст.
  3. Ответить на вопросы.
  4. Установить главных героев.
  5. Представить их и охарактеризовать.
  6. Подобрать пословицу.
  7. Найти интересные факты.
  8. Подобрать подобные произведения.

– Оцени свой вклад в работу группы. Отметь нужное место на линейке самооценке.

  1. VI. Итог урока. Рефлексия.

– С каким произведением познакомились? Сколько было настоящих дочерей?

(Слайд 7 Доброта всегда вознаграждается.)

Слово наблюдателям. (Урок заставил меня задуматься о том, что …)

Фиксация интереса к уроку.

– А теперь нам бы хотелось узнать с каким настроением вы уйдете с этого урока. Покажите смайлики.

Оценивание. Подарок от пчелки.

VII. Домашняя работа.

  1. Творческая работа – рассказывание сказки от «лица» белочки. Кому это будет сделать трудно, то…
  2. с.87-89, вопросы.

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *