Удивительная профессия

 (Конспект занятия в подготовительной к школе  группе по познавательному развитию)

Файруза ХАБИБУЛЛИНА,

воспитатель I квалификационной категории детского сада №18

г. Азнакаево

Цель: развитие освоения способов познания мира детьми в процессе игровой и познавательной деятельности.

Обучающие задачи: познакомить детей с элементами профессиональной деятельности археолога через практическую деятельность; активизировать желание заниматься  поисково — исследовательской деятельностью.

Развивающие задачи: развивать общение и взаимодействие ребенка через совместную партнерскую деятельность; развивать умение логически мыслить, рассуждать, анализировать; развивать связную и диалогическую речь, умение отвечать на вопросы.

Словарная работа: археолог, находка, раскопка, раскоп.

Воспитательные задачи: воспитывать умение детей согласовывать свои действия, договариваться и объединять усилия для решения общих задач; воспитывать самостоятельность, умение понимать поставленную задачу и выполнять её.

Образовательная область: познавательное развитие.

Области интеграции: социально-коммуникативное, речевое развитие.

Методы и приемы: поисково-исследовательские, наглядные, словесные, практические, игровые.

Наглядные средства обучения: проекционная техника, презентация, рисунки, специальная одежда, инструменты для исследования, мини-песочница, монеты, осколки вазы, влажные салфетки.

 Ход занятия

Воспитатель. Здравствуйте, дети. Мне сказали, что в эту группу ходят любознательные, умные, внимательные дети. Я рада встрече с вами. У меня настроение замечательное, и я хочу с вами им поделиться. (Делает жест руками.)

Воспитатель. Ребята, я вчера была в нашем городском музее и увидела там что-то интересное. И мне очень хотелось показать это вам. Вы хотите узнать, что это? (Да.) Пойдемте, посмотрим. (Показывает.) Как вы думаете, что это? (Ответы детей.)

Воспитатель. Это зуб мамонта. (Слайд с рисунком мамонта) Посмотрите ребята, вот это животное. А когда жили мамонты? (Ответы детей.) Правильно, мамонты жили много-много лет назад. Как же зуб мамонта попал в музей нашего города? (Варианты ответов.)

– Ребята, это очень ценная вещь. Большинство старинных предметов и вещей находятся под землей: за тысячи лет толстый слой пыли, песка и земли покрыл все, некоторые были засыпаны землей специально древними людьми, другие были засыпаны извержениями вулканов, смыты во время наводнений. И этот зуб тоже был под землёй, на месте, где раньше протекала река Ик. Это – находка. Его нашли ученые, которые вели исследования в нашем районе.

– А как же называют людей, которые ведут поисковые исследования? (Ответы детей.)

– Правильно, друзья мои. Это – археологи. (Слайд рисунка археолога.)

– Дети, это очень интересная, увлекательная работа. Хотите, я вам расскажу об этой профессии? (Да.)

Археологи – это люди, которые производят раскопки, изучают прошлое человечества по разным старым предметам и постройкам которые находятся в земле.

      Под землей хранятся тайны,

      Всех эпох и всех веков.

      Но, конечно, кто-то смелый,

      Их раскрыть всегда готов.

     Чей этот меч, а чей этот клык?

     Кто ответить сможет вмиг?

     Ни биолог, ни зоолог,

     А, конечно, археолог!

Воспитатель. А сейчас подробно рассмотрим, в чем заключается работа археолога. (1 слайд) После того, как ученые определят, что в данном месте можно найти исторические находки, наступает главный момент в работе археолога — раскопки. Давайте повторим все вместе. (Раскопки) Место, где работают археологи, называется — раскоп. Все вместе: – раскоп. (2 слайд) Воспитатель. Почти всю работу археологам приходится делать вручную, обыкновенными лопатами. А ведь сейчас есть специальные машины? Как вы думаете, почему они работают вручную? (Ответы детей.) Предметы, которые они находят старинные и любое неосторожное движение им может навредить. Найденный предмет археологи очищают кисточкой. Значит основные инструменты археологов это что? (Ответы детей) (3 слайд)

Воспитатель. Правильно, это – лопата, кисточка, кирка, скребки, щетки.

(4 слайд)

Воспитатель. Каждую находку фотографируют и описывают. Потом помещают в специальный контейнер или пакет и отправляют в лабораторию.

(5 слайд)

Воспитатель. В лаборатории продолжаются исследования. Здесь работают реставраторы. Они изучают форму каждой найденной вещи, устанавливают ее назначение, определяют материал, из которого она сделана. (6 слайд)

Воспитатель. Иногда предметы собираются по частицам. (7 слайд) Многие найденные предметы хранятся в музеях. Вот таким образом зуб мамонта попал в музей. Ребята, подойдите ко мне поближе. Посмотрите, кто здесь нарисован? (Археолог) Правильно. А что он делает? (Ведет раскопки, чистит кисточкой.) Интересно, что же нашел наш археолог? А чтобы узнать, нам надо собрать пазлы. Выберите себе пару и встаньте чуть подальше. (Воспитатель раздаёт каждой паре по одному пазлу.)

Воспитатель. У вас есть пазлы в руках. Для того, чтобы собрать рисунок вам нужно правильно положить пазлы. Посмотрите на обороте, какая у вас геометрическая фигура и какого цвета? Если вы правильно расположите все пазлы, то мы узнаем, что очищает археолог.

Игра «Дополни рисунок»

         Воспитатель. Ребята, что у нас получилось?

         Дети. Археолог чистит старинную вазу!

         Воспитатель. Ребята, а где ведет раскопки археолог? (Ответы детей) Правильно, на склоне горы. А вы знаете, какая гора есть в нашем районе?

(Слайд. Чатыр-тау.)

        Воспитатель. Правильно ребята, в нашем районе есть замечательный памятник природы — Чатыр тау (Шатер – гора.) Это – одна из самых высоких точек Татарстана. Здесь тоже археологи провели полевые исследования, узнали, что на этих местах жили древние люди. А раскопки пока в этих местах не проводились.

– И сегодня я вам предлагаю быть настоящими археологами. Вы хотите отправиться со мной на раскопки? (Да)

– Ну, так как наша исследуемая местность недалеко, мы конечно, пойдем пешком. Готовы? Отправляемся с песней «Вместе весело шагать» (На слайде рисунок  дороги, которая ведет к горе.)

        – Вот и пришли. Вам нужно надеть фартуки и головные уборы. (Головные уборы, сделанные из газеты, фартуки — из полиэтилена). Что нам еще понадобится для раскопок? (Инструменты)

– Правильно, при выборе инструментов будьте внимательны, берите только те, которые нужны именно археологам. (Дети сами подходят к коробочке,  в которой лежат разные инструменты и выбирают то, что им надо.)

– Мы готовы к работе. Какую работу мы сейчас будем выполнять? (Раскопки) Как называется место, где ведутся раскопки? (Раскоп.)

Поисково-исследовательская деятельность. Дети подходят к мини-песочнице, где разложены разные предметы, присыпанные песком.

          Воспитатель. Друзья мои, кто помнит главное правило? Работать нужно…

Дети: Очень осторожно, так как предметы очень старинные и любое неловкое движение их может повредить.

Воспитатель. Аккуратно извлекаем свои находки, очистим от песка, и положим их сначала в общий контейнер.

(Дети производят «раскопки» с помощью лопаток и кисточек.)

-Дети что же мы с вами нашли? Обратите внимание, они все одинаковые? А как можно их группировать? Давайте складываем наши находки в отдельные пакеты. Как вы думаете, куда мы отнесем сейчас эти пакеты? (Ответы) Правильно. Я отнесу наши находки в лабораторию. А сейчас вытираем руки салфеткой. Позже вы вымоете руки с мылом. Аккуратно снимаем одежду. Приведем себя в порядок и отправимся в обратный путь.

(Под музыку возвращаются обратно.)

– Друзья мои, где мы с вами были? Что интересного, нового вы узнали сегодня? (Ответы детей)

– Ребята, вы сегодня молодцы, все старались и показали себя настоящими археологами. Может быть, кто-то из вас в будущем станет археологом. А на память о наших раскопках я дарю вам вот такие магнитики динозавриков.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *