Влияние физических упражнений на формирование скелета и мышц

(Урок здоровья)

Элмир ВАЛЕЕВ,

учитель физической культуры I квалификационной категории Камскополянской средней школы №2 Нижнекамского района

Цели и задачи. Раскрыть значение физических упражнений на формирование системы опоры и движения. Способствовать развитию умений: анализировать, сравнивать, доказывать и опровергать, разрешать проблемы. Раскрыть роль двигательной активности в гармоничном развитии человека. Сформировать понятия: осанка, плоскостопие, сколиоз, лордоз, кифоз, гиподинамия. Познакомить с методами самоконтроля и коррекции осанки.

 Воспитывать навыки активного образа жизни, способность работать в парах, культуру поведения во время проведения лабораторной работы.

Оборудование. Гимнастические маты, ориентиры, обручи, гимнастические скамейки, диск с музыкой, магнитофон. Модель человека, таблицы «Скелетные мышцы», «Влияние физических упражнений на организм человека», «Предупреждение искривлений позвоночника», «Предупреждение плоскостопия», мультимедиа, информационный диск, экран, сантиметровая лента.

Ход занятия.

I. Организационный момент.

II. Основная часть.

Слайд 1. «Движение как таковое может по своему действию заменить любое лекарство, но все средства мира не в состоянии заменить действие движения». Тиссо

(Объявление темы и цели урока.)

1. Развитие опорно-двигательной системы человека.

Учитель. Скелет и мышцы растут и развиваются в детском и юношеском возрасте. Самый интенсивный рост и развитие мышц между 14 и 17 годами, к 18 годам мышечная масса становится такой, как у взрослого человека. По мере роста и развития ребенка его движения становятся все более совершенными и разнообразными.

Решающую роль в развитии силы, быстроты, ловкости, выносливости играют физические упражнения. Занятия спортом, физкультурой, трудом способствуют формированию скелета.

 Вопрос. Что такое рельеф кости? Можно ли по рельефу кости определить степень физического развития человека? Ответ обоснуйте.

Учитель. В местах, где прикрепляются сухожилия мышц, образуются костные шероховатости, бугры, гребни. Кость растет усиленно в тех направлениях, в которых она испытывает большее натяжение или сжатие. У физически развитых людей кости бугристые, шероховатые.

Вывод. Чем сильнее мышцы тела, тем прочнее становятся кости скелета.

Существует и прямая зависимость заболеваний суставов от слишком большой нагрузки на них. При ожирении увеличивается масса тела и соответственно возрастает давление на опорную поверхность суставов нижних конечностей. Это нарушает формирование опорного аппарата в детском возрасте и приводит к заболеванию суставов у взрослых. Избыточная масса тела способствует нарушению кровообращения конечностей, что ухудшает питание тканей суставов.

2. Значение тренировки мышц.

Учитель. Активная физическая деятельность – одно из обязательных условий гармоничного развития человека. Мыслители древности Платон, Аристотель, Сократ до глубокой старости занимались гимнастикой. Установлено, что при работе любого органа в него поступает больше крови, чем вовремя покоя. Чем большую работу совершает мышечные волокна, тем больше питательных веществ и кислорода приносит кровь. При регулярной физической работе, занятиях физкультурой и спортом мышечные волокна растут, утолщаются и человек становится сильнее. Мышцы нуждаются в систематической тренировке. Этому способствуют регулярные физические упражнения, ходьба на лыжах, катание на коньках, плавание, спортивные игры и т.д. Они делают человека закаленным, он может выдержать самые неблагоприятные воздействия внешней среды. Нагрузка должна увеличиваться последовательно, без соответствующей физической подготовки длительная игра, например, в футбол, баскетбол, а также бег на длинные дистанции могут принести вред неокрепшему организму.

3. Решение задачи открытого типа. В древности говорили: «Движение строит». Как вы понимаете этот афоризм? (Работа в парах. Учащиеся высказывают свои мысли, учитель кратко записывает их на доске.)

Вопросы.

Какова роль движений в гармоничном развитии человека?

Что же происходит в организме при физической работе?

Какие улучшения происходят в строении и деятельности организма у физически развитых людей?

Обсуждение ответов, обобщение и дополнение учителя физической культуры. Запись положений в тетради.

Костный аппарат становится прочным вследствие утолщения компактного вещества слоя кости.

Возрастает мышечная масса, повышается сила.

Уменьшается количество жировой ткани, в результате чего улучшается телосложение.

В мышцах увеличивается резерв сети кровеносных сосудов, благодаря чему активируется их кровоснабжение и использование кислорода.

Стенки кровеносных сосудов становятся эластичнее.

Жизненная емкость легких возрастает.

Тренируется сердечная мышца.

В организме быстрее протекают обменные процессы.

Улучшается координация деятельности всех органов со стороны центральной нервной системы.

Мышечная работа, особенно после нервных перегрузок, позволяет разрядить напряжение, так при этом разрушаются гормоны, и они перестают действовать на нервные центры.

Работающие мышцы сдавливают и растягивают кровеносные сосуды. Особенно это важно для вен ног. Вследствие этого увеличивается отток по ним венозной крови и вынос продуктов распада. Улучшается приток артериальной крови к мышцам и снабжение ее кислородом, т.е. кровь не застаивается, постоянно обновляется.

4. Гиподинамия и ее последствия.

Вопрос. К чему же может привести малая двигательная активность? Послушаем сообщение о гиподинамии.

5. Роль двигательной активности в профилактике заболеваний опорно-двигательной системы.

Организм человека поддерживается в вертикальном положении многими мышцами, в том числе и мышцами спины. Человека делают «прямостоячим» мышцы – разгибатели. Чтобы удержать тело в вертикальном положении, мышцам – разгибателям приходится противостоять не силе мышц – сгибателям, но и силе тяжести, действующей заодно с ними.

Прямая спина, расправленные плечи, развернутая грудь, поднятая голова – все это признаки хорошей осанки и, следовательно, красоты, здоровья и высокой работоспособности. Правильная осанка не дается человеку от рождения, а приобретается им. Она вырабатывается в детстве и юности, в этом возрасте хрящевая ткань в позвонках еще не заменилась полностью костной, а после 18 лет выправить ее недостатки очень трудно. Поэтому важно следить за своей осанкой, позой за столом. У детей, сидящих в какой-либо неправильной позе изо дня в день, может искривиться позвоночник. Искривление позвоночника бывает трех видов: лордоз, кифоз и сколиоз.

Слайд 2. Искривления позвоночника. (Сообщение учащихся о сколиозе, кифозе и лордозе.)

Слайд 3. Профилактика сколиоза.

Ходить и стоять прямо.

Высоко держать голову.

Следить за правильным положением тела за столом, ноги нужно держать под прямым углом или под столом под тупым углом.

Не горбиться.

Делать зарядку на укрепление мышц туловища.

Прогулки на свежем воздухе.

Своевременное и полноценное питание.

Закаливающие процедуры.

Массаж и гимнастика.

6. Лабораторная работа. «Выявление нарушения осанки». (Занятие в спортивном зале.)

III. Закрепление пройденного материала.

Разрешение ситуации. (Слайд 4) «На день рождения подруги школьница Л. 15-ти лет, пошла в новых туфлях на высоких каблуках, которые выпросила у мамы. Хотя идти было не близко и ноги устали, она себя чувствовала совсем взрослой и счастливой. После застолья стали танцевать, но через некоторое время, из-за боли в ногах Л. пришлось от танцев отказаться и провести остаток вечера, сидя на диване.

Вопросы. Что стало причиной боли в ногах Л.? Может ли обувь на высоких каблуках отразиться на состоянии здоровья человека? Какие меры профилактики помогут Л. сохранить правильную осанку и избежать деформации стопы?

IV. Итог урока. Домашнее задание.

Изучить § 15, выучить термины, выполнить лабораторную работу «Плоскостопие», завести дневник самонаблюдения.

Слайд 5. «Влияние физических упражнений на толщину мышц» Инструктаж учителя физической культуры по ведению дневника.

Дата Окружность плеча (мм) Окружность голени (мм)

 

Использованная литература.

  1. Колесов Д.В. Биология. Человек 8 кл.; учеб. для общеобразоват. Учреждений/ Д.В. Колесов, Р.Д. Маш, И. Н. Беляев. – 8-е изд., стереотип. – М.: Дрофа, 2007.
  2. Кузнецов В.С., Колодницкий Г.А. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе. – М.:ВЛАДОС, 2002.
  3. Петров П.К. Методика преподавания гимнастики в школе.- М.: ВЛАДОС, 2000.
  4. Физическая культура: Журнал планирования уроков / Сост. В.С. Кузнецов, Г.А. Колодницкий. – М.: НЦ ЭНАС, 2002.
  5.  Физической воспитание учащихся 9 – 11 классов / Под ред. В.И. Ляха, Г.Б. Мейксона. – М.: Просвещение, 1997.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *