Выборы как форма политического участия

(интегрированный урок: русский язык и обществознание в IX классе)

Алевтина ФОМИНА,

учитель истории и обществознания гимназии 8 г. Казани

Екатерина МАТВЕЕВА,

учитель русского языка и литературы гимназии 8 г. Казани

 Презентация

Цель и задачи: 1) познакомить с сущностью избирательной системы, показать этапы избирательной кампании, механизмы её проведения;

2) развивать умения обобщать и систематизировать знания, участвовать в дискуссии, работать с документами, решать проблемные задачи, делать выводы;

3) сформировать ответственное отношение к процессу избирательной кампании.

Оборудование: проектор, презентация, пакет с дополнительными материалами.

Тип урока: интегрированный урок (обществознание, русский язык).

Ход урока

  1. I. Организационный момент и этап мотивации к учебной деятельности

Учитель истории и обществознания. Добрый день! Сегодня в рамках изучения темы «Голосование, выборы, референдум» мы проведем практическое занятие «Выборы как форма политического участия». (слайд 1.)

Начать сегодняшнее занятие я бы хотела с высказывания знаменитого американского президента А.Линкольна: «Избирательный бюллетень – сильнее пули». (слайд 2.)

Как вы думаете, что имел в виду 16 президент США? (Автор хотел показать значимость каждого избирателя.)

Действительно, он хотел подчеркнуть важность данной процедуры в нашей судьбе и судьбе целого государства.

К сожалению, в современном российском обществе не все отличаются высоким правовым сознанием и активной гражданской позицией, поэтому зачастую игнорируют выборы, считая их пустой формальностью. Есть даже специальный термин, который отражает данное явление – абсентеизм. Ребята, запишите данное понятие у себя в тетрадях! (слайд 3.)

  1. II. Актуализация знаний

Учитель истории и обществознания. Таким образом, с целью актуализировать ваши знания о процедуре голосования, а также вызвать к ней интерес мы проведем предвыборную кампанию, а также само голосование.

Кого же нам предстоит выбрать? Ребята, вы уже знаете, что в нашей школе действует организация, которая называется «Российское движение школьников (РДШ)». (Слайд 4.)

И мы сегодня от 1Х А класса выберем самого достойного претендента, который в дальнейшем поборется за то, чтобы стать президентом этой организации.

Но для начала нам необходимо вспомнить тот посвященный выборам теоретический материал, который мы прошли на прошлом занятии:

  1. Виды избирательного права. (Активное и пассивное, слайд 5.)
  2. Как вы думаете, какой вид избирательного права мы используем сегодня на занятии? (Активное и пассивное.)
  3. 3. Как называется круг избирателей, голосующих за ту или иную партию на парламентских, президентских и муниципальных выборах? (Электорат, слайд 6.)

Поучаствовать в нашем голосовании сможете вы, ребята, а также наши гости. (Например, приглашенные учителя, классный руководитель, администрация и т.д.)

  1. А кто следит за порядком во время голосования, выдает бюллетени избирателям? (Избирательная комиссия, слайд 7.)
  2. Назовите виды избирательной системы. (Мажоритарная и пропорциональная.) Чем мажоритарная избирательная система отличается от пропорциональной? (Главное отличие пропорциональных избирательных систем от мажоритарных состоит в том, что они строятся не на принципе большинства, а на принципе пропорциональности между полученными голосами. Слайд 8.)
  3. Установите стадии избирательного процесса!

(Учащийся составляет цепочку из прикрепленных на доске табличек: формирование списка избирателей, избирательных комиссий, избирательных участков – регистрация кандидатов – предвыборная гонка – тайное голосование – подсчет голосов – объявление результатов.)

III. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала

Учитель русского языка и литературы. Я вижу, что вы хорошо знаете теорию избирательного процесса, молодцы! Но ни одни выборы не обойдутся без языка, без правильной речи! Скажите, на каких из этих стадий речь особенно важна? Почему? (Регистрация кандидатов – нужно правильно подать заявление, чтобы его приняли, предвыборная гонка – агитация.)

– Что при этом важно соблюдать? (Определенный стиль речи.)

– Какие стили речи вы знаете? (Книжный и разговорный, слайд 9.) Вспомним характеристики каждого. (Адресат, обстановка, цель.)

– Какова цель при предвыборной агитации? (Воздействие на избирателей, значит, публицистический стиль.)

– А какой стиль используют кандидаты при регистрации – при написании заявления? (Официально-деловой.) Много заявлений вы напишете в своей жизни, (возможно, это будет заявление кандидата в депутаты?) и важно делать это правильно!

– Проведем мини-мастер-класс!

Итак, заявление имеет следующую композицию: кому, от кого, заявление, дата, подпись, приложения, пишем заявление от кандидатов в президенты РДШ. (слайд 10.)

Учитель истории и обществознания. Итак, заявление мы подали, нас зарегистрировали. И вот теперь начинается самое интересное… Что? (Агитация.)

Ваша задача – подготовить агитационный плакат (слайд 11), а кандидат от каждой группы выступит с агитационной речью. Мы уже выбрали капитанов от каждой команды, так вот эти капитаны – ваши кандидаты на пост президента РДШ, и выступление мы доверим именно им.

Будем работать быстро: соперник не дремлет!

– Возьмите, пожалуйста, листы. Избиратели должны видеть лицо кандидата, встречают по одежке. Капитаны, именно для этого вы принесли фотографии. Ну а провожают по уму. Агитационный плакат должен содержать имя, лозунг, биографию и программу кандидата. (Слайды 12-13)

– Программа (слайд 14) – это те общественные меры, которые примет кандидат в случае победы. Их нужно записать по пунктам, четко. Что обещает кандидат? Почему именно он должен стать президентом?

Биография (слайд 15) должна содержать те факты, которые высоко ценятся избирателями, и ваши способности. Отберите необходимую информацию!

Лозунг (слайд 16) – краткое содержание вашей программы, четкая фраза, которая запомнится и создаст благоприятную ассоциацию с кандидатом. Лозунг, как заголовок в газете, привлечет внимание и передаст вашу главную идею. Также лозунг напишите на отдельном листе.

Учитель русского языка и литературы. Агитационная речь (слайд 17) – самый важный инструмент политика, с помощью которого он убеждает избирателей в правильности своей позиции. От того, как таковая речь составлена, зависит, удастся ли ему сделать столь важную работу для победы над конкурентами.

Ваша речь – это ваша программа, переведенная на язык простого народа. Важно заработать доверие. Здесь неприемлемы научные слова и деловые обороты. Используйте простые предложения, устойчивые сочетания, примеры, юмор. Расскажите, почему именно вы и что вы обещаете.

Как правило, запоминаются начало и конец выступления, сделайте их наиболее яркими!

Работа над агитационными материалами (слайд 18) – 10 минут! На выступление – 5 минут каждому кандидату! Учимся работать по таймеру! И помните: от агитации зависит ваша победа! Удачи!

— работа над листовками, речью;

— выступление (выступает кандидат, члены команды развешивают лозунги, демонстрируют плакат).

Учителя. Спасибо! Объявляется голосование!

Избирательная комиссия осуществляет раздачу и сбор бюллетеней, подсчет голосов. Объявляет победителя.

  1. IV. Рефлексия (слайд 19.)

(На листе: я узнал, что…, я не понял…, я смог…)

Учитель истории и обществознания. Итак, сегодня вы на деле узнали механизм проведения политических выборов и правовые возможности граждан выбирать и быть избранными. Надеемся, что это занятие заставило вас задуматься о важности мнения каждого голосующего.

  1. V. Домашнее задание (слайд 20): Эссе «Мое участие в политической жизни: за и против».

Презентация

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *