«Я выбираю свободу…»

(Песенное творчество А.Галича, В.Высоцкого, Б.Окуджавы)

 Ирина ДЬЯКОВА, учитель русского языка и литературы первой квалификационной категории гимназии № 125

 Цели:

— знакомство учащихся с жанром авторской самодеятельной песни, бардовской песней, творчеством А.Галича, Б.Окуджавы, В.Высоцкого;

— выявление связей литературы с музыкой, места авторской песни в литературном процессе; совершенствование навыка выразительного чтения;

— воспитание эстетического вкуса, чувства прекрасного, интереса к литературе.

Форма проведения:  создание литературного альманаха.

Оборудование: портреты А.Галича, Б.Окуджавы, В.Высоцкого; различные высказывания о бардах, странички альманаха, видеозапись программы «Чтобы помнили…» о В.Высоцком, аудиозаписи песен и высказываний Б.Окуджавы, выставка книг поэтов, гитара.

Ход урока.

Организационный момент (создание положительного настроя на работу).

(Исполнение учащимися песни Олега Митяева «Как здорово!»)

Слово учителя. Сегодня мы создаем литературный альманах «Я выбираю свободу…». В работе будут участвовать: редактор, корреспонденты, биограф, критики, музобозреватель, секретарь.

Открываем 1-ю страничку, которая называется «Экскурс в историю…». Слово предоставляется редактору.

Слово редактора. Поэтический «бум» времен «оттепели», всплеск интереса к поэзии, к лирике нашел выражение и в явлении так называемой «авторской песни». Название это условно и подразумевает творчество «поющих поэтов», сочетающих в одном автора мелодии, автора стихов, исполнителя и аккомпаниатора. Авторская песня стала общественным движением 50–90-х годов ХХ века. Существует она и сегодня. Это песни Булата Окуджавы, Юрия Визбора, Новеллы Матвеевой, Владимира Высоцкого и многих других.

Музобозреватель. Вторая страничка называется «Наполним музыкой сердца…»

Авторскую песню называют бардовской. Основное качество бардовской песни – это то, что за песней всегда стоит какое-то чувство, смысл, душа автора. Бардовская песня – живая песня, она спрашивает, советует, рассказывает, печалится и веселится.

Чтобы написать хорошую бардовскую песню, совсем не обязательно быть профессионалом в музыке, поэзии, быть профессиональным гитаристом. Песне нужно отдать частичку своей души, а для этого нужно обладать гармоничной, доброй, светлой и безграничной душой. Бардовская песня имеет многовековую историю и существует с момента появления человечества. Она имела разные названия, бытовала в разных странах. (Рассказывает притчу о происхождении понятия бард.)

Секретарь проводит словарную работу:

Бард поэт и музыкант, исполнитель своих песен.

Аккордсочетание нескольких музыкальных звуков.

Аккомпанемент музыкальное сопровождение.

Авторство принадлежность произведений автору.

Гитара струнный щипковый музыкальный инструмент с деревянным корпусом в форме восьмерки.

Страничка третья. «Я никогда не верил в миражи». (В.Высоцкий)

(Чтение стихотворения наизусть. Звучит музыкальный отрывок из песни «Я не люблю…»)

Биограф. (Дает краткую биографическую справку о В.Высоцком.)

Критик. Владимир Высоцкий в свое время про бардовскую песню говорил: «Искусства настоящего без страдания нет, и человек, который не выстрадал, творить не может… Для авторской песни нужно: ваши глаза и уши, мое желание вам что-то рассказать, а ваше желание что-то услышать».

(Чтение стихотворения наизусть «Мы вращаем Землю».)

Критик. (Читает отрывок из воспоминаний В.Абдулова о В.Высоцком.)

Сейчас прозвучит «Песня о друге». Слушая эту песню, попытайтесь представить людей, которые есть в вашей жизни, друг он или враг, или просто так. Как поведут они себя в экстремальной ситуации?

(Звучит «Песня о друге».)

Музобозреватель. Гитара, как никакой музыкальный инструмент, подходит для бардовской песни. Лирическая, мягкая, задушевная, проникновенная, она хороша и в узком кругу друзей, и в туристическом походе, и у костра. Гитара – самый интимный инструмент. Кто-то из великих музыкантов сказал, что любой другой музыкальный инструмент нарушает тишину, а гитара ее создает. А в бардовской песне как раз необходима тишина – для разговора по душам.

А мы тем временем открываем четвертую страничку нашего альманаха, которая называется: «Александр Галич. Как свеча в потемки…»

Критик. Стихи и песни Александра Галича живут и всегда жили на родной земле, тогда как поэта вынудили покинуть отчий дом. За несколько месяцев до отъезда он до последнего дня надеялся, что этого не случится. Он пережил это событие в стихах:

Ты не часто мне снишься, мой Отчий Дом.

Золотой мой недолгий век.

Но все то, что случится со мной потом

Все отсюда берет разбег…

Всё – это детство в доме, где когда-то Пушкин первые читал друзьям «Бориса Годунова», а столетие спустя Галич, мальчишкой, видел и слышал великих Мхатовских актеров Качалова и Леонидова. И первые стихи, расхваленные Э.Багрицким.  И учеба в студии у самого Станиславского. И легендарный спектакль «Город на заре», где Галич был не только актером, но и соавтором пьесы. В 1958 году он начинает писать совсем другие стихи.

(Звучит стихотворение «Памяти Пастернака».)

Критик. Эти песни, как скажет сам поэт, стали «началом моего истинного, трудного и счастливого пути. И нет мне смирения, ни гордыни, а есть спокойное и радостное сознание того, что впервые в своей долгой и запутанной жизни я делаю то, что положено мне сделать на той земле». Александр Галич открыто произнес правду о нашей жизни в годы, названные потом застойными. Это было потрясением.

Биограф. Его дальнейшая судьба – запрет петь песни, которому он не подчинился, изгнание и смерть – на время заслонила Галича-поэта трагической фигурой Галича-гражданина. К нам возвращается поэт Галич, и, быть может, его лирические стихи помогут ощутить немного иначе и его сатиры, в которых все-таки главное – боль, любовь и надежда.

Александр Галич (настоящая фамилия Гинзбург) – русский драматург, поэт. Написал сценарии к фильмам «Вас вызывает Таймыр», «Верные друзья», «На семи ветрах». С начала 1960 года неофициальное признание как автора и исполнителя песен-новелл в основном трагикомического содержания. С 1974 года жил и работал за границей.

(Звучит стихотворение «Последняя песня».)

Биограф. Следующая страница нашего альманаха: «Булат Окуджава. Надежды маленький оркестрик».

Наверное, в нашей стране нет человека, который не слышал песен Окуджавы. Они появились в середине 50-х годов. Булат Окуджава происходил из семьи крупного партийного работника. Детство прошло в Москве, затем в Магнитогорске. В 1937 году отец был арестован и вскоре расстрелян, мать сослана в лагерь, а мальчик отправлен в детский дом. В 1942 году из 9 класса он ушел добровольцем на фронт. Там произошло его становление как поэта.

(Звучит песня «Песенка о ночной Москве». Исполняется стихотворение «Четыре года».)

В Москву Окуджава вернулся в 1956 году. Были написаны песни для фильмов: «Приключения Буратино», «Белое солнце пустыни» (песня Верещагина), «От зари до зари», «Бери шинель, пошли домой» и другие. Поэт говорил: «Война  – противоестественное состояние человеческих отношений, ибо она разрушает, губит, опустошает души от постоянного созерцания людского горя».

Умудренный жизненным опытом очень непростых лет, Окуджава не ожесточился к власть имущим, отнявшим у него родителей, не замкнулся в неприятии действительности. О чем бы он ни писал о веке нынешнем или минувшем, об опыте истории, он размышляет о нашем времени, вере в добро, справедливости.

(Звучит стихотворение «Полночный троллейбус».)

Секретарь. Шестая страничка носит название: «У музы под крылом…»

Музобозреватель. Каждому свое – каждому времени своя песня, и всякие песни рождаем мы сами – слушатели.

Редактор. Итак, наш литературный альманах создан. Благодарю за помощь в создании шедевра… Всем большое спасибо!

(Звучит мелодия песни Б.Окуджавы «Полночный троллейбус».)

 Домашнее задание. Составить в тетради таблицу: «Поэты-песенники»

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *