Логотип Магариф уку
Цитата:

Гимназия № 20 имени Абдуллы Алиша: пути сохранения бренда национальной гимназии

Рахима Арсланова переступила порог гимназии в качестве руководителя в 2011 году, имея за плечами опыт методиста и преподавателя татарского языка и литературы.

Какой должна быть современная школа с этнокультурным компонентом? Как заинтересовать педагогов, чтобы повысить мотивацию на результативную работу? Это были лишь первые вопросы, которые она себе задала, начиная покорять новую ступень карьерной лестницы. По ее словам, курсы повышения квалификации по менеджменту, семинары и встречи с опытными коллегами, методическая литература дали ей четкое представление о роли управленца. Ведь директор гимназии – это прежде всего эффективный менеджер. «Главное, чтобы руководитель смог увидеть свою цель и выстроить стратегический план, позволяющий видеть перспективу развития», – подчеркивает она и приводит в пример цитату Франклина Рузвельта о том, что «руководитель не может позволить себе учиться на ошибках».

Компетентность, коммуникабельность, внимательное отношение к подчиненным, смелость в принятии решений, способность творчески решать проблемы – эти требования лежат в основе управления гимназией. На основе метода фасилитации, который позволяет сделать совместный поиск решения проблем более эффективным, вместо действующих методических объединений, были созданы предметные кафедры. Под руководством кураторов, научных руководителей
к учебному процессу были привлечены преподаватели и доценты высших учебных заведений, под руководством которых было создано научное общество
учащихся «Замандаш». Гимназия также стала своеобразной экспериментальной площадкой для КФУ. Под руководством опытных педагогов в гимназии организована педагогическая практика для прохождения стажировки и обмена опытом.
Лишь за последние два года были организованы 26 семинаров, в ходе проведения которых были продемонстрированы открытые уроки и даны мастер-классы для коллег из Тюмени, Ижевска, Чебоксар и Свердловска. Вопрос подготовки национальных кадров остается таким же актуальным, как и в других национальных  школах. Уже в ближайшие годы особенно высока будет потребность в учителях начальных классов, географии и биологии.
Сегодня национальной гимназии очень сложно конкурировать с более сильными,
супероснащенными школами. В связи с этим одной из первых тем педагогичекого совета стало обсуждение проблем и перспектив развития национальной гимназии. И для того, чтобы выделить проблемы национальной гимназии с научной точки зрения, был использован метод японского ученого Каору Исикавы –
дидактический прием «Фишбоун» , что переводится как «Рыбий скелет» . Совместно с педагогическим коллективом все было разобрано по косточкам: были выделены
проблемы, выяснены их причины и найдены подтверждающие факты. Предметными кафедрами были внесены деловые предложения в Концепцию развития гимназии – нормативно-методический документ, предназначенный для координации и перехода тактики улучшения отдельных звеньев к системному развитию. Конечно, исходя из возможностей и предъявляемых к руководству требований в учебный процесс регулярно вносятся изменения.
Конец прошлого года стал своеобразным нервным потрясением, особенно для учителей татарского языка и литературы. Во многих школах после приведения учебных программ в соответствие с требованиями ФГОС количество часов на преподавание татарского языка и литературы значительно сократилось. К счастью, этот процесс не затронул языковые школы. На мой вопрос, были ли среди родителей гимназии те, кто написал заявление о нежелании учиться татарскому языку и литературе, Рахима Минвалиевна лишь счастливо улыбнулась.
Таких оказалось очень мало. «Сегодня все родители прекрасно понимают, что знание нескольких языков не только никому
не вредит, а, наоборот, способствует тому, чтобы стать успешным человеком. Во всем
мире, возьмите Европу, люди владеют тремя – пятью языками. Английский повсеместно входит в нашу жизнь с новыми терминами, такими как блокчейн, лайфхак,
селфи, коворкинг (как коллективный офис).
Даже в педагогической терминологии грант (от английского - дарить), ассесмент, активитис и другие. По ее словам, никто из родителей учеников не удивляется, что
сегодня обязательным условием является знание трех языков. В начальной школе внедрена практика обучения предметам на английском языке на основе методики CLIL. Недавно, к примеру, началось преподавание китайского языка, и во время летних каникул двух гимназистов на две недели отправили в языковой лагерь в
Китае для того, чтобы состоялось полное погружение в языковую среду. По словам директора, она работает среди педагогов от Бога. Однако для того, чтобы мотивировать их на еще более высокие результаты, принято решение использовать рычаги материальной мотивации. Для этого были внесены изменения в «Положение о критериях эффективности деятельности педагогических работников». Можно сказать, что овчинка выделки стоит. Выработка оптимальной организационной структуры позволила обеспечить слаженную работу, необходимую для всей учебно-воспитательной системы. Многие педагоги вместе с детьми увлеклись творчеством в объединении «Хыял» («Мечта») по возрождению народных истоков. «Хыял» включает следующие основные направления: национальные костюмы, песни народов мира, национальные танцы и живопись «Сәләт». По мнению педагогов, хорошие результаты связаны с началом реализации
республиканской Концепции развития национального образования. К примеру несколько учителей получили гранты от Министерства образования и науки: гранта «Наш лучший учитель» удостоены 18, «Наш новый учитель» – 2, «Учитель-эксперт», «Учитель-наставник «Учитель-мастер» и «Самый лучший учитель информатики» по 4 учителя в каждой номинации. Во Всероссийском конкурсе абсолютным победителем стала преподаватель Гульназ Шамильевна Галиева, которая завоевала
имя «Лучший учитель татарского языка и литературы – 2017». Когда мы заходили в классы, то я обратила внимание на то, что практически все они оснащены интерактивными досками и панелями. Увидев блеск в моих глазах, Рахима Минвалиевна поспешила прокомментировать: «В федеральных образовательных стандартах прописан перечень компетенций, необходимых современному школьнику. Мы понимаем: чтобы их сформировать, необходимо приложить сверхусилия, поскольку школьники порой более продвинуты в технологиях. К примеру, шесть учеников участвовали в открытых инновационных конференциях в Москве и Санкт-Петербурге. Внедрение информационных образовательных технологий требует определенной подготовки педагогов, большая часть которых пользуется готовыми продуктами. Только использование информационных технологий, современных интерактивных решений в педагогике позволяет повысить успеваемость учеников». В гимназии реализуются несколько проектов. Во-первых, совместно с Российским государственным университетом правосудия развивается инновационный проект муниципального уровня «Гимназия как центр гражданско-правового образования школьников». В его рамках разработана и проходит апробацию модель школы как
центра правового воспитания школьников в условиях ФГОС и расширения внеурочной деятельности в условиях национальной гимназии. Уже с первого класса дети
начинают знакомиться со своими правами и обязанностями в школе, в коллективе и обществе. «На мой взгляд, – говорит Рахима Арсланова, – знания правил нужны ребенку не только как основа поведения в школе, но и для того, чтобы он мог правильно выстроить отношения со взрослыми и со своими сверстниками, научился избегать конфликтов, адаптироваться к жизни и при необходимости найти пути решения жизненных проблем». Совместно с городским эколого-биологическим центром осуществляется и второй проект. Он носит длинное название: это проект городского уровня «Экологическое воспитание учащихся в
рамках участия в международном проекте «Ассоциированные школы ЮНЕСКО». В его названии заложен глубокий смысл – дать экологическое образование учащимся и осуществить их экологическое воспитание. Никто не сомневается в том, что нынешнему поколению необходимо овладеть экологическими ценностями для
того, чтобы не делать ошибок и не создавать ситуаций, опасных для здоровья и жизни. Экологический подход в гимназии реализуется через экскурсии, проведение
различных экологических акций, решение задач с экологическим содержанием, проведение ролевых игр. Кстати, полилингвальные экскурсоводы, которые могут
провести экскурсии по патриотическому воспитанию подрастающего поколения, подготовлены из числа своих учеников.
Эта работа активно ведется с 2014 года, когда был создан детско-юношеский клуб «Юный экскурсовод». По воле случая и мне пришлось стать участником экскурсии. Ученики пятых классов с огромной любовью показали мне экспонаты музеев, а их в гимназии несколько: это открытый в сентябре 2013 года «Алиш варислары – Наследники Алиша», в мае 2016 года «Милли мирас – Национальное наследие» и в 2017 году «Мәңгелек хәтер» – «Вечная память». Этим ученикам можно поставить отличные оценки! В феврале этого года открылся четвертый по счету музей «Иске татар бистәсе» – «Старо-татарская слобода». Когда я задала свой закономерный
вопрос о финансировании, то получила следующую информацию. Последний музей был открыт на средства гранта, полученного в результате конкурсного отбора
для реализации задач Федеральной целевой программы развития образования на 2016-2020 годы в рамках мероприятия «Поддержка инноваций в области развития и мониторинга системы образования», и на средства гранта «Лучшая практика преподавания на двух государственных языках». Как отметили педагоги, общаясь со мной, многим ученикам полюбился именно этот проект «Школа – музей», поскольку все ученики были вовлечены в научно-исследовательскую и поисковую деятельность. А это способствует их всестороннему и интеллектуальному развитию. Результаты педагогической деятельности радуют директора гимназии, и она показывает мне результаты по ОГЭ и ЕГЭ. По итогам учебного года 2016/2017 двое
учеников Ниез Юлдашев и Ландыш Губайдуллина стали стобалльниками по информатике и татарскому языку. 23 ученика победили в различных олимпиадах, трое из них получили призы в Международной олимпиаде по русскому языку и литературе. Среди почитателей
литературы 11 учеников стали дипломантами Всероссийского конкурса «Илhам».
К счастью, таких примеров множество. Как писал выдающийся татарский поэт Хади Такташ, у каждого времени – свой недуг, у каждого недуга – свой лекарь. Наша
беседа почти закончилась, когда в кабинет зашла пожилая, интеллигентная и статная дама. Оказалось, что Гульфания Латыйповна Жалалова является основательницей этого учебного заведения. По просьбе жителей Советского района она в лихие девяностые годы прошлого столетия, можно сказать, на пустом месте, не имея соответствующей базы, в бывшем здании народного творчества организовала татарскую гимназию. Какая идея легла в основу ее создания? Это воспитание молодого поколения в традициях национальной школы – трудолюбивым, скромным, вежливым, учтивым, начитанным и успешным в условиях мирной жизни. Наверное, поэтому с первых дней существования эта гимназия стала такой популярной среди родителей. Мне показалось, что экс-директор на все происходящие изменения смотрит именно с этой точки зрения. – Когда я шла к тебе, Рахима, мне навстречу попались ученики старших классов, одетые в военную форму из кадетского класса. Я очень расстроилась. Когда мы с командой создавали эту гимназию, не то что предположить, даже подумать не могли, что когда-нибудь здесь будем воспитывать будущих солдат для войны! – печальным голосом сказала пожилой педагог, укоризненно качая головой. Как любая мать, я не могла не согласиться с ней. Конечно, во все времена татар считали храбрыми воинами. Среди них немало героев. Однако является ли открытие кадетских классов в национальной школе необходимостью, чтобы быть конкурентоспособной среди соседей? Этот вопрос остался открытым не только для меня.

Язмага реакция белдерегез

0

0

0

0

0

Реакция язылган инде

Комментарийлар

БАШКА ЯЗМАЛАР

Это интересно

Аудиозаписи

  • Гильм Камай

  • Җәлилнең якын дусты

  • Ирек Нигъмәти - "Кояш сүнде ул йортта"

  • Ләйлә Минһаҗева - "Милләтебезгә тугры, буыннарга үрнәк шәхес"


РЕКОМЕНДУЕМ